3. Формирование
умений монологической речи – приоритетное
направление школы в обучении иностранному
языку , имеющее конечной целью заложить
основы умений связно и логично излагать
свои мысли.
4. Для
систематизации работы по формированию
монологического высказывания необходим
методически правильно подобранный комплекс
упражнений, использование и сочетание
нетрадиционных и традиционных форм организации
учебной деятельности, непрерывность
и последовательность в изложении материала.
Важно, чтобы учащиеся осознали реальную
возможность пользоваться языком как
средством общения.
5. Теоретические
основы и методические приемы по формированию
монологической речи достаточно разработаны
в научной и методической литературе.
В ходе
написания данной курсовой работы я убедилась
в том насколько важно продолжать работу,
которая направлена на формирование умений
монологической речи. Я уверена в том,
что умение коммуникативно – мотивированно,
логически последовательно и связно, достаточно
полно и правильно в языковом отношении
излагать свои мысли в устной форме и является
неотъемлемой частью овладения иностранным
языком.
Я считаю,
что для повышения интереса
учащихся к монологическому высказыванию,
упражнения по формированию монологического
высказывания должны быть разнообразными,
интересными, увлекательными.
Список
использованной литературы
- Алхазишвили
А.А. Психология обучения устной речи на
иностранном языке. – М., 1988.
- Артемов В.А.
«Психология обучения иностранным языкам».
М., 1969.
- Бим И.Л. «Теория
и практика обучения иностранному языку
в средней школе» М., 1988.
- Жинкин Н.И.
«Психологические особенности спонтанной
речи» М., 1990.
- Заремская
С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной
речи учащихся», М., 1983.
- Зимняя И.А.
«Психология обучения иностранным языкам
в школе», М., 1991.
- Ляховицкий
М.В. «Методика преподавания иностранных
языков» М., 1981.
- Методика/
Под ред.А.А. Леонтьева.- М., 1988.
- Миролюбов
А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика
обучения иностранным языкам в средней
школе. – М., 1987.
- Пассов Е.И.
Урок иностранного языка в средней школе.
– М., 1988.
- Пассов Е.И.
Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению. – М., 1989.
- Рогова Г.В.
«Методика обучения английскому», Л., 1995.
- Скалкин
В.Л. Обучение монологическому высказыванию:
Пособие для учителей. – Киев, 1983.
Практическая
часть
Работа
с образцом монологической
речи
Работа
с письменным образцом
монологической речи (письмом,
стенографическим текстом
устного сообщения)
- Прочитайте
образец монологической речи вслух.
- Отработайте
технику чтения текста вслух.
- Прочитайте
текст для ответа на заданные вопросы.
- Выделите
в тексте речевые средства, выражающие
обращение к
адресату.
- Выделите
в тексте переходы от одной мысли к другой.
- Определите
характер монологического высказывания
(сообщение, повествование, приглашение,
рассуждение).
- Выделите
в тексте вводные слова, фразы и конструкции.
- Выделите
в тексте речевые средства, характеризующие
авторское отношение к сообщаемому.
- Выделите
в тексте средства модальности и оценки
сообщаемого.
- Перескажите
содержание письма в косвенной речи.
- Составьте
план содержания монологического высказывания.
- Передайте
содержание письма от имени автора.
- Дополните
монологическое высказывание, учитывая
содержание образца и выступая в роли
его автора.
- В соответствии
с содержанием монологического высказывания
прореагируйте на него в той же форме,
принимая на себя роль адресата. Ответьте
на все вопросы, поставленные в этом высказывании.
- Оформите
материал ответного монологического высказывания
в соответствии с закономерностями обращенного
монолога.
- Добавьте
инициативные мысли-предложения в это
же монологическое высказывание.
- Составьте
монологическое высказывание по той же
теме, адресуя его определенному человеку
в определенной ситуации общения.
- Составьте
инициативное высказывание по определенной
теме, адресуя его разным лицам в разных
ситуациях и моделируя исходный вариант
в соответствии с особенностями адресатов.
- Трансформируйте
исходный вариант монологического высказывания
в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами
(сменой собеседника, коммуникативной
цели, структуры и содержания высказывания,
оформляющих его речевых средств).
Работа
с устным (звуковым)
образцом монологической
речи (фоно- и видеозаписью).
- Прослушайте
фонограмму или просмотрите видеофонограмму,
определите характер монологического
высказывания.
- Скажите,
кому принадлежит и кому обращено данное
высказывание.
- Определите
тему, идею высказывания.
- В процессе
прослушивания установите авторскую цель
монологического высказывания.
- Определите
тип монологического высказывания.
- Скажите,
какой ситуации соответствует данное
монологическое высказывание.
- Определите
тактику речевого поведения автора высказывания.
- Составьте
план монологического высказывания.
- Ответьте
на поставленные вопросы по содержанию
высказывания.
- Покажите,
какими речевыми средствами пользуется
автор высказывания для реализации (развертывание)
того или иного тезиса.
- Отметьте
верные или неверные утверждения преподавателя,
сопоставляя их с содержанием монологического
высказывания.
- Определите
средства оформления монолога, которые
использует оратор.
- Перескажите
в косвенной речи содержание монологического
высказывания.
- На фоне приглушенного
звучания фонозаписи воспроизведите основные
мысли оратора.
- Представьте
себе, что текст звучит на другом языке,
и передайте его содержание, используя
перевод.
- Перескажите
данное монологическое высказывание от
имени оратора.
- Скажите,
что бы вы добавили или изменили в своем
высказывании по тому же поводу и в той
же ситуации.
- Скажите,
какое монологическое высказывание вы
составили бы в данной ситуации без опоры
на проанализированный выше образец монолога.
