Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Выдвинем следующую гипотезу: эффективность формирования социального опыта младших школьников в процессе ознакомления с детской периодической печатью может быть достигнута на следующих условиях:
планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с детской периодической печатью;
использования всего многообразия форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.
К задачам исследования отнесем:
раскрыть сущность понятий «социальный опыт», «детская периодическая печать»;
определить воспитательный потенциал детской периодической печати и выявить способы диагностики сформированности социального опыта младших школьников в контексте исследуемой проблемы;
исследовать условия формирования социального опыта младших школьников в процессе их участия в деятельности по изучению детской периодической печати.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социального опыта младших школьников..................................................................................5
Понятие социального опыта...............................................................5
Педагогическая характеристика структуры социального опыта………………………………………………………………………...8
Глава 2. Влияние детской периодической печати на формировании социального опыта младших школьников………………………………….….10
Потенциал детской периодической печати в формировании социального опыта младших школьников…………………………..…..10
Методика освоения социального опыта школьниками средствами детской периодической печати. …………………………………………13
Глава 3. Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника………………………………………………..………………………16
Заключение………………………………….…………………………….18
Список литературы…………………………………...…………………..19

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

В классических детских логика построения номера традиционная. На первых страницах журналов —  материал, посвященный различным  датам. Затем — стихи, проблемные статьи, рассказы, рисунки, стихи, юмористические страницы, фотоснимки, рубрика типа «Сделай сам».

Ни один из детских  журналов не обходится без «почтового отделения», везде есть рубрики, где  публикуется основная часть читательской корреспонденции. Во всех журналах и газетах присутствуют публицистика и беллетристика. Специфика публицистики в детских изданиях обусловливается  возрастной периодизацией, психологией восприятия детьми текстов и образов. У нее есть даже свое определение — «художественная публицистика». Из беллетристики в периодических изданиях печатаются стихи, рассказы, юморески, повести, т.е. малые литературные жанры, их объем составляет практически половину объема изданий. Детская периодика не обходится без произведений русских, советских, зарубежных классиков. Жанровое обеспечение изданий нельзя назвать особенным, можно лишь сделать поправку о частоте обращений к той или иной форме: стихи, загадки, скороговорки, рассказы, сказки всех жанров. Из журнальных жанров — заметки, зарисовки, более редкие —детективы, повести с продолжением из журнала в журнал, очерки о людях и природе, а также чаще других встречаются заметки, репортажи, интервью. Реже можно увидеть статью, рецензию, фельетон.

Из журнала  в журнал кочуют юморески с расхожими  сюжетами, «бородатые» анекдоты, выдержки из школьных сочинений, частушки, комиксы.

В детской прессе не может быть тематических ограничений. Поэтому наравне с традиционными  темами – природа, люди, искусство, история и т.д., появились новые, внесенные жизнью статьи: о рыночной экономике, уроки безопасности. Одно из доказательств того, что детская периодика связана с жизнью общества, - появление нового направления в ней – технического (журнал «Компьютерные игры для детей) [8].

В конце каждого параграфа должен быть логический «переход» к следующему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика освоения социального опыта школьниками средствами детской периодической печати

Корректировать и совершенствовать духовные запросы детей может  и должно чтение. Однако многое зависит  от того, какие образцы читательского поведения предлагают взрослые, и как обучает их читать учитель [9]. В современной России печатается множество журналов и газет для детей младшего школьного возраста (см. Приложение 1). Детская периодика знакомит ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учит справедливости и доброте, воспитывает нетерпимость к безобразному. Но нельзя допустить, чтобы младший школьник читал всё, что попадёт ему в руки. Прежде всего, учитель должен со всей серьезностью отнестись к выбору  издания, с которого начнется знакомство школьников с детской периодикой.  Кроме того учитель должен рекомендовать родителям журналы и газеты, которые может и должен читать младший школьник, советует, как помочь ребёнку выбрать такое издание, как с ним беседовать о прочитанном.

Как и любое  средство воспитания, детские периодические  издания должны отвечать социокультурным  требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим и правовым. Введенные в контекст деятельности, они не должны нарушать гигиеническую среду; должны быть красивы для восприятия; их стоимость не должна заслонять собою содержание; они не должны провоцировать аморальных или противоправных действий [5]. Детская журнальная и газетная продукции должны соответствовать возрастным особенностям детей, на которых они рассчитаны.

