Обучение монологической речи на среднем этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы обучения говорению на
иностранном языке ………………………………………..... 4
1.1 Говорение как вид речевой деятельности …………………... 4
1.2 Существующие методы обучения говорению, их достоинства
и недостатки ………………………………………………….... 7
1.3 Трудности при обучении говорению ………………………… 14
1.4 Цели и содержание обучения говорению ……………………. 16

Глава II. Психолого-педагогические особенности обучения
монологической речи ………………………………………. 19
2.1 Сущность понятия монологической речи ………………… 19
2.2 Функции монологической речи ……………………………. 20
2.3 Содержание урока, целью которого является обучение
монологу ……………………………………………………. 22

Заключение …………………………………………………………… 27

Список использованной литературы ……………………………... 28

Практическая часть ………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

чистовик.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

     - интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

     - понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;

     - понимания важности изучения иностранного языка;

     - потребности в самообразовании.

Важным  является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.

Реализация  главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка званиями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.

По окончании  курса обучения иностранному языку  у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:

     1. В области говорения:

     - осуществлять диалогическое общение  со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;

     - делать высказывания  о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.   

     2. В области аудирования:

     - в условиях непосредственного  общения, в том числе с носителем  иностранного языка, понимать  и реагировать на устные высказывания  партнеров по общению в пределах  сфер тематики и речевых ситуаций;

     - понимать просьбы и указания  учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

     - понимать общее содержание учебных,  а также небольших и несложных  аутентичных текстов (рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и преимущественно невербально на их содержание;

     - полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.      

При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка (ИЯ) важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д.

Однако  навыки говорения, как и любые  другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.

В содержание обучения иностранным языкам входят:

     - языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;

     - сферы общения, темы и ситуации;

     - речевые умения,  характеризующие   уровень практического владения  иностранным языком как средствам  общения;

     - комплекс знаний и представлений  о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

     - общие учебные умения, рациональные  приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

Как уже  отмечалось выше устноречевое общение  может иметь монологическую, диалогическую или полилогическую форму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II 

Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи. 

2.1. Сущность понятия монологической речи. 

Монологическая  речь- это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Обучение монологической речи дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и строить своё высказывание так, чтобы донести свои мысли до слушателя. Особенно важным умением является умение передавать содержание прочитанного, увиденного или прослушанного таким образом, чтобы заинтересовать слушателя, убедить его в пользе информации, которую он получит при чтении рекомендуемой книги, статьи из журнала или газеты. Если сказанное вызовет положительную ответную реакцию, то далее может состояться обсуждение, в процессе которого участники могут иметь возможность выступить с более полными суждениями. Монологическую речь выстраивает один человек. Он определяет её структуру и языковые средства.

Монологическая  речь может быть продуктивной и репродуктивной.3 Репродуктивная речь не является коммуникативной. В общеобразовательной школе у учащихся развивают навыки неподготовленной продуктивной речи. Монологическая речь должна быть ситуативно обусловленной и мотивированной, т. е., по утверждению психологов, у учащихся должно быть желание сообщить что-либо слушающим на изучаемом языке.

Монологическая  речь является контекстной, поэтому  она должна быть достаточно понятной, т. е. в ней не должны присутствовать неязыковые средства, которые играют значимую роль в диалоге.

Овладение монологической речью встречает  определённые трудности, которые имеют  место и в родной речи – это  одновременное осуществление смысловой  и языковой программы. Для того, чтобы  высказывание строилось связно и произносилось без пауз между предложениями которые разрушают процесс коммуникации, одновременно с произнесением очередного предложения должно быть осмысливание последующего. Истинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать на изучаемом языке свои мысли в условиях решения мыслительных задач.

Для монологической речи характерны следующие качества: ясность (точность мысли), достаточная  информативность и доказательность, логическая стройность и выражение своего отношения и оценки.  

2.2 Функции монологической речи. 

Рассмотрим  функции монологической речи4:

  1. Информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
  2. Воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию);
  3. Эмоционально- оценочная

Для средней  школы наиболее значимой является информативная  функция. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения.

По сравнению  с диалогической речью монологическая речь является наиболее сложной. От учащегося требуется связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчётливой форме. Это усложняется ещё и тем, что учащиеся не владеют в достаточном количестве языковыми средствами, которые необходимы для выражения мысли.

С точки  зрения лингвистики монологическая речь характеризуется полносоставностью  предложений в отличие от диалогической речи, для которой характерны эллиптические предложения.

По коммуникативной  цели принято различать следующие монологические высказывания:5

  1. монолог-сообщение;
  2. монолог-описание;
  3. монолог-рассуждение;
  4. монолог-повествование;
  5. монолог-убеждение;

Все эти  высказывания требуют владения сложным  монологическим умением связного изложения  мыслей, фактов, событий, проявляющихся  во владении связующими элементами предложений  – наречиями времени (später, dann, weiter, kurz darauf), причинно-следственными (deshalb), наречиями, выражающими последовательность (ersten, zweitens), а так же комбинированием известных учащимся речевых образцов, в соответствии с целями и условиями общения, в частности с выбором соответствующего порядка слов в предложениях и союзов и союзных слов.

Воздейственная  функция монологической речи особенно ярко проявляется в монологе-побуждении. Наибольшую актуальность имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о себе, своих интересах, школе, родном городе, своей семье, проще говоря, обо всём том, что может стать интересным для воображаемого или реального собеседника- носителя языка. Систематическое и планомерное обучение монологической речи начинается ещё в начальных классах и продолжается на протяжении всех лет изучения иностранного языка. На среднем этапе обучения монолог учащегося должен представлять собой не очень большое логически построенное высказывание. Учащемуся необходимо выразить личное мнение по поводу изложенного. Что же касается объёма высказывания, то он должен составлять не менее 25 предложений.

Определяя вид монологического упражнения, необходимо учесть приведённые ниже критерии:

  1. вид монолога (описание, повествование, рассуждение или сообщение);
  2. синтаксическая и лексико- грамматическая правильность;
  3. полнота и объём высказывания (уровень раскрытия темы и количество предложений);
  4. связность и логичность изложения мысли и структурно-композиционная завершённость высказывания;
  5. степень комбинирования лексических и грамматических средств (языковых средств);

Характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи , с одной стороны, и цель высказывания, с другой, занимают важное место в методике обучения монологической речи. Этими опорами служат:

  1. наглядность;
  2. текст;
  3. ситуация;
  4. тема, проблема;

Однако  именно такая последовательность используется лишь на начальном этапе обучения. На среднем этапе система употребления опор несколько изменяется:

  1. ситуация;
  2. наглядность;
  3. текст;
  4. тема;

На старшем  этапе порядок таков:

  1. текст;
  2. речевые ситуации;
  3. наглядность (например, серия рисунков или кинофильм);
  4. тема, проблема;

При формировании контекстной речи основной опорой является письменный или устный текст. Для развития композиционно структурных компонентов монологических умений может употребляться текст с ясной структурой, состоящий из трёх частей - вступления, основной части и заключения. При этом возможно применение специальной схемы – образца построения монолога. Трудностями в овладении монологической речью могут стать выбор порядка слов в предложении в монологическом высказывании и постановка правильного логического ударения во фразах. В лингвистической литературе отмечается, что в монологическом тексте первый член нового предложения часто является связующим звеном с предыдущим контекстом. Роль связующего элемента в предложении могут выполнять фактически все члены предложения, зачастую эту функцию несут все второстепенные члены предложения - обстоятельство причины, времени и т. д.  
 

Информация о работе Обучение монологической речи на среднем этапе обучения