Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:32, курсовая работа
Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Опытно – практическая работа по применению информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка в средней школе.
Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служили схемы и таблицы.
Последний
этап – включение грамматических
навыков в речевую
1.3
Составляющие, необходимые
при формировании грамматических
навыков
Перечисленные
нами задачи и цели, вставшие перед
преподавателем иностранных языков,
требуют решительного пересмотра содержания
и организации учебного процесса,
а также выяснения
Перечислим составляющие, которые необходимы для максимального достижения формирования практических навыков владения языком.
1.
Коммуникативная
Коммуникативное
обучение иностранному языку оказывает
положительное влияние на развитие
всех психических функций человека.
При коммуникативном обучении развитие
мышления происходит за счет решения
постоянно усложняющихся
Коммуникативный подход строится таким образом, что деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а, наоборот, всячески учитываются при организации общения на уроке. Обучение все больше строится не на прохождении определенных тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества. Благодаря этому ученики получают возможность обсуждать свои дела и поступки, текущие события в жизни класса, школы, города, страны, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Одним
из непременных условий
К сожалению, не все преподаватели иностранного языка опираются на коммуникативное обучение, объясняя это тем, что иностранный язык нужно «штудировать», не отрывая глаз от текста. Результаты таких методик неутешительны. В данной работе значительное внимание уделялось коммуникативности.
2.
Грамматический минимум. В
А также следует пересмотреть использование грамматической терминологии в курсе иностранного языка и в том числе в учебной литературе. По нашим подсчетам, в некоторых грамматиках иностранных языков для средней школы [16], при программном лексическом минимуме 850-1000 лексических единиц, используются свыше 700 лингвистических терминов. Нерациональность такого положения очевидна. Для совершенствования обучения грамматике и формирования грамматических навыков целесообразно создавать новые учебники и для средних школ, и для взрослых, где количество грамматических терминов может быть сокращено до 60-70.
Обучение грамматике целесообразно строить по принципу не от термина к значению, а от примеров грамматических форм в предложениях к их значениям.
Таким
образом, при выборе грамматического
термина следует
а) термин не должен противоречить научности описания грамматического явления;
б) термин не должен порождать у учащихся ложных ассоциаций;
в) преимущество следует отдавать термину, отражающему
3.
Доступность упражнений. Основным
фактором, обуславливающим успех
обучения речевой деятельности
и формирования грамматических
навыков, являются упражнения, ибо
в упражнениях, моделирующих
Кроме
умело построенной системы
Слишком легкая и слишком трудная работа не стимулирует активности учащихся. Недоступность текста, трудность объяснения вызывают у учащихся чувство уныния и упадок энергии. Слишком простое задание, которое можно выполнить походя, без всякого напряжения, демобилизует учащегося, приучает его относиться к работе несерьезно и ведет к его пассивности.
Работа по иностранному языку возбуждает активность тогда, когда она дает ясно ощутимые практические результаты уже в самом процессе обучения. [25]
Оптимальный обучающий и воспитательный эффект достигается только тогда, когда учащиеся убеждены в применимости получаемых знаний в практической жизни, когда изучаемый материал связан с реальными речевыми ситуациями, а в классной комнате чувствуется биение сегодняшней жизни. [25] Поэтому и грамматические упражнения должны в большей степени исходить из жизненных ситуаций, чем из данного на уроке правила: их задача – показать, как изучаемое явление используется в речи, в каких типичных ситуациях, а затем путем повторения условий акта речи заставить учащегося воспроизводить его.[6]
4.
Групповая и самостоятельная
работа учащихся. Такой фактор, как
сочетание фронтальных,
Стремление
повысить эффективность обучения и
формирования практических навыков
побудило нас использовать групповую
работу учащихся, в процессе которой
происходит их самообучение и взаимообучение.
Самообучение осуществляется во время
самостоятельного изучения школьником
фрагмента темы, взаимообучение – в ходе
обмена освоенной информацией. [9]
1.4
Применение информационно-
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Если
мы обратимся к «Словарю методических
терминов» (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин),
то мы найдем следующее определение:
Информационные технологии – это
«система методов и способов сбора,
накопления, хранения, поиска, передачи,
обработки и выдачи информации с
помощью компьютеров и
В
настоящее время необходимо умение
получать информацию из разных источников,
пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.
Широкое использование ИКТ
Использование средств ИКТ при
обучении иностранному языку
способствует реализации
Пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:
Что же может измениться с внедрением ИКТ в процесс обучения грамматике английского языка? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность детям учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче, чему способствует объяснение материала с использованием презентации. Следующий, очень немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы, особенно в такой сложном разделе в изучении языка как грамматика. Не все ученики легко усваивают правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Особенно это четко проявляется в проектной деятельности. В процессе работы ребенок творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Но проблема заключается в том, что при всём разнообразии ИКТ для максимализации эффекта при обучении грамматике иностранного языка представляется возможным использовать очень малое их количество. А именно: обучающие фильмы, электронные учебники, схемы, таблицы и различные виды тестирования. Вот, пожалуй, и всё.
Что
касается обучающих фильмов (мультфильмов),
то технология их создания довольно сложна
в силу того, что недостаточным
будет просто подобрать и систематизировать
рабочий материал, необходима работа
психологов, которые определят параметры,
при использовании которых