Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель данного исследования: обучение дошкольников приемам росписи по мотивам Городца.
Задачи исследования:
Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.
Учить детей узнавать городецкую технику росписи, называть элементы узора.
Учить рисовать элементы городецкой росписи
Развивать художественный вкус, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Введение ………………………………………………………………... 3 – 5
Часть 1. Народное декоративное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников …………..………………………………… 6 – 25
1.1.Особенности и специфика Городецкой росписи ………………… 9 – 21
1.1.1. Цветочная роспись ……………………………………………… 11 – 18
1.1.2. Сюжетная роспись ……………………………………………… 18 - 21
1.2. История Городца ………………………………………………….. 21 – 25
Часть 2. Методика обучения дошкольников приёмам росписи по
мотивам Городца ………………………………………………………. 26 – 28
Часть 3. Практическая часть …………………………………………... 29 – 30
Заключение ……………………………………………………………... 31
Список литературы …………………………………………………….. 32 – 33
Приложение
На последующих занятиях дети знакомятся с более сложным построением узора и разнообразной разработкой цветка, листа и бутона; получают все более богатый материал для самостоятельных поисков вариантов исполнения. После четырех занятий, на которых в качестве образцов детям показывали народные орнаменты, им предлагают нарисовать городецкий узор на прямоугольной доске для резки хлеба по своему замыслу.
Количество занятий по городецкой росписи определяет педагог в зависимости от того, как дети осваивают роспись.
На занятиях в старшей группе широко используются наглядные и речевые приемы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанализировать и показать последовательность изображения полностью или частично. Воспитатель полностью показывает, как рисовать ту или иную модель только тогда, когда считает, что дети плохо усвоили этот материал или когда им тяжело дается задание.
В подготовительной группе углубляются знания и умения детей в городецкой росписи.
Когда воспитатель предлагает
детям новый или еще
Часть 3. Практическая часть.
Для продолжения работы по ознакомлению с городецкой росписью и проведению занятий по декоративному рисованию, нами был составлен перспективный план на год.
С детьми 5-6 лет предусматривалось провести четыре занятия по ознакомлению с предметами, украшенными городецкой росписью.
На первом занятии предложили детям нарисовать узор на полоске для солонки. Сначала внесли в группу городецкие изделия: ларец, доску, солонку. Рассмотрели их, рассказали, что такие изделия делают из дерева мастера из города Городца, затем художники расписывают их узорами: цветами, бутонами, листьями. Обратили внимание на то, что бутон состоит из большого голубого круга и маленького синего круга – глазка, что в узоре сочетаются не только синий и голубой, но и розовый, красный, оранжевый и темно-красный цвета. Листья рисуют зеленой краской. А белый цвет оживляет и цветы, и листья. Уточнили, что бутоны расположены на равном расстоянии, их глазки и листья направлены в одну сторону. Рассмотрев узоры на предметах, выбрали для украшения самые простые – бутоны и листья. Дети сами на палитре составляли розовую и голубую краски для бутонов, рассказали, как их надо изображать (они умели рисовать круглую форму). Показываем, как нарисовать дугу, украсить бутон дугой, как изобразить листья. Дети самостоятельно выбирают цвета краски для бутонов. Одни делают их голубыми в сочетании с синим, другие – розовым в сочетании с красным. Так создается первый несложный узор на полосе.
При проведении анализа выяснили, какой узор самый яркий, нарядный.
При проведении второго занятия усложнили задание: на такой же полосе надо было нарисовать цветок, который распустился. Дети изображали его в середине, а справа и слева – знакомые бутоны и листья.
Накануне занятия еще раз рассмотрели предметы с городецкой росписью. Установили, что цветок похож на круг, в середине он украшен маленьким кружком более темного цвета, лепестками-дугами, белыми точками-оживками.
В начале занятия уточнили, с чего начинать рисовать, показали, как нарисовать дуги. Бутоны и листья дети выполняли сами. Многие затруднялись рисовать дуги, украшающие цветок.
При анализе работ обратили внимание на одинаковое расположение элементов узора, на сочетание цветов. С детьми, для которых выполнение узора было сложным, отдельные элементы рисовали карандашом, кистью.
Через некоторое время провели еще одно (третье) занятие – составление узора на квадрате.
Предоставили детям возможность самостоятельно выполнить узор, используя знакомые элементы городецкой росписи (розан, бутоны, листья), выбрать цвет. Перед занятием уточнили, как расположить узор на квадрате. Определили, где можно нарисовать листья.
Все дети справились с заданием. Когда работы были выставлены на стенд для анализа, получился нарядный ковер. У ребят появилось желание рисовать еще лучше. Им нравились красочные сочетания.
В годовом плане работы было предусмотрено открытое занятие по декоративному рисованию.
Накануне мы предложили детям форму бумаги – полоску в форме кухонной доски, и подумать, какой узор можно нарисовать.
На занятии дети выполнили свои замыслы.
Умения и навыки, приобретенными детьми, позволили им быть самостоятельнее и активнее в рисовании, развили способность понимать и воспринимать цвет, глазомер. Дети научились представлять себе будущий рисунок и воплощать задуманное изобразительными средствами.
Заключение.
Подытоживая результаты проведенной работы по ознакомлению детей с городецкой росписью можно сделать следующие выводы:
1.Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благоприятное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.
2.При знакомстве с городецкими изделиями перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
3.Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей: он пополняется названиями предметов (ларец, солонка, прялка и т.д.), материалов, из которого они изготовлены, элементов росписи (розаны, бутоны, оживки) и т.д. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, технологии изготовления, что способствует развитию грамотной связной речи.
