Обучение грамматике английского язык с использованием информационно-коммуникативных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Опытно – практическая работа по применению информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка в средней школе.

Работа содержит 1 файл

1 Роль иностранного языка в обществе.docx

— 46.84 Кб (Скачать)

      Этап  систематизирующего обобщения необходим  при усвоении обобщений второй ступени  и систематизации усвоенного при  помощи упражнений в анализе, сравнений  и классификаций. Данный этап служит в равной мере как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служили схемы и таблицы.

      Последний этап – включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в  речевых упражнениях.[14] 
 
 

      1.3 Составляющие, необходимые при формировании грамматических навыков 

      Перечисленные нами задачи и цели, вставшие перед  преподавателем иностранных языков, требуют решительного пересмотра содержания и организации учебного процесса, а также выяснения целесообразности отдельных приемов.

      Перечислим  составляющие, которые необходимы для  максимального достижения формирования практических навыков владения языком.

      1. Коммуникативная направленность. Как  мы уже говорили, воспитание направлено  на формирование личности как  идеала общества. Следует отметить, что воспитательные и образовательные  задачи решаются в процессе  выработки речевых умений и  навыков [25], другими словами, коммуникативное  обучение направлено на развитие  личности.

      Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает  положительное влияние на развитие всех психических функций человека. При коммуникативном обучении развитие мышления происходит за счет решения  постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Тем самым активно развивается  познавательная и коммуникативная  функция мышления. [20]

      Коммуникативный подход строится таким образом, что  деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и  склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а, наоборот, всячески учитываются при организации  общения на уроке. Обучение все больше строится не на прохождении определенных тем, а на обсуждении проблем из жизни  нашего общества. Благодаря этому  ученики получают возможность обсуждать  свои дела и поступки, текущие события  в жизни класса, школы, города, страны, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.

      Одним из непременных условий действительного  коммуникативного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата. К тому же, обучение, построенное  на уважении личности каждого ученика, проходящее в атмосфере доброжелательности, раскрепощенности, помогает раскрыться разным сторонам личности школьника. Из опыта коммуникативного обучения иностранному языку известно, что организация учебного процесса на основе межличностного общения способствует ускоренному формированию не только практических навыков по овладению иностранным языком, но и формированию учебной группы как коллектива, помогает формированию личности в коллективе и через коллектив. [20]

      К сожалению, не все преподаватели  иностранного языка опираются на коммуникативное обучение, объясняя это тем, что иностранный язык нужно «штудировать», не отрывая  глаз от текста. Результаты таких методик  неутешительны. В данной работе значительное внимание уделялось коммуникативности.

      2. Грамматический минимум. В условиях  средней школы нет реальной  возможности для усваивания всех  грамматических явлений иностранного  языка, по причине его обширности  и трудности при формировании  грамматических навыков. Поэтому  необходимо усилить дифференциацию  при отборе материала для активного  и пассивного грамматического  минимума. И представить сложные  грамматические явления в упрощенном  виде. Желательно использовать опоры,  наглядности, схемы при этом. И  по мере овладения упрощенным  вариантом давать более сложные  конструкции.

      А также следует пересмотреть использование  грамматической терминологии в курсе  иностранного языка и в том  числе в учебной литературе. По нашим подсчетам, в некоторых  грамматиках иностранных языков для средней школы [16], при программном  лексическом минимуме 850-1000 лексических  единиц, используются свыше 700 лингвистических  терминов. Нерациональность такого положения  очевидна. Для совершенствования обучения грамматике и формирования грамматических навыков целесообразно создавать новые учебники и для средних школ, и для взрослых, где количество грамматических терминов может быть сокращено до 60-70.

      Обучение  грамматике целесообразно строить  по принципу не от термина к значению, а от примеров грамматических форм в предложениях к их значениям.

      Таким образом, при выборе грамматического  термина следует руководствоваться  следующими критериями:

      а) термин не должен противоречить научности  описания грамматического явления;

      б) термин не должен порождать у учащихся ложных ассоциаций;

      в) преимущество следует отдавать термину, отражающему 

      3. Доступность упражнений. Основным  фактором, обуславливающим успех  обучения речевой деятельности  и формирования грамматических  навыков, являются упражнения, ибо  в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются  речевые навыки и умения.