- Составьте
монологическое высказывание по теме,
плану, тезисам и ключевым словам.
- Составьте
инициативное монологическое высказывание
без предварительной подготовки (например,
в процессе дискуссии или обстоятельного
разговора-диалога).
- Внимательно
слушая речевой материал с фонограммы
или видеозаписи, подготовьтесь к участию
в воображаемой дискуссии, записывая опорные
мысли, тезисы, ключевые слова. Составьте
высказывание и покажите его преподавателю
и товарищам.
- Используйте
запись телемоста. Дополните материалы
речевого общения, представленные в фоно-
или видеозаписи телемоста, подготовьте
и реализуйте их на учебном занятии, дублируя
вопросы, аргументы в записи.
Обучение
монологической речи
на ситуативной основе
I
Уровень фразы
- Послушайте
предложение и повторите его вслух.
- Покажите
предмет и назовите его.
- Прослушайте
предложения и дополните их собственным
подходящим по смыслу предложением.
- Прочтите
предложение и продолжите выраженную
в нем мысль.
- Назовите
свои действия.
- Назовите
действия других.
- Рассмотрите
картинки и согласитесь со следующими
утверждениями или отвергните их.
- Прослушайте
утверждения и отвергните неверные.
- Прослушайте
утверждения и скажите, прав ли преподаватель.
- Возразите
преподавателю.
- Выслушайте
просьбу товарища, выполните указанное
действие и назовите его.
- Выполните
просьбы учителя, соблюдая их последовательность;
назовите свои действия.
- Расширьте
предложения, данные на карточках.
- Опишите
картинки.
- Скажите,
что полученное сообщение не соответствует
действительности и объясните почему.
- Сравните
два утверждения и докажите преимущества
одного из них.
- Скажите,
что вы сделали то же.
- Скажите,
что вы не согласны с мнением преподавателя.
- Приведите
контраргументы.
- Скажите,
что вы хотите что-то сообщить (добавить,
выразить свое мнение, возразить, обратить
внимание).
- Скажите,
что вы поддерживаете собеседника.
- Скажите,
что вы пришли к определенному выводу
(заключению).
- Скажите,
что, по вашему мнению, следует сделать,
чтобы …
- Скажите,
что собеседнику следует (не следует) делать.
- Поблагодарите
друзей за внимание ( помощь, доброжелательность,
гостеприимство).
- Обратитесь
к разным собеседникам с просьбой.
- Скажите,
что вы надеетесь, что вас понимают.
- Скажите,
что вы разделяете высказанную точку зрения.
- Спросите,
понятно ли вы излагаете свои мысли (позицию,
выводы).
- Спросите,
согласны ли ваши товарищи с вами.
- Попросите
товарищей учесть, что … .
- Попросите
проанализировать факты.
- Предположите
свое решение.
- Пригласите
собеседника к размышлению (рассуждению,
дискуссии).
- Сошлитесь
на авторитеты, источник.
- Сделайте
вывод (заключение).
- Дайте оценку
поступка персонажа (своего товарища).
- Ответьте
на реакцию собеседников.
- Задайте
риторический вопрос, соответствующий
ситуации.
- Сошлитесь
на собственную информированность, осведомленность.
- Сошлитесь
на осведомленность слушателей.
- Перефразируйте,
прокомментируйте, истолкуйте свое утверждение.
- Обратитесь
с вопросом к собеседнику.
- Отреагируйте
на реплику или жест собеседника.
- Скажите,
что вы предпочитаете что-либо сделать
(в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо).
II
Уровень сверхфразового
единства.
- Расскажите
о …, используя данную на доске логико
– синтаксическую схему.
- Расположите
предложения на карточках в логической
последовательности.
- Добавьте
к написанному на доске предложению несколько
других, подходящих по смыслу. Выберите
их из приведенных на доске.
- Расскажите
о… , используя выражения, данные на доске.
- По указанным
на карточках ключевым словам расскажите
о … .
- Сократите
высказывания данные на карточках, передайте
их содержание в 2-3 фразах.
- Составьте
ситуацию по цепочке путем добавления
каждым учащимся одного или нескольких
предложений.
- Расширьте
высказывание, используя картинку.
- Расскажите
о …, используя картинку- схему (картинку
с неразвернутой ситуацией).
- Опишите
свою комнату (комнату своего друга).
- Составьте
ситуацию, используя данную пословицу,
поговорку.
- Расскажите
о …, докажите правильность своих суждений.
- На основе
тезиса, утверждения и ключевых слов составьте
высказывание к определенной ситуации
общения.
- На основе
описания ситуации и ключевых слов составьте
высказывание.
- Докажите
правильность следующего утверждения.
- Прослушайте
рассказ и дайте свою концовку.
- Составьте
высказывание по определенной теме (проблеме)
для последующего использовании в дискуссии.
- Составьте
небольшое сообщение о каком-либо событии.
- Опишите
картинку.
- Расскажите
в повествовательной форме эпизод из вашей
жизни в качестве иллюстрации к теме разговора.
- Разверните
реплики в диалоге дог сверхфразового
единства (монолога в диалоге).
- Приведите
ваши аргументы или контраргументы по
теме высказывания.
- Посмотрите
предлагаемые текстовые материалы и дайте
развернутый ответ на поставленный вопрос.
- Дайте развернутые
ответы на поставленные вопросы, используя
факты, аргументы.
- Составьте
высказывание на основе ситуации, тезиса,
ключевых слов, коммуникативной задачи
с учетом характера предполагаемого собеседника.
- Составьте
типовые монологические высказывания
для ситуации по теме.