Однако, подбирая детские журналы для работы в  начальной школе, учителю следует  обращать внимание не только на их содержательную сторону, но и на оформление [9]. Внимание детей неустойчиво, чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок) [8]. Однако, должны соблюдаться гигиенические требования: шрифты должны быть упрощенного рисунка, картинки не должны раздражать зрение, текст не должен быть напечатан на пестром фоне, также не желательно использование темных и мрачных цветовых сочетаний.

Эффективность использования детских журналов и газет как средства формирования социального опыта во многом зависит от того, как пройдет знакомство школьников с такими изданиями.

На страницах  детских журналов живут и действуют  веселые человечки, игрушки, герои детских мультфильмов, реальные и вымышленные животные. Каждый из журналов имеет своего героя. Дети воспринимают их как реальность – пишут им письма, обращаясь с просьбами и спрашивая советов [8]. Чтобы знакомство с такими изданиями прошло ненавязчиво, можно не давать сразу детям в руки детские журналы, а ввести в их школьную жизнь героя одного из журналов, который стал бы для ребят примером.

Пример –  воспитательный метод исключительной силы, основанный на подражательности, благодаря которой люди овладевают социальным и нравственным опытом. В механизме подражания можно выделить три этапа: 1) непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица; 2) формирование желания действовать по образцу; 3) синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющихся в приспособлении поведения к поведению кумира. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Однако в журнальных статьях встречаются не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное поведение героев рассказов, сказок, стихов, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы просто необходимо.

Подбор детских  журналов должен осуществляться таким образом, чтобы на их основе можно было развивать нравственную культуру, формировать социальный опыт школьников. Нужно добиваться, чтобы дети сами стали пропагандистами детских журналов, рассказывали о прочитанном дома, своим товарищам, обсуждали с ними и учителем наиболее волнующие вопросы. Учитель регулярно рекомендует младшим школьникам журналы для их самостоятельного чтения и использует их в беседах с детьми.

Этическая беседа – метод привлечения воспитанников  к выработке правильных оценок и  суждений по всем волнующим вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру: анализ фактов; их оценка; обобщение и самостоятельный вывод. Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов способствует не только уточнению нравственных представлений, но и расширению жизненного опыта детей.

Рассказ на этическую  тему служит источником знаний, обогащает  нравственный опыт личности опытом других людей. В младших классах он должен быть краток, эмоционален, доступен, соответствует социальному опыту школьников [6]. Рассказывание может быть тематическим, например, по сюжетам сказок, по рассказам о животных, о природе, по военным рассказам, прочитанным на страницах детских журналов. Это могут быть и встречи с любимыми героями (каждый из учеников представляет «своего» запомнившегося и полюбившегося героя), пересказы увлекательных отрывков. Это могут быть и игры и викторины.

 

 

 

Глава 3.

Описание  методик для изучения социального опыта младшего школьника

 

В соответствии с четырьмя составляющими социального опыта (знание, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека) мною предложены четыре методики для изучения каждого из них с целью полного представления об уровнях сформированности изучаемого явления.

Методика  «Самоанализ (анализ) личности» (Приложение 2) позволяет оценить уровень проявления социально ценных качеств личности:

  • активность нравственной позиции;
  • коллективизм;
  • гражданственность в труде;
  • трудолюбие;
  • волевые качества [7].

Адаптированный  вариант теста «Размышляем о  жизненном опыте» для младших  школьников (Приложение 3) направлен на то, чтобы оценить уровень сформированности у учащегося компетентности ценностно-смысловой ориентации в мире [2].

Методика  для изучения социализированности  личности учащегося  (Приложение 4) помогает оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащегося [7].

Методика  «Направленность личности» (Приложение 5) направлена на оценку уровня сформированности у учащегося опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Предложенная методика позволяет выявить следующие направленности личности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность  на о6щение (О) - стремление при  любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность  на дело (д) - заинтересованность  в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели [7].

Так как нам  важно изучить влияние детской  периодической печати на формирование социального опыта младшего школьника, необходимо проводить диагностику  несколько раз на протяжении работы школьников с материалами из детских журналов и газет, чтобы отследить динамику развития изучаемого явления.

