Оценивание учебных достижений детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:04, реферат

Описание работы

Поэтому в данной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить современную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и форм оценки знаний, умений и навыков на уроках в начальной школе;
- выявить особенности различных методов оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- выявить роль оценки учебно-познавательной деятельности учащихся;
- принципы выведения итоговой оценки.

Содержание

Введение 3
1. Роль контроля и оценки знаний учащихся в процессе обучения 4
2. Безотметочное обучение 6
3. Организация накопительной системы оценки. Портфолио 8
4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к
основному общему образованию 9
Заключение 12
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Изменение функций и роли государства в условиях рыночных отношений.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Выработать относительно единую, оценочную политику, на уровне школы силами администрации, педагогов, детей и их родителей.

Для этого нужно, чтобы:

 Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке (объективный однозначный критерий)

 Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться (сумма многих умений)

 Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

 Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

 Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.

 Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

 Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.(знаки, система заданий)

 Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Итак, предложенный набор принципов безотметочного обучения является рабочим и может быть дополнен и переработан с учетом специфики конкретной школы.

Подобные принципы, также как и вся, оценочная политика, школ могут быть отражены в специально созданном в учебном заведении локальном подзаконном акте под названием «Положение о безотметочном обучении», в котором прописаны все условия, средства, методы и формы контрольно-оценочной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Кроме указанных выше принципов «Положения о безотметочном обучении» возможно в рамках адаптированного этапа обучения первоклассников вместе с детьми создать правила оценочной безопасности, указывающие, что нельзя, а что можно. Такие правила, на наш взгляд, существенно способствуют росту эмоционального благополучия детей, уровень которого в настоящее время падает стремительней, чем уровень физического здоровья.

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. Например:

                        Не скупиться на похвалу.

                         Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

                        Например: вместо ,,Ты сделал три ошибки в этом примере” лучше сказать ,,Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки”

                        «На ложку дегтя - бочка меда».

                        Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

                        Ставить перед ребенком только конкретные цели.

                        Вместо заклинания. ,,Постарайся быть внимательным и не пропускай букв” эффективней установка ,,В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв , сегодня - не больше пяти”.

                        «За двумя зайцами…»

                        Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».

                        Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

                        Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

До тех пор, пока не будут внесены изменения в нормативно-правовую базу системы оценки качества образования, так называемый «госстандарт» образования, будет тормозиться решение одной из основных задач начальной школы - формирование основ умения учиться.

Особой является проблема подготовки всего педагогического коллектива к переходу на новую философию оценки.

Для этого необходимы определенные условия.

Приступить к решению задачи о развитии конкретной самооценки учащихся и учителя можно только в такой школе, где существуют отношения доверия взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса (ученик, учитель, администрация, родители).

В одиночку за реформирование системы оценивания лучше не браться. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в 1 классе, необходимо иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования.

Поворот к безотметочному обучению возможен только там, где учителя уже чувствуют (пусть пока интуитивно) внутреннюю потребность отказа от отметок и готовы искать другие способы организации оценивания учащихся, постепенно передовая контрольно-оценочный инструмент из своих рук в руки учащихся.

3. Организация накопительной системы оценки. Портфолио

Рассмотрим более подробно составляющую итоговой оценки — накопленную оценку. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.

Опыт использования портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

                   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

                   поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

                   развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

                   формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

Итоговая оценка выпускника формируется на основе на­копленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русско­му языку, математике и комплексной работы на межпредмет­ной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динами­ку образовательных достижений обучающихся за период обу­чения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень владения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемым результатов.

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образо­вания на следующей ступени общего образования, и спосо­бен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре­зультатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачёт» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необ­ходимой для продолжения образования на следующей ступе­ни общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре­зультатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оцен­ка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итого­вых работ свидетельствуют о правильном выполнении не ме­нее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенно­го уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения об­разования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении обучающимися основ­ной образовательной программы начального общего обра­зования и переводе на следующую ступень общего обра­зования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о дости­жении планируемых результатов освоения основной образо­вательной программы начального общего образования.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотре­нием и утверждением характеристики выпускника, в кото­рой:

·     отмечаются образовательные достижения и положитель­ные качества выпускника;

·     определяются приоритетные задачи и направления лич­ностного развития с учётом как достижений, так и психоло­гических проблем развития ребёнка;

·     даются психолого-педагогические рекомендации, при­званные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим со­ветом с учётом динамики образовательных достижений вы­пускника и контекстной информации об условиях и особен­ностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Рос­сийской Федерации.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достиже­ний и другими объективными показателями.

Образовательные учреждения информируют органы управ­ления в установленной регламентом форме:

·     о результатах выполнения итоговых работ по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;

·     о количестве обучающихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.

Оценка результатов деятельности федеральной, регио­нальных и муниципальных систем образования проводит­ся на основе мониторинга образовательных достижений вы­пускников с учётом условий деятельности образовательных систем.

В случае если для проведения итоговых работ использует­ся единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой является регулярный мо­ниторинг результатов выполнения трёх итоговых ра­бот: по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Мониторинг может проводиться на основе выборки, представительной для Российской Федерации и для регионов России или на основе генеральной совокупности (для муни­ципальных систем образования).

По запросу органов управления образованием в число объектов мониторинга могут быть включены результаты ито­говых работ и по иным предметам начальной школы.

С целью выявления факторов, которые необходимо учи­тывать при принятии управленческих решений, мониторинг образовательных достижений сопровождается сбором и ана­лизом контекстной информации, отражающей особенности и условия деятельности образовательных систем (расположение образовательных учреждений, особенности структуры сети об­разовательных учреждений, особенности организации образо­вательного процесса, ресурсное обеспечение и др.). При не­обходимости выявления влияния дополнительных факторов (например, учебно-методических комплектов) могут быть сформированы дополнительные выборки.

Оценка результатов деятельности образовательных учреждений начального образования осуществляется в хо­де их аккредитации, а также в рамках аттестации работников образования. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения ос­новной образовательной программы начального общего обра­зования с учётом:

·     результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

·     условий реализации основной образовательной програм­мы начального общего образования;

Информация о работе Оценивание учебных достижений детей младшего школьного возраста