Обучение монологической речи на среднем этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы обучения говорению на
иностранном языке ………………………………………..... 4
1.1 Говорение как вид речевой деятельности …………………... 4
1.2 Существующие методы обучения говорению, их достоинства
и недостатки ………………………………………………….... 7
1.3 Трудности при обучении говорению ………………………… 14
1.4 Цели и содержание обучения говорению ……………………. 16

Глава II. Психолого-педагогические особенности обучения
монологической речи ………………………………………. 19
2.1 Сущность понятия монологической речи ………………… 19
2.2 Функции монологической речи ……………………………. 20
2.3 Содержание урока, целью которого является обучение
монологу ……………………………………………………. 22

Заключение …………………………………………………………… 27

Список использованной литературы ……………………………... 28

Практическая часть ………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

чистовик.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

3.   Формирование умений монологической речи – приоритетное направление школы в обучении иностранному языку , имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли. 

 4.     Для систематизации работы по формированию монологического высказывания необходим методически правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения.

5.     Теоретические основы и методические приемы по формированию монологической речи достаточно разработаны в научной и методической литературе.

В ходе написания данной курсовой работы я убедилась в том насколько важно продолжать работу, которая направлена на формирование умений монологической речи. Я уверена в том, что умение коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме и является неотъемлемой частью овладения иностранным языком. 

Я считаю, что для повышения интереса  учащихся к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы  

  1. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. – М., 1988.
  2. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969.
  3. Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988.
  4. Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990.
  5. Заремская С.И.,  Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983.
  6. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991.
  7. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.
  8. Методика/ Под ред.А.А. Леонтьева.- М., 1988.
  9. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1987.
  10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
  11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989.
  12. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995.
  13. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. – Киев, 1983.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть  

Работа  с образцом монологической речи

Работа  с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом  устного сообщения)

  1. Прочитайте образец монологической речи вслух.
  2. Отработайте технику чтения текста вслух.
  3. Прочитайте текст  для ответа на заданные вопросы.
  4. Выделите в тексте речевые средства, выражающие обращение к                   адресату.
  5. Выделите в тексте переходы от одной мысли к другой.
  6. Определите характер монологического высказывания (сообщение, повествование, приглашение, рассуждение).
  7. Выделите в тексте вводные слова, фразы и конструкции.
  8. Выделите в тексте речевые средства, характеризующие авторское отношение к сообщаемому.
  9. Выделите в тексте средства модальности и оценки сообщаемого.
  10. Перескажите содержание письма в косвенной речи.
  11. Составьте план содержания монологического высказывания.
  12. Передайте содержание письма от имени автора.
  13. Дополните монологическое высказывание, учитывая содержание образца и выступая в роли его автора.
  14. В соответствии с содержанием монологического высказывания прореагируйте на него в той же форме, принимая на себя роль адресата. Ответьте на все вопросы, поставленные в этом высказывании.
  15. Оформите материал ответного монологического высказывания в соответствии с закономерностями обращенного монолога.
  16. Добавьте инициативные мысли-предложения в это же монологическое высказывание.
  17. Составьте монологическое высказывание по той же теме, адресуя его определенному человеку в определенной ситуации общения.
  18. Составьте инициативное высказывание по определенной теме, адресуя его разным лицам в разных ситуациях и моделируя исходный вариант в соответствии с особенностями адресатов.
  19. Трансформируйте исходный вариант монологического высказывания в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами (сменой собеседника, коммуникативной цели, структуры и содержания высказывания, оформляющих его речевых средств).
 

Работа  с устным (звуковым) образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью).

  1. Прослушайте фонограмму или просмотрите видеофонограмму, определите характер монологического высказывания.
  2. Скажите, кому принадлежит и кому обращено данное высказывание.
  3. Определите тему, идею высказывания.
  4. В процессе прослушивания установите авторскую цель монологического высказывания.
  5. Определите тип монологического высказывания.
  6. Скажите, какой ситуации соответствует данное монологическое высказывание.
  7. Определите тактику речевого поведения автора высказывания.
  8. Составьте план монологического высказывания.
  9. Ответьте на поставленные вопросы по содержанию высказывания.
  10. Покажите, какими речевыми средствами пользуется автор высказывания для реализации (развертывание) того или иного тезиса.
  11. Отметьте верные или неверные утверждения преподавателя, сопоставляя их с содержанием монологического высказывания.
  12. Определите средства оформления монолога, которые использует оратор.
  13. Перескажите в косвенной речи содержание монологического высказывания.
  14. На фоне приглушенного звучания фонозаписи воспроизведите основные мысли оратора.
  15. Представьте себе, что текст звучит на другом языке, и передайте его содержание, используя перевод.
  16. Перескажите данное монологическое высказывание от имени оратора.
  17. Скажите, что бы вы добавили или изменили в своем высказывании по тому же поводу и в той же ситуации.
  18. Скажите, какое монологическое высказывание вы составили бы в данной ситуации без опоры на проанализированный выше образец монолога.
  19. Составьте монологическое высказывание по теме, плану, тезисам и ключевым словам.
  20. Составьте инициативное монологическое высказывание без предварительной подготовки (например, в процессе дискуссии или обстоятельного разговора-диалога).
  21. Внимательно слушая речевой материал с фонограммы или видеозаписи, подготовьтесь к участию в воображаемой дискуссии, записывая опорные мысли, тезисы, ключевые слова. Составьте высказывание и покажите его преподавателю и товарищам.
  22. Используйте запись телемоста. Дополните материалы речевого общения, представленные в фоно- или видеозаписи телемоста, подготовьте и реализуйте их на учебном занятии, дублируя вопросы, аргументы в записи.
 

