Обучение фонетике на начальном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время стремление к международному сотрудничеству, партнерству вывело коммуникативную компетенцию на первый план. Важным становится не только, ЧТО говорит человек, но и КАК. Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь и продемонстрировать ее мелодию, то есть владение фонетическими навыками (интонацией, ритмом, корректным произношением), приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку. Этим фактом и объясняется актуальность выбора данной тематики курсовой работы.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы обучения фонетике на начальном этапе
1.1.Стандарты второго поколения: требования школьных программ к обучению фонетике на начальном этапе
1.2.Обучение фонетике как методическая проблема
1.2.1. Компоненты содержания обучения фонетической стороне речи:
- лингвистический;
- психологический;
- методологический.
1.3.Подходы к формированию фонетических навыков:
- артикуляторный подход (трудности при формировании фонетических навыков: межъязыковые, внутриязыковые)
- акустический;
- дифференцированный.
1.4. Методика работы: этапы работы с произношением ,система упражнений при формировании фонетических навыков
Упражнения:
- на имитацию;
- на идентификацию и дифференциацию;
- на подстановку;
- на трансформацию;
- конструктивные;
- условно-речевые и речевые;
Роль фонетической зарядки при обучении фонетике
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

obuchenie_fonetike_na_nachalnom_etape.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Полезные задания: разложи карточки с изученными звуками по признаку: гласные-согласные, монофтонги-дифтонги, звонкие-глухие согласные; назовите буквы и транскрипционные значки, написание которых совпадает/не совпадает; отметьте паузы в прослушанном тексте, прослушайте две фразы, определите, в какой из них выражается просьба/приказание; прочитай следующие предложения, объясни, какой тон (повышающий или понижающий) следует в них использовать.

К упражнениям на дифференциацию можно отнести фонетические диктанты: запись за диктором изолированных звуков, слов и небольших предложений в транскрипции, установление ударения в прозвучавших словах, имитационную разметку услышанных коротких фраз.

 

 

 

____________________________________

9

Современные подходы к обучению иностранным языкам. По материалам межвузовской научно-методической конференции 12-13 марта 2009 г. – М., 2009. – С.13

 

  

 

Упражнения на подстановку

Чаще всего данный тип упражнений представлен следующими заданиями: вставьте пропущенный звук в слово  и переведите его; какого звука не хватает в следующих словах; вставьте пропущенные слова в рифмовку; найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных.

 

Упражнения на трансформацию

Инструкции: трансформируйте слова, меняя один звук/добавляя букву; переведите слова.

Учащиеся часто допускают ошибки в ударении. Необходимо привлекать внимание учащихся к смещению ударения в тех случаях, когда слова пишутся одинаково, но в одном случае являются существительными, а в другом – глаголами. Задание строится на оппозиции существительное (ударение на первом слоге) – глагол (ударение на втором слоге).

Трансформация может происходить  в случае употребления логического  ударения в предложении. Например, he can do it. He can do it/ he can do it.

Трансформация может происходить  в случае изменения отношения  говорящего к высказыванию. Так, одно и тоже предложение можно произнести по-разному, если человек встревожен, обрадован и т.д.

 

Конструктивные упражнения

Самым простым упражнением данного  типа является составление слов из транскрипционных значков либо создания новых слов путем добавления звуков. Часто предлагается составить слова, записанные транскрипционными значками, из разрозненных слогов. Можно продолжить слова и произнести их.

 К данному типу упражнений  относятся упражнение  «снежный  ком»: их можно читать с конца  или начала предложения. Данные  упражнения полезны как для отработки звуков, так и ритма.

Для отработки ударения можно предложить учащимся составить слова из предложенных частей слов и выделить в образованных словах ударные слоги.

Развитие интонационных навыков  является одним из самых сложных  моментов при обучении иностранному языку. Фразовое ударение выделяет одни слова в предложении от других. В предложении, как правило, ударны значимые слова (существительные, смысловые глаголы, прилагательные, наречия, числительные, вопросительные и указательные местоимения, притяжательные местоимения в абсолютной форме). Безударны обычно служебные слова (вспомогательные и модальные глаголы, если с ним не начинается предложение, союзы, артикли, частицы и большинство местоимений). Обучение интонации необходимо начать в начальной школе. Для этого сначала выделяются ударные слоги во фразе.

Для отработки интонации можно  показать интонацию стрелками.

