Обучение дошкольников приёмам росписи по мотивам Городца

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: обучение дошкольников приемам росписи по мотивам Городца.
Задачи исследования:
Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.
Учить детей узнавать городецкую технику росписи, называть элементы узора.
Учить рисовать элементы городецкой росписи
Развивать художественный вкус, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 3 – 5
Часть 1. Народное декоративное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников …………..………………………………… 6 – 25
1.1.Особенности и специфика Городецкой росписи ………………… 9 – 21
1.1.1. Цветочная роспись ……………………………………………… 11 – 18
1.1.2. Сюжетная роспись ……………………………………………… 18 - 21
1.2. История Городца ………………………………………………….. 21 – 25
Часть 2. Методика обучения дошкольников приёмам росписи по
мотивам Городца ………………………………………………………. 26 – 28
Часть 3. Практическая часть …………………………………………... 29 – 30
Заключение ……………………………………………………………... 31
Список литературы …………………………………………………….. 32 – 33
Приложение

Работа содержит 1 файл

сам курсач.doc

— 9.67 Мб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Специальность 030900 «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Обучение дошкольников приёмам росписи по мотивам Городца»

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………...          3 – 5       

Часть 1. Народное декоративное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников …………..…………………………………        6 – 25

1.1.Особенности и специфика  Городецкой росписи …………………        9 – 21

1.1.1. Цветочная роспись ………………………………………………       11 – 18

1.1.2. Сюжетная роспись ………………………………………………        18 - 21

1.2. История Городца …………………………………………………..       21 – 25

Часть 2. Методика обучения дошкольников приёмам росписи по

мотивам Городца ……………………………………………………….      26 – 28

Часть 3. Практическая часть …………………………………………...      29 – 30

Заключение  ……………………………………………………………...      31

Список литературы ……………………………………………………..      32 – 33         

Приложение

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

                                                                 Культуру России невозможно        

                                                                 представить без народного искусства,         

                                                  которое раскрывает исконные истоки духовной

                                                                        жизни русского народа, наглядно                      

                                                                        демонстрирует его эстетическую

                                                                              ценность, художественный вкус  

                                                                           и является частью его истории.

                                                                                             В.А. Сухомлинский 1

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества.

Люди стремились, чтобы  вещи были не только практичными и  удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. А. М. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи»2.

Каждый народ под  влиянием жизненных и природных  условий создает свои традиции в  развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства.

Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение

качества предметов. В  этом сказывается ее утилитарный  характер.

Вместе с тем это  деятельность художественно-декоративная, так как она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное начала взаимосвязаны и дополняют друг друга. Художественная образность вещи делает ее приятной для применения. Утилитарное начало подчеркивает жизненность художественной отделки предмета.

Народное искусство  по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными  символами, отказ от натуралистичности, излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.

Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя  – эти качества народного декоративно-прикладного  искусства присущи и творчеству детей. Но в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

Включение ребенка в  различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного  творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Цель данного исследования: обучение дошкольников приемам росписи по мотивам Городца.

Объект исследования: процесс обучения дошкольников приемам росписи по мотивам Городца.

Предмет исследования: методы и приемы обучения детей городецкой росписи.

Задачи исследования:

  1. Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.
  2. Учить детей узнавать городецкую технику росписи, называть элементы узора.
  3. Учить рисовать элементы городецкой росписи
  4. Развивать художественный вкус, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Народное декоративное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.

Использование народного искусства в педагогической работе с детьми является необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности. Способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства  в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества3.

Посредством общения  с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к  своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Полюбив то, что его  окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного  творчества, ребенок испытывает положительные  эмоции, на основе которых возникают  более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от неё. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворённость, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведёт к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей  невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлечённости ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика  декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и  практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного  декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство  должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.       

1.1. Особенности и специфика Городецкой росписи.

Городецкая роспись  выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы в три этапа. Для подмалевка используются широкие плоские кисти – флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

Например, все кони закрашиваются  черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком – хвосты птиц, голубым и розовым – подмалёвки цветов, а зелёным – крылья птиц и листья.

Информация о работе Обучение дошкольников приёмам росписи по мотивам Городца