Обучение  монологической речи на ситуативной основе

I Уровень фразы

  1. Послушайте предложение и повторите его вслух.
  2. Покажите предмет и назовите его.
  3. Прослушайте предложения и дополните их собственным подходящим по смыслу предложением.
  4. Прочтите предложение и продолжите выраженную в нем мысль.
  5. Назовите свои действия.
  6. Назовите действия других.
  7. Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.
  8. Прослушайте утверждения и отвергните неверные.
  9. Прослушайте утверждения и скажите, прав ли преподаватель.
  10. Возразите преподавателю.
  11. Выслушайте просьбу товарища, выполните указанное действие и назовите его.
  12. Выполните просьбы учителя, соблюдая их последовательность; назовите свои действия.
  13. Расширьте предложения, данные на карточках.
  14. Опишите картинки.
  15. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.
  16. Сравните два утверждения и докажите преимущества одного из них.
  17. Скажите, что вы сделали то же.
  18. Скажите, что вы не согласны с мнением преподавателя.
  19. Приведите контраргументы.
  20. Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, выразить свое мнение, возразить, обратить внимание).
  21. Скажите, что вы поддерживаете собеседника.
  22. Скажите, что вы пришли к определенному выводу (заключению).
  23. Скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы …
  24. Скажите, что собеседнику следует (не следует) делать.
  25. Поблагодарите друзей за внимание ( помощь, доброжелательность, гостеприимство).
  26. Обратитесь к разным собеседникам с просьбой.
  27. Скажите, что вы надеетесь, что вас понимают.
  28. Скажите, что вы разделяете высказанную точку зрения.
  29. Спросите, понятно ли вы излагаете свои мысли (позицию, выводы).
  30. Спросите, согласны ли ваши товарищи с вами.
  31. Попросите товарищей учесть, что … .
  32. Попросите проанализировать факты.
  33. Предположите свое решение.
  34. Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).
  35. Сошлитесь на авторитеты, источник.
  36. Сделайте вывод (заключение).
  37. Дайте оценку поступка персонажа (своего товарища).
  38. Ответьте на реакцию собеседников.
  39. Задайте риторический вопрос, соответствующий ситуации.
  40. Сошлитесь на собственную информированность, осведомленность.
  41. Сошлитесь на осведомленность слушателей.
  42. Перефразируйте, прокомментируйте, истолкуйте свое утверждение.
  43. Обратитесь с вопросом к собеседнику.
  44. Отреагируйте на реплику или жест собеседника.
  45. Скажите, что вы предпочитаете что-либо сделать (в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо).

II Уровень сверхфразового  единства.

  1. Расскажите о …,  используя данную на доске логико – синтаксическую схему.
  2. Расположите предложения на карточках в логической последовательности.
  3. Добавьте к написанному на доске предложению несколько других, подходящих по смыслу. Выберите их из приведенных на доске.
  4. Расскажите о… , используя выражения, данные на доске.
  5. По указанным на карточках ключевым словам расскажите о … .
  6. Сократите высказывания данные на карточках, передайте их содержание в 2-3 фразах.
  7. Составьте ситуацию по цепочке путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений.
  8. Расширьте высказывание, используя картинку.
  9. Расскажите о …, используя картинку- схему (картинку с неразвернутой ситуацией).
  10. Опишите свою комнату (комнату своего друга).
  11. Составьте ситуацию, используя данную пословицу, поговорку.
  12. Расскажите о …, докажите правильность своих суждений.
  13. На основе тезиса, утверждения и ключевых слов составьте высказывание к определенной ситуации общения.
  14. На основе описания ситуации и ключевых слов составьте высказывание.
  15. Докажите правильность следующего утверждения.
  16. Прослушайте рассказ и дайте свою концовку.
  17. Составьте высказывание по определенной теме (проблеме) для последующего использовании в дискуссии.
  18. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.
  19. Опишите картинку.
  20. Расскажите в повествовательной форме эпизод из вашей жизни в качестве  иллюстрации к теме разговора.
  21. Разверните реплики в диалоге дог сверхфразового единства (монолога в диалоге).
  22. Приведите ваши аргументы или контраргументы по теме высказывания.
  23. Посмотрите предлагаемые текстовые материалы и дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.
  24. Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы, используя факты, аргументы.
  25. Составьте высказывание на основе ситуации, тезиса, ключевых слов, коммуникативной задачи с учетом характера предполагаемого собеседника.
  26. Составьте типовые монологические высказывания для ситуации по теме.

Информация о работе Обучение монологической речи на среднем этапе обучения