Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа
Среди задач можно выделить следующие:
1)определить сущность понятий «мода» и «модные тенденции»;
2)описать научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния модных тенденций на социализацию молодёжи;
3)выявить модные тенденции среди молодёжи и раскрыть опасности их влияния;
4)представить пути и способы решения проблемы опасности модных тенденций среди молодёжи.
Введение 4
1 Теоретические основы исследования проблемы модных тенденций среди молодёжи в педагогике 6
1.1 Сущность понятий «мода» и «модные тенденции» 6
1.2 Особенности модных тенденций среди молодёжи и их опасности 9
1.3 Научно-практические подходы к исследованию проблемы модных тенденций среди молодёжи 14
2 Социально – педагогическое исследование опасности модных тенденций среди молодёжи 17
2.1 Задачи, методы и организация исследования 17
2.2 Анализ и результаты исследования опасных модных тенденций среди молодёжи 20
2.3 Пути и способы решения проблемы опасности модных тенденций среди молодёжи
Заключение 26
Библиографический список 30
Приложение А Анкета на выявление модных тенденций 33
Итак, представители подходов рассматривают моду по-разному и выдвигают своё представление о ней и ее влиянии.
Зарубежные исследователи отмечают, что в контексте современных тенденций моды конструируется определенная система представлений о модификациях тела как о способах преодоления границ тела, влекущих за собой раскрытие новых измерений духовности. Модификации тела позиционируются как некие утонченные способы личностного роста для избранных.
Немногочисленные
исследования модификаций тела, сообщения
о которых встречаются
В контексте модели проблемного поведения следует отметить концепции склонности к риску и поиску ощущений С. Линга, М. Цукермана, В. А. Петровского. Понятия «edge work» («нахождение на грани») С. Линга, «sensation seeking» («поиск ощущений») М. Цукермана, «неадаптивная активность» В. А. Петровского описывают различные аспекты риска[11].
В данных
подходах риск рассматривается
как особый психосоциальный
2 СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПАСНОСТИ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ.
2.1 Задачи, методы и организации исследования
Целью эмпирического исследования явилось: выявить уровень и отношение молодёжи к модным тенденциям.
Задачи исследования:
Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы:
В качестве экспертов привлекались сотрудники салонов красоты.
Организация исследования проходила в три этапа, следующим образом:
1. Подготовительный этап проведения эмпирического исследования. На данном этапе осуществлялся поиск и анализ литературы. Продумывался весь процесс исследования, и решались организационные вопросы. Планируется последовательность действий, выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Выбор методов и методик социально-педагогического исследования. Определяется выборка для эмпирического исследования. Для осуществления исследования была специально разработана анкета, позволяющая выявить отношение молодёжи к видам модных тенденций и уровень их следования им.
2. Основной этап проведения эмпирического исследования.
После подбора
необходимых методик для
Главным в этом этапе является обработка данных, интерпретация и объяснение результатов, формулировка выводов.
Базой проведения исследования выступил Амурский государственный университет (АмГУ) и сельская школа.
В исследовании приняли участие студенты факультета социальных наук, инженерно-физического и энергетического факультетов, с первого по четвёртый курсы, а также учащиеся 9-11 классов. Респонденты в возрасте от 16 до 22 лет. Общий объем выборки составил 105 человек, из них 63 девушки, и 42 юноши.
В процессе выполнения
основного этапа был
Следующий используемый нами метод исследования – сравнение. Это метод используется для установления по определённому признаку сходства или различия изучаемых (исследуемых) объектов, явлений путём их сопоставления. В рамках метода сравнения, мы пронаблюдали различие в отношении к модным тенденциям по результатам анкетирования между школьниками и студентами.
Чтобы определить значимость для респондентов каждого из видов тенденции моды, нами был использован метод ранжирования понятий. По определению И.Ф. Девятко, ранжирование – это такая процедура, при которой «респондент упорядочивает весь представленный ему список – пунктов, суждений, объектов и т. п. – вдоль одномерного континуума какого-то качества (при этом не отмечая своего собственного положения на континууме)» [28]. Метод ранжирования основан на простых, интуитивно доступных и для исследователей, и для респондентов операциях. Поэтому он является одним из старейших и популярнейших методов измерения в социальных науках.
Для того, чтобы узнать, какая категория населения посещает салоны красоты с целью преобразить свою внешность при помощи модных тенденций, мы использовали метод экспертных оценок. Это метод анализа и оценки процессов, на основе мнения квалифицированных экспертов.
Выбранные методики информативны. Исполнение данных методик позволят нам решить поставленные задачи.
2.2 Анализ и результаты исследования
Несомненно, следование тенденциям моды свидетельствует о том, что человек пытается преобразить свой внешний вид, не отставать от основной массы людей, быть в курсе каких-либо новшеств. Но каждый выбирает для себя, с помощью каких тенденций он сможет этого добиться. Это зависит от того, насколько общество информировано о последствиях некоторых видов моды. Эти аспекты мы попытались выяснить.
Нами была разработана анкета, которая включает в себя 5 вопросов, один из которых подразумевает ранжирование понятий. Ответы на вопрос: «Следуете ли Вы тенденциям моды?», показали, что 90% опрошенных следуют модным тенденциям; и всего 10% считают, что они не имеют никакого отношения к моде. Отсюда следует вывод, что большая часть молодых людей стремится преуспеть за новшествами моды.
Рисунок 1 – показатель следования тенденциям моды.