 

Условно-речевые и  речевые упражнения

К условно-речевым упражнениям  можно отнести следующие задания:

Не согласитесь со следующими утверждениями. Модель:Your family is large. – No,  my family is small/ Данное задание учит использовать логическое ударение во фразе.

Задание: выразите во фразе сомнение, используя следующую модель: She is 70. – Rea  lly?Is she? – дается на отработку тона fall-rise.

Огромный интерес вызывает у  учащихся работа с чантами (проговаривание под джаз музыку). Они помогают усвоить  ритмико-интонационную структуру  высказываний разных типов.

Учащимся можно также предложить список слов и, работая в парах или в группах, они должны дать все возможные варианты произнесения этих слов. Затем можно предложить составить короткие диалоги с ними и разыграть их.

Использование интонационных моделей  в контексте, слушание и воспроизводство  звуков в спонтанной речи – очень сложная задача.  Ее помогает решить работа с текстами различных жанров и типов. При работе над текстом монологического  или диалогического характера учащемуся можно предложить найти в тексте трудные для произношения слова и затранскрибировать их. Затем следует прослушивание текста, его фонетическая разметка и комментирование фонетических явлений. Затем предлагается учащимся прочитать текст по разметке (хором, в парах друг другу, индивидуально: шепотом и вслух). Следующий этап – чтение текста без разметок в парах или индивидуально. Затем текст учиться наизусть или пересказывается. Заключительный этап – составление учащимся подобного текса и его презентация с соблюдением интонации, предложенной в тексте-образце.

Особое место на уроке английского языка занимает фонетическая зарядка. Ее содержание должно быть связанно с лексико-грамматическим материалом, который отрабатывается на уроке. Фонетическая зарядка проводиться как в начале урока, так и на других его этапах. Если она проводится в начале урока, в ее задачу входит настраивание артикуляционного аппарата школьников на иностранную речь и на тему урока. Включение в фонетическую зарядку отработку 2-3 звуков или фонетических явлений в словах, фразах, стишках очень удобно, так как учащиеся одновременно и отдыхают и повторяют необходимый звук.

Если фонетическая зарядка проводится в середине урока, то часто сопровождается движениями, то есть совмещается с  физкультурной паузой. Как правило, в этих случаях используются песенки  или рифмовки.

Практика в речевом общении отражает степень сформированности фонетических навыков как составных компонентов устной речи.

Контроль фонетических навыков  осуществляется в основном при выполнении речевых упражнений в чтении, аудировании, говорении и письме. Возможно написание  легких фонетических диктантов. Они не должны занимать много времени, поэтому лучше предлагать 1-2 небольших задания, например, предложить прослушать отдельные слова или короткие предложения и записать их в транскрипции, отметить ударение в прослушанных словах стрелками показать интонацию ядерного тона в прослушанных предложениях.

Формой контроля могут послужить  фонетические конкурсы на чтение стихотворений, скороговорок, воспроизведение коротких диалогов, постановление фрагментов спектаклей.

Обучение фонетике будет результативным и увлекательным как для учащихся, так и для учителя, если педагог  владеет теоретическими знаниями в  области фонетики изучаемого и родного  языков, умеет варьировать технологии обучения в зависимости от задач конкретного урока, привлекает аутентичные материалы, предвосхищает появление типичных ошибок учащихся, принимает их природу и может объяснить, как их устранить.

 

Заключение

 

Начальная школа закладывает базовые  знания, умения и навыки по всем школьным дисциплинам, в том числе и по иностранному языку.

Ученые- лингвисты, методисты сходятся во мнении, что обучению фонетическим навыкам на начальном этапе должна отводиться особая роль.

Знание и реализация целей и  задач государственных стандартов по предмету «Английский язык», программы, по которой работает учитель, позволяют составить индивидуальную траекторию развития языковой личности ребенка.

Учитель вправе самостоятельно выбирать подходы к обучению навыкам фонетики.

При организации обучения произношению на иностранном языке необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. учет  коммуникативной направленности  при обучении произношению;

2. учет ситуативно-тематической  обусловленности фонетического  материала;

3. рационально сочетать сознательность  с имитацией при работе с  произношением; 

4. обеспечить наглядность при  предъявлении звуков и интонационных  моделей;

5. должна быть большая опора  на активность и целенаправленность  действий учащихся;

6. необходимо использовать индивидуальный подход к формированию произносительной стороны речи учащихся в условиях коллективного обучения;

7. исправление фонетических ошибок  должно происходить в опоре  на образцовое произношение (речь  учителя, речь диктора).

