Опасности модных тенденций среди молодёжи как социально- педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Среди задач можно выделить следующие:
1)определить сущность понятий «мода» и «модные тенденции»;
2)описать научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния модных тенденций на социализацию молодёжи;
3)выявить модные тенденции среди молодёжи и раскрыть опасности их влияния;
4)представить пути и способы решения проблемы опасности модных тенденций среди молодёжи.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы исследования проблемы модных тенденций среди молодёжи в педагогике 6
1.1 Сущность понятий «мода» и «модные тенденции» 6
1.2 Особенности модных тенденций среди молодёжи и их опасности 9
1.3 Научно-практические подходы к исследованию проблемы модных тенденций среди молодёжи 14
2 Социально – педагогическое исследование опасности модных тенденций среди молодёжи 17
2.1 Задачи, методы и организация исследования 17
2.2 Анализ и результаты исследования опасных модных тенденций среди молодёжи 20
2.3 Пути и способы решения проблемы опасности модных тенденций среди молодёжи
Заключение 26
Библиографический список 30
Приложение А Анкета на выявление модных тенденций 33

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 741.50 Кб (Скачать)

+Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБУВПО «АмГУ»)

 

Факультет социальных наук

Кафедра  психологии и педагогики

Специальность 050711 – социальная педагогика

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему: Опасности модных тенденций среди молодёжи как социально- педагогическая проблема

по дисциплине «Социальная педагогика»

 

 

Исполнитель           

студент группы 062 _______________________   Е.А. Бедненко

 

Руководитель

доцент, канд. пед. наук _______________________  Е.А. Бурдуковская 

 

Нормоконтроль           ________________________  Е.А. Бурдуковская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 35 с., 35 источника

 

МОДА, МОДНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАПИТОК, ТАТУИРОВКА, ПИРСИНГ, ШРАМИРОВАНИЕ, «ЗАНИЖЕННАЯ ТАЛИЯ ОДЕЖДЫ»

 

В курсовой работе освещена актуальная проблема опасности  модных тенденций среди молодежи. Целью  работы является изучение проблемы популяризации модных тенденций среди молодёжи и выявление путей и способов реализации педагогических условий снижения их опасности. Дан обзор сведений о научных деятелях, занимающихся проблемой влияния -моды. Показано влияние модных тенденций на психическое, физическое состояние организма в целом. Описаны  пути и способы решения проблемы влияния опасных модных тенденций среди молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  4                   

1 Теоретические  основы исследования проблемы  модных тенденций среди           молодёжи в педагогике                                                                                         6

    1.1 Сущность понятий «мода» и «модные тенденции»                                  6

    1.2 Особенности модных тенденций среди молодёжи и их опасности         9             

    1.3 Научно-практические подходы к исследованию проблемы модных            тенденций среди молодёжи                                                                             14

2 Социально – педагогическое исследование опасности модных тенденций среди молодёжи                                                                                                     17

     2.1 Задачи, методы и организация исследования                                        17

     2.2 Анализ и результаты исследования опасных модных тенденций среди молодёжи                                                                                                                20

     2.3 Пути и  способы решения проблемы опасности  модных тенденций среди молодёжи

Заключение                                                                                                            26

Библиографический список                                                                                  30

Приложение А Анкета на выявление модных тенденций                          33                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мода и  модные тенденции оказывают большое  влияние на жизнь людей. Особенно, им подвержены молодые люди, часто  не задумывающихся  об опасностях, которые  несёт в себе  стремление к  самовыражению, обусловленное модными тенденциями. В самом общем виде мода рассматривается как целостное и универсальное социально-психологическое явление, которое имеет ценностную (аксиологическую) природу,  проявляется в разных сферах общественной жизни.

Под модой подразумевается  и непродолжительное господство определённого типа стандартизированного поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей.

Мода формируется  в процессе непосредственного и  опосредованного общения с включением таких социально-психологических механизмов, как заражение, подражание, внушение, конформность, идентификация, и распространяется путем наиболее предпочтительных и привычных для того или иного сообщества коммуникационных каналов. В основе формирования и распространения моды лежат неочевидные причинно-следственные связи; она развивается стихийно и в то же время испытывает на себе влияние различных факторов общественной жизни и целенаправленных регулятивных воздействий.

Энергетические напитки, пирсинг, шрамирование, заниженная талия одежды, татуировки – всё это модные тенденции молодёжи. Актуальность исследования данного явления состоит в том, что модные тенденции начинают набирать популярность среди молодёжи.  Действительно, баночка напитка на первых порах снимает усталость, без неё уже нельзя представить подготовку к экзамену и отдых в ночном клубе. В толпе все чаще встречаются проколотые носы, губы, языки, пупки.  Давно кануло в лету то время, когда татуировки считались чем-то предосудительным и ассоциировались только с уголовным миром. В наши дни тату – это способ самовыражения, маленькое художественное произведение на теле, мало  напоминающее свою предшественницу – армейскую или тюремную наколку.

Безусловно, придерживаясь  модных тенденций, молодёжь наносит вред своему организму. Проблемой является негативное воздействие модных тенденций на молодых людей.

Итак, целью  курсовой работы является: на основе теоретических и практических данных выявить модные тенденции и опасности их влияния на молодёжь.

Объектом исследования выступают  модные тенденции.

Предметом исследования является опасности модных тенденций среди молодёжи.

