Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Выдвинем следующую гипотезу: эффективность формирования социального опыта младших школьников в процессе ознакомления с детской периодической печатью может быть достигнута на следующих условиях:
планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с детской периодической печатью;
использования всего многообразия форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.
К задачам исследования отнесем:
раскрыть сущность понятий «социальный опыт», «детская периодическая печать»;
определить воспитательный потенциал детской периодической печати и выявить способы диагностики сформированности социального опыта младших школьников в контексте исследуемой проблемы;
исследовать условия формирования социального опыта младших школьников в процессе их участия в деятельности по изучению детской периодической печати.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социального опыта младших школьников..................................................................................5
Понятие социального опыта...............................................................5
Педагогическая характеристика структуры социального опыта………………………………………………………………………...8
Глава 2. Влияние детской периодической печати на формировании социального опыта младших школьников………………………………….….10
Потенциал детской периодической печати в формировании социального опыта младших школьников…………………………..…..10
Методика освоения социального опыта школьниками средствами детской периодической печати. …………………………………………13
Глава 3. Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника………………………………………………..………………………16
Заключение………………………………….…………………………….18
Список литературы…………………………………...…………………..19

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_.doc

— 198.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социального опыта младших школьников..................................................................................5

    1. Понятие социального опыта...............................................................5
    2. Педагогическая характеристика структуры социального опыта………………………………………………………………………...8

Глава 2. Влияние   детской периодической печати на  формировании социального опыта младших школьников………………………………….….10

    1. Потенциал детской периодической печати в формировании социального опыта младших школьников…………………………..…..10
    2. Методика освоения социального опыта школьниками средствами детской периодической печати. …………………………………………13

Глава 3. Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника………………………………………………..………………………16

Заключение………………………………….…………………………….18

Список литературы…………………………………...…………………..19

Приложение 1………………………………………………..……………20

Приложение 2………………………………………..……………………22

Приложение 3……………………………………………………………..25

Приложение 4………………………………..……………………………30

Приложение 5………………………………………...…………………...32

Приложение 6………………………………………………..……………37

Введение

Современное общество, развиваясь быстрыми темпами, предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Молодое поколение порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы общества. В связи с этим особую важность приобретает поиск действенных способов стимуляции социального развития школьников в процессе обучения. Социальное развитие личности представляет собой процесс, включающий как усвоение готовых форм социальной жизни, так и приобретение собственного социального опыта, позволяющего молодому человеку ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Одним из эффективных  средств формирования социального  опыта младшего школьника является литература. Именно литература упорядочивает  человеческие представления о мире. На страницах периодических изданий  для детей печатаются сказки, повести, рассказы, пьесы, стихи, авторы которых современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы [1]. Поэтому целесообразно рассмотреть детскую периодическую печать как средство формирования социального опыта младших школьников.

В данной работе необходимо определить эффективность  детской периодической печати как  средства формирования социального  опыта младших школьников.

Соответственно, объектом исследования является процесс формирования социального опыта младших школьников.

В качестве предмета исследования будем рассматривать детскую периодическую печать как средство формирования социального опыта младших школьников.

Выдвинем следующую гипотезу: эффективность формирования социального опыта младших школьников в процессе ознакомления с детской периодической печатью может быть достигнута на следующих условиях:

  • планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с детской периодической печатью;
  • использования всего многообразия форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.

 К задачам исследования отнесем:                        

  1. раскрыть сущность понятий «социальный опыт», «детская периодическая печать»;
  2. определить воспитательный потенциал детской периодической печати и выявить способы диагностики сформированности социального опыта младших  школьников в контексте исследуемой проблемы;
  3. исследовать условия формирования социального опыта младших школьников в процессе их участия в деятельности по изучению детской периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические аспекты проблемы формирования социального  опыта младших школьников

 

    1. Понятие социального опыта

Само понятие  «опыт» в разных научных дисциплинах  трактуется по-разному. Многие авторы занимались проблемой раскрытия  сущности социального опыта. Это – философы С.Э.Крапивенский, Т.П.Малькова, Э.Сепир, В.Е.Кемеров, культуролог АЛ.Флиер, психолог А.С.Белкин, педагоги В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Н.Е.Щуркова, Л.А.Беляева и др. Каждый из авторов вносит новые черты в описание социального опыта.

В педагогике социальный опыт можно рассматривать как  смыслообразующее понятие. Специально организованная деятельность по передаче социального опыта – это суть педагогического процесса [10].

Под социальным объективированным опытом в современном образовании понимается опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен во всей совокупности знаний, накопленных человечеством. Он «опредмечен» в  материальной и духовной культуре, как в вещно-предметных формах, так  и  в формах социальных отношений и общения, в формах и способах деятельности; зафиксирован посредством языка в общественном сознании, в формах и способах мышления, в общих и специфических знаковых системах, имеющих общественное значение в специальной деятельности людей [7].