Для того, чтобы узнать причины, по которым молодые люди стараются следовать моде, был задан вопрос: «Что Вас побуждает к тому, чтобы не «отставать от моды?». 18% ответили: «потому, что так делает большинство людей»; 35% - любят всё модное и современное; 9% утверждают, что если они не будут следовать моде, то будут изгоем среди своих друзей; 23%-любят поэкспериментировать над своей внешностью; 11% респондентов предложили свой ответ: «это моё желание».
Рисунок 2 – причины следования моде.
При анализе вопроса: «Следуете ли в Вы моде (пирсинг, шрамирование, заниженная талия одежды, татуировки, энергетические напитки)?», было выявлено, что 70% используют виды модных тенденций; 30%-не привлекают данные атрибуты. В результате уточнения того, какие именно атрибуты присутствуют у респондентов, были получены следующие результаты: пирсинг у 54%, обладатели тату – 35%, употребление энергетико – 48%, присутствует шрамирование у 1% опрошенных, заниженная талия одежды – 84%. Сравнивая школу и ВУЗ, можно сделать вывод, что наибольший показатель у студентов.
Рисунок 3 – следование атрибутам моды.
Результатом вопроса:
«Задумывались ли Вы над возможными
негативными последствиями
Рисунок 4 – показатель
информированности опасности
В результате ранжирования понятий по степени личной значимости, было выявлено, что на первом месте среди модных тенденций оказалась «заниженная» талия одежды; на втором – татуировки, далее – пирсинг; на четвёртом месте – энергетические напитки, и наименее популярным оказалось шрамирование.
Рисунок 5 – ранжирование понятий.
В результате использования метода экспертных оценок, при опросе специалистов салонов красоты, было выявлено, что основной категорией общества следования опасным модным тенденциям является молодёжь. Сотрудники утверждают, что в основном, молодые люди идут в салоны целенаправленно и не интересуются теми последствиями, которые могут возникнуть. Хотя, как говорят специалисты, если всё сделать грамотно, то ничего страшного произойти не может. Но известно, что не все идут в сертифицированные салоны, стремясь сэкономить деньги, а, следовательно, и пренебречь своим здоровье.
Мы также поинтересовались причинами следования молодёжи данным модным тенденциям. По мнению специалистов, молодые люди украшают себя экзотическим способом по разным причинам. Многие поддаются течению моды, не задумываясь ни о чём. Другие считают, что благодаря этому они будут выглядеть привлекательнее, что именно этого им не хватает до совершенства. Украшательство тела также служит способом выражения независимости, способом подчеркнуть свою индивидуальность. Многих побуждает к этому стремление досадить родителям. Эта потребность в самовыражении, по-видимому, объясняется нежеланием следовать общепринятым нормам и духом бунтарства. Некоторых людей побуждают глубокие психологические и эмоциональные потребности. Они считают, это поможет им самоутвердиться. А те, кто в детстве претерпел издевательства и насилие, считают, что пирсинг и татуировка позволит им чувствовать себя хозяевами своего тела.
2.3 Пути и способы решения проблемы опасности модных тенденций среди молодёжи
Произведя анализ научной литературы, мы сформулировали пути и способы решения проблемы. К ним относятся:
1) Использование
«информационной» модели
2)Тренинги.
3)Вовлечение молодёжи в антипропаганду опасных тенденций моды.
4)Проведение урока-конференции «Нужна ли нам такая мода?»
Цель: Ознакомить молодых людей с опасностями современных тенденций моды.
Задачи:
1. Рассказать о последствиях нанесения татуировок, пирсинга, шрамирования, о вреде употребления энергетиков.
2. Заставить задуматься о невозможности слепого следования моде.
Ход урока:
1.Презентация «Молодёжная мода»
2.Беседа о последствиях нанесения татуировок, пирсинга, шрпмирования.
4.Оглашение результатов анкетирования.
5.Рефлексия.
Следующим этапом нашей работы будет проведение круглого стола, основными задачами которого являются:
1. Разъяснить учащимся, что человек, его психическое и физическое здоровье являются основной ценностью в этой жизни;
2. Дать возможность молодёжи осознать свою уникальность и стимулировать их к дальнейшему развитию черт индивидуальности, способности к самопознанию;
3. Рассказать о пагубном влиянии слепого следования моде на здоровье.
Возможные рекомендации для молодых людей:
1. Если вы хотите следовать моде, то лучше смотреть показы на подиуме, чем подражать своим кумирам, которые делают это для своей популярности и востребованности.
2. Самое важное в моде: выбор места и времени, соответствие одежды, обуви и аксессуаров.
3. Нужно всегда думать о том, как вы одеваетесь, для чего, кто вас будет оценивать, и как вы будете вести себя.
4. Глупо ругать моду за то, что она придумывает новые формы и линии. Это все равно, что обвинять врачей в том, что они разрабатывают новые лекарства. Важно уметь выбирать модные тенденции, безопасные для вашего здоровья.
5)Профилактика.
6) Работа с семьёй. Родители должны быть информированы о возможном нанесении вреда (влиянию на организм, видах, причинах).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отдавая дань моде,
следуя рекламным призывам, с каждым
годом все больше людей, особенно молодежи,
поддаются соблазну модных тенденций.
Проблема становится всё более популярной.
Ею занимались социологи, психологи, врачи.
На данный момент возрастает роль государства
в решении данной проблемы. Например, разрабатывается
законодательная база, которая будет контролировать
продажу и употребление энергетических
напитков. Безусловно, неосознанное стремление
выделиться за счёт опасных модных тенденций,
ведёт к серьёзным последствиям.
Информация о работе Опасности модных тенденций среди молодёжи как социально- педагогическая проблема