Для оценки общей  ориентировки в окружающем мире детей  с I по V классы и для выяснения  запаса их бытовых знаний используется методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Приложение 6). Под общей ориентацией детей в окружающем мире и запасом бытовых знаний понимаются сведения, которые ребенок имеет о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, где он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах [4].

Заключение

В результате исследования удалось выяснить, что детские  периодические издания в руках  учителя при умелом их подборе и использовании могут во много помочь в процессе формирования социального опыта младших школьников. Они являются одновременно и источником знаний, и источником чувств, в них собраны произведения разных жанров на темы морали. Уже само многообразие направлений и рубрик детских журналов дает возможность учителю обратить внимание ребенка-читателя на то, как многомерен и необычен окружающий его мир. Иллюстрации к сказкам, рассказам, басням, стихам могут стать средством приобщения к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность [9].

Анализ научно-методической литературы подтвердил верность выдвинутой в начале исследования гипотезы: эффективность формирования социального опыта младших школьников в процессе ознакомления с детской периодической печатью может быть достигнута на следующих условиях:

  • планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с детской периодической печатью;
  • использования всего многообразия форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: являясь эффективным средством формирования социального опыта младшего школьника,  детская периодика должна стать особым предметом для рассмотрения в школе детьми. Ее роль в формировании социального опыта велика.

 

 

 

Список  литературы

 

1. Андросенко  Т. Детскому журналу «Мурзилка» 75 // Начальная школа. – 1999. –  №5. – С. 112.

2. Воспитательный  процесс: изучение эффективности.  Методические рекомендации / Под  ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ  Сфера, 2003. – 128с.

3. Голованова  Н.Ф. Социализация и воспитание  ребенка: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений.  – СПб.: Речь, 2004. – 272с., илл.

4. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед.  учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2001. —  Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое  исследование с элементами математической  статистики. — 640 с.

5. Педагогика: Учебное  пособие для студентов педагогических  вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. –  М.: Педагогическое общество России, 1998 – 640с.

6. Подласый И.П.  Педагогика: Новый курс: Учеб. Для  студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.: ил.

7. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008 – 32 с.

8. Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. – 2003. – №1. – С. 108-113.

9. Юрьева Н.С.  Что может детский журнал // Начальная  школа. – 2005. – №2. – С. 29-34.

10. http://do.teleclinica.ru/206139/ - Бычкова В.С., Зубкова Т.И. Социальный опыт как основа социального воспитания.

 

 

 

Приложение 1

Обзор российских периодических изданий  для младших школьников

ЖУРНАЛЫ / АЛЬМАНАХИ

От 6 до 8 лет

От  9 до 10 лет

О природе  и экологии

«Свирелька»

«Филя»

«Винни-Пух»

«Тошка и  компания»

 

Литературно-художественные

«Колобок и  два жирафа»

Литературно-художественные

«АБВГД»

«Новая игрушка»

«Булатова Поляна – детский журнал сказок»

Познавательно-развивающие

«Дисней для малышей»

«Том и Джерри»

«Колокольчик»

«Микки-Маус»

Познавательно-развивающие

«Веселые уроки»

«Поиграем в  сказку»

«Мастерилка»

«Розовый слон»

«Веселый затеник»

Юмористические

«Веселые картинки»

Для девочек

«Принцесса»

«Играем с Барби»

Спортивные

«Веселые медвежата»

 

От 8 до 11 лет 

До 12 лет

О природе  и экологии

«Муравейник»

«Свирель»

Для мальчиков

«Икс-пилот-мастер»

Литературно-художественные

«Детское чтение для сердца и разума»

Литературно-художественные

«Мурзилка»

«Автобус»

«Клепа» (альманах)

 

Технические

«Компьютерные игры для детей»

Религиозные

«Божий мир»

Религиозные

«С нами Бог»

Познавательно-развивающие

«Абажурчик»

«Незнайка плюс»

«Нафаня»

Познавательно-развивающие

«Детский журнал головоломок»

«Отчего и почему»

«Сканики»

 

Юмористические

«Ералаш»

ГАЗЕТЫ

От 7 до 10 лет

От 9 до 12 лет

«Жили-были»

«Детская юмористическая газета»

«Детская веселая  газета»

«Детская газета»

«Незнайка»

«Поле чудес  для детей»

«Абракадабра»

«Пионерская правда» 
«Детские головоломки. Веселая терадь»

Информация о работе Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника