Обучение монологической речи на среднем этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы обучения говорению на
иностранном языке ………………………………………..... 4
1.1 Говорение как вид речевой деятельности …………………... 4
1.2 Существующие методы обучения говорению, их достоинства
и недостатки ………………………………………………….... 7
1.3 Трудности при обучении говорению ………………………… 14
1.4 Цели и содержание обучения говорению ……………………. 16

Глава II. Психолого-педагогические особенности обучения
монологической речи ………………………………………. 19
2.1 Сущность понятия монологической речи ………………… 19
2.2 Функции монологической речи ……………………………. 20
2.3 Содержание урока, целью которого является обучение
монологу ……………………………………………………. 22

Заключение …………………………………………………………… 27

Список использованной литературы ……………………………... 28

Практическая часть ………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

чистовик.doc

— 267.50 Кб (Скачать)
 

III Уровень текста.

  1. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуации общения постройте в необходимой последовательности сверхфразовое единство.
  2. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуации общения используйте фрагменты предлагаемого текста, дополните их речевыми средствами, выражающими коммуникативную направленность на предполагаемого собеседника.
  3. В соответствии с планом расположите краткие монологические высказывания в логически содержательной последовательности, заполняя их стыки необходимыми предложениями и средствами текстуальной связности.
  4. Выступите с кратким сообщением о…, используя логико-синтаксическую схему, данную на доске.
  5. Расскажите о …, используя приведенный на доске план.
  6. Расскажите о …, используя следующие ключевые слова.
  7. Передайте сюжет диа-, эпи-, или кинофильма от имени одного из персонажей.
  8. Кратко изложите содержание диа-, эпи-, кинофильма.
  9. Опишите серию картинок по схеме.
  10. Составьте свой вариант рассказа по картинке, схеме (используется картинка с неразвернутой ситуацией).
  11. Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о ….
  12. Прокомментируйте следующие пословицы.
  13. Составьте небольшие рассказы, используя следующие поговорки.
  14. Разверните данный тезис в связное высказывание. Докажите правильность своей позиции.
  15. Составьте монологическое высказывание по теме с учетом определенной ситуации и характера собеседников.
  16. Разверните диалогические реплики в монологические высказывания.
  17. Подготовьте развернутые монологические высказывания к дискуссии по теме.
  18. Подготовьте развернутое монологическое высказывание к пресс-конференции.
  19. Подготовьте развернутое монологическое высказывание к деловой игре по теме.
  20. Подготовьте выступление по теме к “круглому столу”.
  21. Ответьте на вопросы, заданные вам во время пресс-конференции (экскурсии), и аргументируйте ответы.
  22. Расскажите о городе (о человеке) по плану с учетом ситуации и характера собеседников.
  23. Модифицируйте и адаптируйте в соответствии с конкретными условиями общения текстовой материал для устной темы, дополните его походящими средствами связности и адресованности собеседнику.
  24. Составьте устное (письменное ) сочинение по теме.
  25. Составьте высказывание в форме рассуждения по теме к типовой ситуации общения.
  26. Составьте описание для использования в заданной ситуации общения.
  27. Подготовьте сообщение о событиях к ситуации общения.
 
 

Упражнения  и методические приемы для обучения монологической речи

Обучение монологической речи на базе текста 

  1. Определите  тематическую принадлежность текста
  2. Скажите, кому адресован текст
  3. Определите характер текста(описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение  или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.)
  4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты).
  5. Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен  текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию.
  6. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
  7. Ответьте на вопросы к тексту.
  8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
  9. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
  10. Сформулируйте главную мысль текста.
  11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
  12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.
  13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
  14. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
  15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
  16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
  17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
  18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.
  19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.
  20. Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста.
  21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.
  22. Соотнесите группу слов с пунктами плана.
  23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.
  24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.
  25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.
  26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
  27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.
  28. Отметьте известную вам и новую  информацию в тексте.
  29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.
  30. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.
  31. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.
  32. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о … .
  33. Скажите, что вы знаете о … ,  используя план, данный на доске.
  34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.
  35. Составьте план к рассказу о … ,  используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о … ,  чтобы не нарушить логику изложения.
  36. Расскажите о …, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).
  37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам  и событиям.
  38. Скажите, как бы поступил персонаж А, если бы персонаж Б поступил бы следующим образом: ….
  39. Составьте рассказ по картинке . (Картинка связана с темой текста).
  40. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.
  41. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
  42. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.
  43. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
  44. Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
  45. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
  46. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.
  47. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.
  48. Дополните дополнение материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интересов к подробной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.
  49. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых  материалов для определенной ситуации общения.
  50. Используя тексты и справочно-информационные материалы, подготовьте целевые тематические (проблемные) сообщения для организации учебно-речевого общения, дискуссии, пресс-конференции, “круглого стола”).
 