4.Рисование городецкого узора требует, чтобы из основных цветов получали различные оттенки и другую цветовую палитру. Так рисуя различные городецкие элементы дети, экспериментируя и путем поиска решают , как получить новые цвета.
Таким образом, проведенная нами работа позволила улучшить изобразительные навыки детей, обогатить содержание рисунков, способствовала развитию интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Список литературы:
1. М. Ильченко, С. Мишин. Методическое пособие по городецкой росписи. М.: ИД «Грааль», 2002.
2. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева А.В. "Декоративное искусство — детям": пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976.
3. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. М.: ИД «Российское педагогическое агентство», 1997.
4. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М.: ТЦ Сфера, 2007. (Программа развития).
6. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2009.
7. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
8. Федосова А., Белошапкина А. Использование народного прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию // Дошкольное воспитание. 1986. № 1.
9. Щукина З., Капитонова Е. Роль декоративно-прикладного искусства в обогащении замысла рисунков детей // Дошкольное воспитание. 1984. № 3.
10. Пантелеева Л. Декоративно-прикладное искусство России // Дошкольное воспитание. 1989. № 7.
11. Ярыгина Н.А. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 4.
12. http://www.detskiysad.ru/izo/
13. http://festival.1september.ru/
14. Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2001.
15. Грибовская А.А. Народное
искусство и детское
16. Грибовская А.А. Знакомство с русским народно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация дошкольников. Москва, 2000.
17. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1983.
18. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973.
19. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
20. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983.
21. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. М.: Сов. художник, 1980.
22. Комарова Т.С. Изобразительная
деятельность в детском саду.
Программа и методические
Приложение.
Конспекты занятий по ознакомлению детей с предметами городецких мастеров и декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи.
(старшая группа)
Тема: Декоративное рисование «Узор на полосе» (бутоны и листья)
Цели:
• Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора;
• Учить рисовать городецкие цветы – бутоны голубого и розового цвета;
• Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета;
• Учить оживлять цветы белым цветом с помощью кисти;
• Учить составлять узор на полосе, чередуя бутоны и листья;
• Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Материалы для занятия:
• Игрушка петушок-солонка;
• Образцы узоров и последовательности рисования «бутона»;
• Альбомные листы бумаги, тонированные под дерево (10 х 23 см);
• Гуашь;
• Мягкие кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Итак, ребята, посмотрите еще раз, каких элементов особенно много встречается на городецких узорах? Правильно, в них много зеленых листьев и цветов. Вот эти цветы называются бутонами, а вот эти, самые большие и пышные, - розаны. Обратите внимание, какого они цвета. Правильно, розового и голубого. Поэтому, прежде чем приступать к рисованию, необходимо получить краски голубого и розового цветов. Вы помните, как сделать такие краски? Правильно, для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую.
Теперь посмотрите на эту схему. На ней изображена последовательность рисования бутона. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем рисуется маленький синий или красный круг – глазок, затем добавляются оживки – белой краской.
Потом воспитатель рассказывает о технике рисования листьев.
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать узор на полоске из бутонов и листьев, уточняя, что сначала надо нарисовать большие голубые (или розовые) круги, начиная с середины, затем листья парами: вверху, внизу, а потом маленькие синие (или красные) круги, в ту сторону, куда направлены листья.
Воспитатель напоминает, что оживку можно сделать кончиком кисти (тонкие линии, дуги).
Тема: Декоративное рисование «Узор на полосе» (розан)
Цели:
• Продолжать формировать представления детей о городецкой росписи;
• Учить рисовать дуги (лепестки розана) концом кисти;
• Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета;
• Учить оживлять цветы белым цветом с помощью кисти;
• Учить составлять узор на полосе, выделяя середину розаном, левую и правую стороны - бутонами;
• Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Материалы для занятия:
• Изделия городецких мастеров (солонка, кресло-качалка);
• Образцы узоров и последовательности рисования «розана»;
• Альбомные листы бумаги, тонированные под дерево (13 х 26 см);
• Круги (диаметр 10 см);
• Гуашь (розовая, красная, голубая, синяя, зеленая, черная);
• Мягкие кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы научимся рисовать еще один цветок из городецких узоров – розан.
Обратить внимание на цветок в середине узора (его лепестки похожи на лепестки роз, поэтому городецкие мастера издавна называют их «розаны»).
Уточнить цвет (большой круг – розовый, маленький – красный, дуги – красные, оживка - черная).
Рассмотреть композицию: слева и справа бутоны голубого цвета. Отметить, куда направлены бутоны (левый – в левую сторону, правый – в правую). Чем они украшены (дугами, белыми точками).
Предложить нарисовать узор «розан». Спросить, с чего начать его рисовать. Предложить круги диаметром 10 см для упражнения рисования дуг. Лепестки-дуги меньшего размера располагаются вблизи центра бутона, по мере удаления от него они увеличиваются, затем вновь уменьшаются.
После того как центр формы заполнен бутоном розана, воспитатель предлагает детям завершить композицию на предложенной форме с помощью уже известных элементов узора – бутонов, листьев.
Тема: Декоративное рисование «Узор на квадрате»
Цели:
• Продолжать знакомить детей с колоритом, составными элементами городецкой росписи;
• Учить составлять узор на квадрате, заполняя середину розаном, углы – бутонами, стороны - листьями;
• Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета;
Информация о работе Обучение дошкольников приёмам росписи по мотивам Городца