Среди задач можно выделить следующие:

1)определить сущность понятий «мода» и «модные тенденции»;

2)описать научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния модных тенденций на социализацию молодёжи;

3)выявить модные тенденции  среди молодёжи и раскрыть  опасности их влияния;

4)представить пути и способы решения проблемы опасности модных тенденций среди молодёжи.

Гипотеза: если молодёжь будет владеть научно-обоснованной информацией о влиянии модных тенденций на организм в целом, то возникнет осмысленное отношение  к процессу их использования.

К методам, с  помощью которых будет проводиться  исследование, относятся анализ научной литературы, анкетирование, ранжирование понятий, метод экспертных оценок.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОПАСНОСТИ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

 

1.1. Сущность понятий «модные тенденции», «мода», «пирсинг», «тату», «шрамирование», «энергетичесий напиток», «заниженная талия одежды»                                                                                                         

Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи.

С другой стороны, мода сама является субъектом изменений  внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей [22].

Мода находит  своё отражение во многих сферах человеческой деятельности, а так же является предметом изучения таких наук, как  социология, культурология, философия, педагогика.

С педагогической точки зрения, мода характеризуется в основном как периодическое смена культурных образцов, непродолжительное господство определённого вкуса в какой – либо сфере жизни или культуре.

Немецкий социолог XIX в. Г. Зиммель (1858—1918), уделявший много  внимания феномену моды, определил ее как компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлениям собственной индивидуальности. С одной стороны, мода существует как массовое подражание всеобще признанным модным образцам, с другой — выражает стремление человека с ее помощью достичь индивидуализации и самостилизации своего внешнего облика. Противоречивый характер моды отражается и в ее цикле: массовость выступает одновременно и условием возникновения моды, и причиной ее угасания, умирания — в тот момент, когда определенный стиль обретает массовую популярность.

Объективный характер моды, невозможность существования  человека — члена социума —  вне этого культурного явления  наглядно демонстрирует такой феномен, как антимода. Антимода отражает стремление определенного круга людей одеваться и вести себя согласно своим собственным представлениям, отличным от нормативных правил, предписанных "приличным" обществом. Этот протест против установившихся в обществе правил и идеалов имеет глубокие исторические корни. В современном обществе он находил выражение в движении битников, хиппи, панков, создававших в свое время своеобразные молодежные субкультуры. Но, рождаясь, как альтернатива общепринятому вкусу, антимода обречена со временем обратиться в свою противоположность — в официальную моду, сохраняя при этом формальные внешние проявления, но утрачивая идейное содержание. Таким образом, значение моды состоит в том, что она является одним из способов трансляции и функционирования некоторых феноменов культуры — ценностных установок, стиля, вкуса, эстетического идеала.                         Рассматривая жизнь общества как противостояние противоположностей, Г. Зиммель обращает внимание на такой психологический механизм, как подражание. Он определяет его как процесс перехода от групповой к индивидуальной жизни. Привлекательность подражания, по мнению социолога, в том, что она представляет возможность целенаправленной и осмысленной деятельности и там, где нет ничего личного и творческого [32].

Таким образом, подражание освобождает индивида от мучений, связанных с выбором, и позволяет ему выступать просто в качестве творения группы, сосуда социальных содержаний.

Мода означает, с одной стороны, присоединение  к равным по положению, единство характеризуемого ею круга и именно этим отъединение этой группы от нижестоящих, определение их как не принадлежащих к ней. Связывать и разъединять — таковы две основные функции, которые здесь неразрывно соединяются; одна из них, несмотря на то или именно потому, что она является логической противоположностью другой, служит условием ее осуществления.

Мода как  явление включает в себя несколько  педагогических аспектов:

1)подражательность - мода как процесс подражания своему эталону;

2)взаимопроникновение тенденции к социальному выравниванию с тенденцией к индивидуальному различию;

3)иррациональность - мода обращена к эмоциям, а не к логике человека;

4)демонстративность - демонстрация принадлежности к определённому слою в обществе;

5)массовость - в моде участвуют различные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т.д. [32].

Модная тенденция - это направление развития, какого – либо явления, склонность к определённому типу стандартизированного поведения и стремление идентификации со своими эталонами [1].

Для подробного ознакомления с модными тенденциями, раскроем их виды.

1.Пирсинг - прокалывание различных частей тела.

2.Татуировка – это рисунок, символ. Надписи, наносимые на тело путем введения под кожу невыводимой краски различных цветов.

3.Энергетические напитки (энергетики,  энерготоники) — безалкогольные  или слабоалкогольные напитки,  в рекламной кампании которых делается  акцент на их  способность стимулировать центральную нервную систему человека и/или повышать работоспособность, а также на то, что они не дают человеку уснуть.

4.Шрамирование - специальное нанесение на тело шрамов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор.

5. «Заниженная» талия одежды. Джинсы, которые держатся на бедрах, легкая кофточка и куртка чуть-чуть прикрывают талию - это модные атрибуты, приводящие к страшным последствиям.

 

1.2. Особенности модных тенденций среди молодёжи и их опасности  

 

  Всё с большей скоростью набирают свою популярность модные тенденции среди молодёжи. Мода – крупнейшая часть культурной жизни. Именно веяние модных тенденций имеет колоссальное влияние на молодежь. Подражание кумирам (певцам, спортсменам, актерам, светским людям и т.д.) влияет на широкое распространение моды на татуировки, шрамирование, пирсинг и многое другое.

Информация о работе Опасности модных тенденций среди молодёжи как социально- педагогическая проблема