Оценивание учебных достижений детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:04, реферат

Описание работы

Поэтому в данной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить современную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и форм оценки знаний, умений и навыков на уроках в начальной школе;
- выявить особенности различных методов оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- выявить роль оценки учебно-познавательной деятельности учащихся;
- принципы выведения итоговой оценки.

Содержание

Введение 3
1. Роль контроля и оценки знаний учащихся в процессе обучения 4
2. Безотметочное обучение 6
3. Организация накопительной системы оценки. Портфолио 8
4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к
основному общему образованию 9
Заключение 12
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Изменение функций и роли государства в условиях рыночных отношений.doc

— 71.50 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение

Ярославской области

Ярославский индустриально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Оценивание учебных достижений детей младшего

школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: Сучкова Т. Н.

Специальность: 050709 Преподавание в начальных классах

Группа: 22

 

Руководитель: Харавинина Л. Н

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2011

Содержание

Введение                                                                                                                                                          3

1.              Роль контроля и оценки знаний учащихся в процессе обучения                                                        4

2.              Безотметочное обучение                                                                                                                              6

3.              Организация накопительной системы оценки. Портфолио                                                                      8

4.              Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к

основному общему образованию                                                                                                                9

Заключение                                                                                                                                                       12

Список использованных источников                                                                                                             13

 


Введение

Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования в первом звене школы. Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.

Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По-настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить – значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ.

Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности, отражающие и характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Говоря о необходимости оценивания знаний, умений и навыков учащихся начальной школы, мы, бесспорно, сталкиваемся с вопросом о разноуровневой оценке знаний младших школьников, а также об организации процесса безотметочного обучения в начальном звене школы. Анализ имеющейся по данным вопросам литературы дает возможность понять всю актуальность и злободневность темы на данной стадии развития системы образования.

Исходя из вышесказанного была сформулирована следующая цель: исследовать эффективность существующего метода оценивания в системе современного образования, и, раскрыв его достоинства и недостатки, разработать систему оценивания в начальном звене школы исходя из интеллектуального уровня каждого ученика.

Поэтому в данной работе были поставлены следующие задачи:

- изучить современную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и форм оценки знаний, умений и навыков на уроках в начальной школе;

- выявить особенности различных методов оценки знаний, умений и навыков учащихся;

- выявить роль оценки учебно-познавательной деятельности учащихся;

- принципы выведения итоговой оценки.

1. Роль контроля и оценки знаний учащихся в процессе обучения

Проверка и оценка знаний младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьников, сформированное из его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний - умений - навыков, установлении государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

Таким образом, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение "процентоманией", субъективность выставляемых отметок.

Следует не допускать тенденции формального "накопления" отметок, ориентировку на "среднюю" отметку, выведанную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного "орудия" формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и "процентомании". Необходимо совершенствовать прежде всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.

2. Безотметочное обучение

Всем известно, что существует много публикаций о том что, пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального обучения, травмирующим ребенка. Еще раз выделим основные отрицательные эффекты отметки.

     искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой.

     повышение тревожности и невротизация детей.

     искажение учебной мотивации.

     невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика.

     с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.

Поэтому одна из целей реформы (а не модернизации) системы школьного оценивания - сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной (*не причинить вред эмоциональному здоровью,* более эффективно позволит формировать знания и навыки).

Указанной выше цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей школы - воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально - экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Таким образом, проблему безотметочного обучения необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы - формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Создать оптимально педагогические условия для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников.

Безотметочное обучение должно стать одним из принципов образования в обновляемой начальной школе. Нужно в рамках начальной школы решить следующие задачи.

Информация о работе Оценивание учебных достижений детей младшего школьного возраста