При объяснении фонетического материала  учитель может воспользоваться  следующими приемами:

- имитация звука в потоке речи;

- сравнение звука с аналогичным  явлением в родном языке;

- сравнение фонетического явления  внутри изучаемого языка;

- анализ фонетического явления;

- объяснение фонетического явления; 

- зрительное представление фонетического  явления.

Правильно подобранная учителем система  упражнений позволит ученику успешно  овладеть всеми необходимыми  фонетическими  навыками.

При обучении фонетике считается целесообразно использование технических средств. ТСО дают учащимся образец для хорошего произношения. Учащиеся подражают такому образцу речи и стремятся к нему.

Контроль слухо-произносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, в говорении или в чтении. Только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иноязычной речи.

 

Литература

 

1.Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: «Издательство Астрель», 2004. – 380 с.

 

2. Примерные программы  по учебным предметам. Начальная  школа. В 2 ч. Ч.2. -2-е изд. –  М.: Просвещение, 2010. – 232 с. (стандарты  второго поколения)

 

3. Биболетова М.З., Трубанева  Н.Н. Программа курса английского  языка к УМК Английский с  удовольствием/ Enjoy English для 2-11 классов общеобр.учр.- Обнинск: Титул, 2009. – 56 с.

 

4. Биболетова М.З., Денисенко  О.А., Трубанева Н.Н. Английский  язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: учебник для 2 кл.общеобраз.учр. – Обнинск: Титул, 2008. – 128 с.

 

5. Биболетова М.З., Денисенко  О.А., Трубанева Н.Н. Английский  язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: учебник для 3 кл.общеобраз.учр. – Обнинск: Титул, 2009. – 144 с.

 

6. Биболетова М.З., Денисенко  О.А., Трубанева Н.Н. Английский  язык: Книга для учителя к учебнику  Английский с удовольствием/ Enjoy English: учебник для 3 кл.общеобраз.учр. – Обнинск: Титул, 2009. – 120 с.

 

7. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: учебник для 4 кл.общеобраз.учр. – Обнинск: Титул, 2007. – 144 с.

 

8. Биболетова М.З., Денисенко  О.А., Трубанева Н.Н. Английский  язык: Книга для учителя к учебнику  Английский с удовольствием/ Enjoy English: учебник для 4 кл.общеобраз.учр. – Обнинск: Титул, 2008. – 120 с.

 

9. Ватсон Е.Р. Практическая  фонетика английского языка. –  М.: МИОО, 2009.

 

10. Гальскова Н.Д., Гез  Н.И. Теория обучения иностранным  языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин.яз.высш.пед.уч.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

 

11. Гальскова Н.Д., Никитенко  З,Н. Теория и практика обучения  иностранным языкам. Начальная школа:  методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.

 

12. Методика преподавания  иностранных языков: общий курс: [ учеб.пособие]\ отв.ред. А.Н.Шамов.  – 2-е изд., перераб. И доп.  – М.: АСТ МОСКВА: Восток – Запад, 2008. – 253 с.

 

13. Обучение иностранным  языкам в школе и вузе. По материалам межвузовской научно-методической конференции 27-28 августа 2009 г. – М., 2009. – 96 с.

 

 

14. Практическая психология  образования/ под ред. И.В.Дубровиной: учебник для студентов высших  и средних специальных учебных  заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

 

15. Психологическая, медицинская  и социальная реабилитация детей  и подростков: Сб. научно-методических  статей /сост. И.Д.Парсиева, Т.В. Цубина.отв  ред.С.В.Жуков. – М.: АКП и ППРО, 2009. – 56 с.

 

16. Современные подходы  к обучению иностранным языкам. По материалам межвузовской научно-методической конференции 12-13 марта 2009 г. – М., 2009. – 80 с.

 

17. Формирование произносительных  навыков: учебное пособие/под  ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва»,2002. – 40с. ( Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 10).

 

18. Ануфриев А.Ф., Костромина  С.Н. Как преодолеть трудности  в обучении детей. Психодиагностические  таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Изд-во «Ось-89», 2000. – 272 с. (Практическая психология)

 

19. Настольная книга  преподавателя иностранного языка:  Справ.пособие/Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская,  А.Ф. Будько. – Мн.: Выш.шк.,2004. -522 с.

 

20. Соловова Е.Н. Методика  обучения иностранным языкам. –  М.:АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.

 

 

21. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам  и студентам. – СПб.: КАРО, 2006. –  128 с.

Информация о работе Обучение фонетике на начальном этапе