 
 
 
 

Примерные задания по формированию монологического  высказывания по пути сверху на тему “Mein Arbeitstag”

- Прочитать  текст, ответив на вопросы по  содержанию.

- Составить  план текста в виде вопросов  или тезисов (как облегченный  вариант: упорядочить предлагаемый  план с нарушенной последовательностью  в соответствии с содержанием текста).

- Составить  программу, т.е. каждому пункту  плана подобрать необходимый  «строительный» материал. Каждый  ученик подбирает свой материал, поэтому программа носит индивидуальный  характер.

-Разнообразные  пересказы исходного текста (например, текст «Распорядок дня Нины»): сначала близко к тексту (с минимальными преобразованиями, объективно, о лица его автора), затем от имени разных действующих лиц (мамы, брата), что ведет  определенным преобразованиям, к внесению дополнений, оценки,  наконец, от имени учащегося тоже с элементами оценки (для описания собственного распорядка дня).

- Моя  знакомая работает в зоопарке. Она ухаживает за медвежонком.  Вот что она рассказывает о  его распорядке дня…

- Давайте  представим себе распорядок дня  «Человека рассеянного с улицы  Бассейной». Как вы оцениваете его распорядок дня?

- Ребята, вы знаете, что сейчас в космосе  работают космонавты... Что вы  знаете об их распорядке дня?  Как они проводят свой выходной  день? 

Таким образом, исходный текст полностью  перерабатывается, тексты-монологи, представляющие собой редакцию на новую ситуацию, мотивированы, личностно-окрашены; их можно расценивать, следовательно, как собственную речь учащихся.

Примерные задания по формированию монологического  высказывания по Пути снизу на тему “ Der Winter”. 

Учащимся  предлагаются задания, стимулирующие  их короткие высказывания в связи  с темой (ситуацией) типа:  

- Ребята, я очень люблю зиму. А вы? Давайте  выясним, кто как относится  к этому времени года. 

- Давайте  выясним, кого в классе больше  – тех, кто любит зиму, или тех, кто ее не любит. 

Аналогичные задания распространяются на ситуации о зимнем спорте и забавах. В результате, создается общая картина отношения  учащихся  к зиме.

- Скажи,  любишь ли ты зиму и что ты делаешь зимой?

- Любишь  ли ты кататься на лыжах, с кем ты обычно катаешься на лыжах?

- Учитель  показывает картину, на которой  изображен толстяк, и спрашивает: «Как вы думаете: он катается  на лыжах, коньках? Что он  делает обычно?» В речь учащихся включаются элементы аргументации, оценки, характеризуются причинно-следственные отношения.

Следующее задание типично для этого  этапа:

- Объясни,  почему ты любишь зиму. Может  быть, все-таки что-то в ней  тебе не нравится?

Оба подхода  – «сверху» и «снизу» - используются как при подготовленной, так и  при неподготовленной речи, т.е. либо с использованием опор, либо без них. Чем тщательнее проработаны опоры на стадии подготовленной речи, тем качественнее будет неподготовленный монолог.  

При развития монологического высказывания следует  использовать игровые приемы типа: «Придумайте загадку о художнике, композиторе и т.д., включите в нее данные, необходимые для отгадки, но не подсказывающие ответ прямо»; «Постойте коллективный рассказ о знаменитом человеке; Наташа начнет рассказ, остальные продолжат его». 

Информация о работе Обучение монологической речи на среднем этапе обучения