      Кроме умело построенной системы упражнений, обучение должно происходить на доступных  объяснениях и посильных заданиях.

      Слишком легкая и слишком трудная работа не стимулирует активности учащихся. Недоступность текста, трудность  объяснения вызывают у учащихся чувство  уныния и упадок энергии. Слишком  простое задание, которое можно  выполнить походя, без всякого напряжения, демобилизует учащегося, приучает его относиться к работе несерьезно и ведет к его пассивности.

      Работа  по иностранному языку возбуждает активность тогда, когда она дает ясно ощутимые практические результаты уже в самом  процессе обучения. [25]

      Оптимальный обучающий и воспитательный эффект достигается только тогда, когда  учащиеся убеждены в применимости получаемых знаний в практической жизни, когда  изучаемый материал связан с реальными  речевыми ситуациями, а в классной комнате чувствуется биение сегодняшней  жизни. [25] Поэтому и грамматические упражнения должны в большей степени  исходить из жизненных ситуаций, чем  из данного на уроке правила: их задача – показать, как изучаемое явление  используется в речи, в каких типичных ситуациях, а затем путем повторения условий акта речи заставить учащегося воспроизводить его.[6]

      4. Групповая и самостоятельная  работа учащихся. Такой фактор, как  сочетание фронтальных, индивидуальных  и парных форм работы на  уроке способствует такому построению  занятия, при котором каждый  учащийся все время работает, не выключаясь в определенные  моменты (например, при индивидуальном  опросе) из учебного процесса.

      Стремление  повысить эффективность обучения и  формирования практических навыков  побудило нас использовать групповую  работу учащихся, в процессе которой  происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информацией. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.4 Применение информационно-коммуникативных  технологий для  развития и совершенствования  грамматических навыков 

      В последние годы всё чаще поднимается  вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

      Если  мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: Информационные технологии – это  «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с  помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

     В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывается  для учителя новые возможности  в преподавании.

       Использование средств ИКТ при  обучении иностранному языку  способствует реализации известных  дидактических принципов: сознательность  обеспечивается возможностью осмысленного  выбора обучаемым собственной стратегии учения; прочность достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи;  доступность и посильность реализуется за счет возможностей предоставления обучаемым справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, обеспечения вариативности содержания и различных форм представления учебного материала; активность обеспечивается вовлечением в учебный процесс всех обучаемых, организацией их самостоятельной учебной деятельности; учет индивидуальных особенностей реализуется путем предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения, темпа работы; наглядность обеспечивается на базе технологии мультимедиа.

      Пригодность технических средств обучения и  контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

    1. они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
    2. обеспечивать немедленное и постоянное  подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;
    3. повышать сознательность и интерес к изучению языка;
    4. обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых;
    5. обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
 

     Что же может измениться с внедрением ИКТ в процесс обучения грамматике английского языка? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность детям учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче, чему способствует объяснение материала с использованием презентации. Следующий, очень немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы, особенно в такой сложном разделе в изучении языка как грамматика. Не все ученики легко усваивают правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Особенно это четко проявляется в проектной деятельности. В процессе работы ребенок творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

     Но  проблема заключается в том, что  при всём разнообразии ИКТ для  максимализации эффекта при обучении грамматике иностранного языка представляется возможным использовать очень малое их количество. А именно: обучающие фильмы, электронные учебники, схемы, таблицы и различные виды тестирования. Вот, пожалуй, и всё.

     Что касается обучающих фильмов (мультфильмов), то технология их создания довольно сложна в силу того, что недостаточным  будет просто подобрать и систематизировать  рабочий материал, необходима работа психологов, которые определят параметры, при использовании которых будет достигнут максимальный эффект от просмотра фильма (цветовая гамма, громкость, продолжительность, герои, образы, качество и др.). Кроме того, подготовка такого фильма требует специалистов в области кинематографа (мультипликации). Таким образом, создать подобный материал со всем имеющимся в наличии оборудованием в школе просто невозможно. Этим занимаются специальные образовательные центры. Так же дело обстоит и с электронными учебниками.

Информация о работе Обучение грамматике английского язык с использованием информационно-коммуникативных технологий