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром, это результат его социализации и воспитания. Овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Предметное  содержание социального опыта ребенка выстраивается определенным образом. Первый уровень складывается вокруг знания о том, «как делать»: как есть ложкой, как пить из чашки, как переходить улицу... В этом наборе опыта человек нуждается сразу после рождения. Он расширяется в разнообразных действиях ребенка. Взрослея человек пополняет эту область предметного содержания своего социального опыта. Второй уровень предметного содержания социального опыта связан с формированием знания «как делают другие». Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя  взаимосвязанными путями: стихийно (включаясь  в совместные с другими людьми акты поведения, ребенок присваивает социальный опыт); как целенаправленный процесс (овладение социальным опытом реализуется как специально организованное обществом воспитание, просвещение, обучение); спонтанно (этот путь подразумевает врожденную адаптированность человека к условиям окружающей среды).

Ребенок приобретает  социальный опыт:

  • в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков;
  • в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп;
  • в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

Однако, накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Успешно социализирует та деятельности, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

  • воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
  • вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
  • предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
  • предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Одна из важнейших  задач педагогов начальной школы  – помочь ребенку обращаться к  своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Предлагая детям тот или иной элемент содержания воспитания, обучения, их следует направлять на соотнесение этого содержания со своим социальным опытом: что принять, от чего отказаться, в каких прежних представлениях усомниться, в чем еще раз утвердиться, над чем впервые задуматься [3].

 

 

 

 

 

 

    1. Педагогическая характеристика структуры социального опыта

Педагогический  подход к характеристике социального  опыта состоит в том, чтобы  обосновать существенные признаки его проявления в деятельности, поведении, суждениях детей и определить педагогические условия процесса становления социального опыта [3].

К характеристикам, описывающим социальный опыт, относятся: материальная производственная деятельность, социальные отношения, художественная практика, научная практика (С.Э.Крапивенский); знание о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт осуществления творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения (В.В.Краевский и П.Я.Лернер); опыт отношения к природе, опыт организации жизнедеятельности общества и человека (Н.Е.Щуркова); процесс и результат взаимодействия общественного субъекта с внешним миром [10].

Выделяют следующие  характеристики структуры социального  опыта: содержательный, позиционно-оценочный и функциональный.

Содержательный  аспект проявляется в представлениях о главных жизненных ценностях и включает в себя:

  1. Когнитивный компонент содержит информацию, которую ребенок получает из разных источников, в различной степени осознает и структурирует, используя для объяснения событий и явлений;
  2. Эмоциональный компонент выражает эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям социальной действительности, к людям или к самому себе как члену социума;
  3. Действенный (поведенческий) компонент проявляет мотивационную сущность детей, желание или неделание действовать в смысловой «рамке» данного представления.

Позиционно-оценочный  аспект системы социального опыта ребенка выражается через тенденцию проявления рефлексивной позиции личности, ее активности, готовности к самоопределению в различных жизненных ситуациях.

Функциональный  аспект системы социального опыта определяется тем, как у него складывается тот или иной стиль жизни. Разные стили жизни (имеется в виду субъективное выражение личностью ребенка своего образа жизни) способны либо благоприятствовать, либо, напротив, препятствовать полноценному социальному становлению личности [3].

В.В. Краевским и И.Я. Лернером выделяются следующие составляющие социального опыта:

  1. опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности);
  2. опыт осуществления известных способов деятельности -  в форме умений  действовать по образцу (включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений);
  3. опыт творческой деятельности -  в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив);
  4. опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно определенных объектов, входящих в систему ценностей) [7].

Необходимо усилить описанием  специфики младшего школьного возраста, и, соответственно специфики усвоения ребенком социального опыта.

 

Глава 2.

Влияние   детской периодической печати на  формировании социального опыта младших школьников

 

    1. Потенциал детской периодической печати в формировании социального опыта младших школьников

Концепция детской  периодической печати представляет собой следующее: транслируя максимум публицистической, беллетристической, научной информации всех сфер общественного бытия, адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные периоды детства, обеспечивая соответствующие формы мышления и восприятия, содействовать развитию и становлению личности, социализации юных граждан.

Что же представляют из себя современные детские периодические  издания? Как им удается реализовывать  свои функции?

Для газеты наибольший интерес представляет ее «повседневное вмешательство в движение и возможность быть непосредственным рупором этого движения, отражением текущей истории во всей ее полноте, непрерывное живое взаимодействие между народом и ежедневной печатью». (М.В. Попова «Современные советские детские журналы как тип издания». М., 1992. С.18)

Журналы в современном  информационном поле представляют большой  массив, имеют возможность панорамного  взгляда на социальную ситуацию, комплексного подхода к ее анализу. Журнал дает максимум информации из разных областей знаний [8]. Журнальная продукция для детей очень разнообразна и разнопланова даже в пределах одного номера: ведь туда включены произведения на разные темы, различных жанров и многих авторов. Многообразие направлений и рубрик детских журналов дает возможность учителю обратить внимание ребенка-читателя на то, как многомерен и необычен окружающий его мир [9].

Информация о работе Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника