III
Уровень текста.
- В соответствии
с планом развернутого монологического
высказывания и ситуации общения постройте
в необходимой последовательности сверхфразовое
единство.
- В соответствии
с планом развернутого монологического
высказывания и ситуации общения используйте
фрагменты предлагаемого текста, дополните
их речевыми средствами, выражающими коммуникативную
направленность на предполагаемого собеседника.
- В соответствии
с планом расположите краткие монологические
высказывания в логически содержательной
последовательности, заполняя их стыки
необходимыми предложениями и средствами
текстуальной связности.
- Выступите
с кратким сообщением о…, используя логико-синтаксическую
схему, данную на доске.
- Расскажите
о …, используя приведенный на доске план.
- Расскажите
о …, используя следующие ключевые слова.
- Передайте
сюжет диа-, эпи-, или кинофильма от имени
одного из персонажей.
- Кратко изложите
содержание диа-, эпи-, кинофильма.
- Опишите серию
картинок по схеме.
- Составьте
свой вариант рассказа по картинке, схеме
(используется картинка с неразвернутой
ситуацией).
- Представьте
себе ситуацию, связанную с приездом в
чужой город, и расскажите о ….
- Прокомментируйте
следующие пословицы.
- Составьте
небольшие рассказы, используя следующие
поговорки.
- Разверните
данный тезис в связное высказывание.
Докажите правильность своей позиции.
- Составьте
монологическое высказывание по теме
с учетом определенной ситуации и характера
собеседников.
- Разверните
диалогические реплики в монологические
высказывания.
- Подготовьте
развернутые монологические высказывания
к дискуссии по теме.
- Подготовьте
развернутое монологическое высказывание
к пресс-конференции.
- Подготовьте
развернутое монологическое высказывание
к деловой игре по теме.
- Подготовьте
выступление по теме к “круглому столу”.
- Ответьте
на вопросы, заданные вам во время пресс-конференции
(экскурсии), и аргументируйте ответы.
- Расскажите
о городе (о человеке) по плану с учетом
ситуации и характера собеседников.
- Модифицируйте
и адаптируйте в соответствии с конкретными
условиями общения текстовой материал
для устной темы, дополните его походящими
средствами связности и адресованности
собеседнику.
- Составьте
устное (письменное ) сочинение по теме.
- Составьте
высказывание в форме рассуждения по теме
к типовой ситуации общения.
- Составьте
описание для использования в заданной
ситуации общения.
- Подготовьте
сообщение о событиях к ситуации общения.
Упражнения
и методические приемы
для обучения монологической
речи
Обучение
монологической речи
на базе текста
- Определите
тематическую принадлежность текста
- Скажите,
кому адресован текст
- Определите
характер текста(описание, повествование,
сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание,
изложение или монтаж разных структурных
типов текста: диалог с читателем и др.)
- Определите
стиль текста (общественно-политический,
научный, научно-популярный, художественный,
документальный, разговорный, инструктивный
и их варианты).
- Просмотрите
текст (используйте приемы просмотрового
чтения) и определите, чем интересен текст
для составления монологического высказывания
по изучаемой теме, по определенному плану,
с определенной направленностью, ориентацией
на определенного собеседника или определенную
аудиторию.
- Прочтите
текст и найдите предложение, в котором
сформулирована тема.
- Ответьте
на вопросы к тексту.
- Разбейте
текст на смысловые части и озаглавьте
их.
- Расположите
пункты плана, данного на доске, в соответствии
с логикой изложения материала в тексте.
- Сформулируйте
главную мысль текста.
- Сформулируйте
и запишите тему, основные мысли (мысль
каждой смысловой части) и главную мысль
(основной смысл) данного текста.
- Просмотрите
текст и назовите слова, которые употребляются
для обобщения сказанного или указывают
на заключение, выводы.
- Выпишите
из текста слова, которые указывают на
переход от одной законченной мысли к
другой.
- Найдите
в тексте слова и выражения, которые указывают
на авторское отношение к сообщаемым фактам
и событиям.
- Просмотрите
текст и выберите ключевые слова для передачи
его основного содержания.
- Выпишите
из текста предложения, которые передают
основное содержание текста.
- Составьте
тезисы, передающие основные мысли (основной
смысл) текста.
- Расположите
данные на доске предложения из текста
в нужной последовательности и употребите
необходимые связующие средства.
- Просмотрите
план и подберите материал из текста, раскрывающий
пункты плана.
- Просмотрите
приведенные утверждения и подберите
иллюстрирующие их предложения из текста.
- Выберите
из текста ключевые слова к каждому пункту
плана.
- Соотнесите
группу слов с пунктами плана.
- Подберите
к каждому пункту плана предложения с
ключевыми словами.
- Сформулируйте
пункты плана, которые можно было бы еще
включить в план.
- Скажите,
какие важные мысли не отражены в тезисах
к тексту.
- Скажите,
какая информация, необходимая для вашего
высказывания, есть в тексте, а какую необходимо
найти.
- Соотнесите
план целевого монологического высказывания
с возможностями данного текста.
- Отметьте
известную вам и новую информацию в тексте.
- Просмотрите
список предложений и фраз, оформляющих
монологическую речь (вводные фразы, средства
обращения к адресату, средства связности
и т.д.) и подберите подходящие к каждому
пункту плана или тезису высказывания.
- Расширьте
данное на доске высказывание, используя
текст.
- Разверните
данный на доске тезис (пункт плана), найдите
для этого соответствующий содержательный
и речевой материал в тексте.
- Просмотрите
два первых абзаца текста и кратко расскажите
о … .
- Скажите,
что вы знаете о … , используя план, данный
на доске.
- Расскажите
только о том, что подтверждает следующую
мысль.
- Составьте
план к рассказу о … , используя материал
двух прочитанных текстов. Подумайте,
где уместно ввести сведения о … , чтобы
не нарушить логику изложения.
- Расскажите
о …, используя при этом рабочие материалы
(наброски будущего высказывания, план,
а также слова, словосочетания и целые
предложения, отражающие ход развития
мысли, служащие для связи, как отдельных
предложений, так и целых смысловых частей).
- Расскажите
о поведении персонажа и выразите свое
отношение к приводимым в тексте фактам
и событиям.
- Скажите,
как бы поступил персонаж А, если бы персонаж
Б поступил бы следующим образом: ….
- Составьте
рассказ по картинке . (Картинка связана
с темой текста).
- Составьте
письменный пересказ текста. Выберите
для этого 7-8 предложений, передающих основное
содержание текста. Добавьте к ним фразы
речевого оформления монологического
высказывания.
- Составьте
сжатый пересказ основного содержания
текста своими словами.
- Передайте
содержание текста. Используйте для этого
замены слов и перефразирование.
- Истолкуйте
выводы, изложенные в тексте, своими словами,
приводя доказательства из текста и добавляя
свои.
- Перескажите
изложенную в тексте информацию, добавляя
известную вам ранее.
- Составьте
избирательный пересказ текста, отражая
одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
- Составьте
пословный, портретный пересказ текста,
адресуя его определенной группе лиц и
оформляя средствами монологической речи.
- Составьте
план монологического высказывания по
определенной теме (проблеме), подберите
к нему информацию из текста. Недостающую
информацию подберите из дополнительных
текстов.
- Дополните
дополнение материала одного и того же
текста необходимыми речевыми средствами
монологического характера для сообщения
его содержания разным лицам с учетом
их интересов к подробной информации,
осведомленности в данной проблеме, возраста,
опыта, характера, профессии.
- Подготовьте
развернутое монологическое высказывание
с использованием текстовых материалов
для определенной ситуации общения.
- Используя
тексты и справочно-информационные материалы,
подготовьте целевые тематические (проблемные)
сообщения для организации учебно-речевого
общения, дискуссии, пресс-конференции,
“круглого стола”).
Примерные
задания по формированию
монологического
высказывания по пути
сверху на тему “Mein Arbeitstag”
- Прочитать
текст, ответив на вопросы по
содержанию.
- Составить
план текста в виде вопросов
или тезисов (как облегченный
вариант: упорядочить предлагаемый
план с нарушенной последовательностью
в соответствии с содержанием текста).
- Составить
программу, т.е. каждому пункту
плана подобрать необходимый
«строительный» материал. Каждый
ученик подбирает свой материал,
поэтому программа носит индивидуальный
характер.
-Разнообразные
пересказы исходного текста (например,
текст «Распорядок дня Нины»): сначала
близко к тексту (с минимальными преобразованиями,
объективно, о лица его автора), затем от
имени разных действующих лиц (мамы, брата),
что ведет определенным преобразованиям,
к внесению дополнений, оценки, наконец,
от имени учащегося тоже с элементами
оценки (для описания собственного распорядка
дня).
- Моя
знакомая работает в зоопарке.
Она ухаживает за медвежонком.
Вот что она рассказывает о
его распорядке дня…
- Давайте
представим себе распорядок дня
«Человека рассеянного с улицы
Бассейной». Как вы оцениваете его распорядок
дня?
- Ребята,
вы знаете, что сейчас в космосе
работают космонавты... Что вы
знаете об их распорядке дня?
Как они проводят свой выходной
день?
Таким
образом, исходный текст полностью
перерабатывается, тексты-монологи, представляющие
собой редакцию на новую ситуацию, мотивированы,
личностно-окрашены; их можно расценивать,
следовательно, как собственную речь учащихся.
Примерные
задания по формированию
монологического
высказывания по Пути
снизу на тему “ Der Winter”.
Учащимся
предлагаются задания, стимулирующие
их короткие высказывания в связи
с темой (ситуацией) типа:
- Ребята,
я очень люблю зиму. А вы? Давайте
выясним, кто как относится
к этому времени года.
- Давайте
выясним, кого в классе больше
– тех, кто любит зиму, или тех,
кто ее не любит.
Аналогичные
задания распространяются на ситуации
о зимнем спорте и забавах. В результате,
создается общая картина отношения
учащихся к зиме.
- Скажи,
любишь ли ты зиму и что ты делаешь зимой?
- Любишь
ли ты кататься на лыжах, с кем
ты обычно катаешься на лыжах?
- Учитель
показывает картину, на которой
изображен толстяк, и спрашивает:
«Как вы думаете: он катается
на лыжах, коньках? Что он
делает обычно?» В речь учащихся включаются
элементы аргументации, оценки, характеризуются
причинно-следственные отношения.
Следующее
задание типично для этого
этапа:
- Объясни,
почему ты любишь зиму. Может
быть, все-таки что-то в ней
тебе не нравится?
Оба подхода
– «сверху» и «снизу» - используются
как при подготовленной, так и
при неподготовленной речи, т.е. либо
с использованием опор, либо без них. Чем
тщательнее проработаны опоры на стадии
подготовленной речи, тем качественнее
будет неподготовленный монолог.
При развития
монологического высказывания следует
использовать игровые приемы типа:
«Придумайте загадку о художнике, композиторе
и т.д., включите в нее данные, необходимые
для отгадки, но не подсказывающие ответ
прямо»; «Постойте коллективный рассказ
о знаменитом человеке; Наташа начнет
рассказ, остальные продолжат его».