Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:22, курсовая работа
Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы обучения говорению на
иностранном языке ………………………………………..... 4
1.1 Говорение как вид речевой деятельности …………………... 4
1.2 Существующие методы обучения говорению, их достоинства
и недостатки ………………………………………………….... 7
1.3 Трудности при обучении говорению ………………………… 14
1.4 Цели и содержание обучения говорению ……………………. 16
Глава II. Психолого-педагогические особенности обучения
монологической речи ………………………………………. 19
2.1 Сущность понятия монологической речи ………………… 19
2.2 Функции монологической речи ……………………………. 20
2.3 Содержание урока, целью которого является обучение
монологу ……………………………………………………. 22
Заключение …………………………………………………………… 27
Список использованной литературы ……………………………... 28
Практическая часть ………………………………………………… 29
- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
- понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;
- понимания важности изучения иностранного языка;
- потребности в самообразовании.
Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
Реализация главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка званиями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.
По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:
1. В области говорения:
-
осуществлять диалогическое
- делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
2. В области аудирования:
-
в условиях непосредственного
общения, в том числе с
- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
-
понимать общее содержание
- полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.
При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка (ИЯ) важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д.
Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.
В содержание обучения иностранным языкам входят:
- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;
-
сферы общения, темы и
-
речевые умения, характеризующие
уровень практического
-
комплекс знаний и
-
общие учебные умения, рациональные
приемы умственного труда,
Как уже
отмечалось выше устноречевое общение
может иметь монологическую, диалогическую
или полилогическую форму.
Глава
II
Психолого-педагогические
особенности обучения
монологической речи.
2.1.
Сущность понятия монологической
речи.
Монологическая речь- это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Обучение монологической речи дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и строить своё высказывание так, чтобы донести свои мысли до слушателя. Особенно важным умением является умение передавать содержание прочитанного, увиденного или прослушанного таким образом, чтобы заинтересовать слушателя, убедить его в пользе информации, которую он получит при чтении рекомендуемой книги, статьи из журнала или газеты. Если сказанное вызовет положительную ответную реакцию, то далее может состояться обсуждение, в процессе которого участники могут иметь возможность выступить с более полными суждениями. Монологическую речь выстраивает один человек. Он определяет её структуру и языковые средства.
Монологическая речь может быть продуктивной и репродуктивной.3 Репродуктивная речь не является коммуникативной. В общеобразовательной школе у учащихся развивают навыки неподготовленной продуктивной речи. Монологическая речь должна быть ситуативно обусловленной и мотивированной, т. е., по утверждению психологов, у учащихся должно быть желание сообщить что-либо слушающим на изучаемом языке.
Монологическая речь является контекстной, поэтому она должна быть достаточно понятной, т. е. в ней не должны присутствовать неязыковые средства, которые играют значимую роль в диалоге.
Овладение
монологической речью встречает
определённые трудности, которые имеют
место и в родной речи – это
одновременное осуществление
Для монологической
речи характерны следующие качества:
ясность (точность мысли), достаточная
информативность и
2.2
Функции монологической
речи.
Рассмотрим функции монологической речи4:
Для средней школы наиболее значимой является информативная функция. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения.
По сравнению
с диалогической речью
С точки
зрения лингвистики монологическая
речь характеризуется
По коммуникативной цели принято различать следующие монологические высказывания:5
Все эти высказывания требуют владения сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющихся во владении связующими элементами предложений – наречиями времени (später, dann, weiter, kurz darauf), причинно-следственными (deshalb), наречиями, выражающими последовательность (ersten, zweitens), а так же комбинированием известных учащимся речевых образцов, в соответствии с целями и условиями общения, в частности с выбором соответствующего порядка слов в предложениях и союзов и союзных слов.
Воздейственная
функция монологической речи особенно
ярко проявляется в монологе-
Определяя
вид монологического
Характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи , с одной стороны, и цель высказывания, с другой, занимают важное место в методике обучения монологической речи. Этими опорами служат:
Однако
именно такая последовательность используется
лишь на начальном этапе обучения.
На среднем этапе система
На старшем этапе порядок таков:
При формировании
контекстной речи основной опорой является
письменный или устный текст. Для развития
композиционно структурных компонентов
монологических умений может употребляться
текст с ясной структурой, состоящий из
трёх частей - вступления, основной части
и заключения. При этом возможно применение
специальной схемы – образца построения
монолога. Трудностями в овладении монологической
речью могут стать выбор порядка слов
в предложении в монологическом высказывании
и постановка правильного логического
ударения во фразах. В лингвистической
литературе отмечается, что в монологическом
тексте первый член нового предложения
часто является связующим звеном с предыдущим
контекстом. Роль связующего элемента
в предложении могут выполнять фактически
все члены предложения, зачастую эту функцию
несут все второстепенные члены предложения
- обстоятельство причины, времени и т.
д.
Информация о работе Обучение монологической речи на среднем этапе обучения