Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель данного исследования: обучение дошкольников приемам росписи по мотивам Городца.
Задачи исследования:
Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.
Учить детей узнавать городецкую технику росписи, называть элементы узора.
Учить рисовать элементы городецкой росписи
Развивать художественный вкус, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Введение ………………………………………………………………... 3 – 5
Часть 1. Народное декоративное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников …………..………………………………… 6 – 25
1.1.Особенности и специфика Городецкой росписи ………………… 9 – 21
1.1.1. Цветочная роспись ……………………………………………… 11 – 18
1.1.2. Сюжетная роспись ……………………………………………… 18 - 21
1.2. История Городца ………………………………………………….. 21 – 25
Часть 2. Методика обучения дошкольников приёмам росписи по
мотивам Городца ………………………………………………………. 26 – 28
Часть 3. Практическая часть …………………………………………... 29 – 30
Заключение ……………………………………………………………... 31
Список литературы …………………………………………………….. 32 – 33
Приложение
Городецкие кон бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.
1.1.2. Сюжетная роспись.
Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять «уникальную» прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен. При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие художники нередко опираются на те традиционные композиции, которые были распространены на городецких прялках. Это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье - приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной полосы.
Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники обходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой. Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера; огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь используются более звучные и сочные. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом. В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам. Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антураже тот мир, в котором хотелось бы жить и ему. Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские домишки с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж. Удивительно разнообразны иллюстрации к сказкам. Особенно любят художники сказки А. С. Пушкина. В росписях они часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек, сидящих за работой и пр. Лишь по некоторым деталям росписи можно понять, что это иллюстрация к какой-то сказке, а, проанализировав весь сюжет, понять, к какому произведению относится данная иллюстрация. Наверное, поэтому, художники подписывают работы, (например, "Панно по "Сказке о мертвой царевне"). Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Такого же рода пословицы и нравоучительные высказывания мы встречаем под картинками русского лубка. Это подтверждает общность и огромное влияние, которое оказали лубочные картинки в целом на народное искусство. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в подарочное изделие ("Муж да жена -одна душа", "Работай до поту, поешь хлеба в охоту" и др.)
История городецкой росписи – старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях вблизи Городца, берет свое начало с украшения прялочных донец. Донца изготовляли в деревнях Мокшино, Хлебаиха, Курцево, Косково, Лебедево, Серково.
Причудливо извиваясь и петляя, катит мимо деревень свои прозрачные и быстрые воды речка Узола. В дни весеннего половодья река подмывает крутые берега, на которых возвышаются березы, кряжистые дубы, ели и осины, выворачивает их с корнями. Падая в воду, деревья постепенно заносятся песком, погружаются в речной ил. Мягкие породы дерева быстро сгнивают, дубы же от долгого пребывания в воде, наоборот, становятся еще прочнее и крепче.
Пролежавший многие десятки лет на дне реки дуб меняет цвет древесины. Из светлой она превращается в темную, как графит.
Мастера использовали в украшении донец красивую по цвету мореную древесину дуба. Исследователи народного искусства склонны отнести появление первых инкрустированных кусочками дуба донец к концу 18 – началу 19 в., полагая, что художественное оформление донец инкрустацией черного полированного дуба берет свое начало с выемчатой резьбы и инкрустации по дереву, технические приемы которых были хорошо знакомы здешним резчикам. Такой резьбой в Заволжье украшали наличники окон, различные деревянные бытовые предметы. Инкрустированные узоры нередко можно было встретить на крестьянских раздвижных столах.
На наиболее старинных, дошедших до нас Городецких донцах, лаконично и вместе с тем декоративно украшенных инкрустацией из черного мореного дуба и ногтевидной резьбой, можно видеть жанровые сцены: выезды карет, марширующих солдат, всадников, гарцующих на конях.
Твердая древесина дуба не позволяла тонко отделывать детали, и мастер вырезал лишь основной силуэт изображения. Инкрустация из темных кусочков дуба составляет самые крупные, главные части рисунка. Вставки эти как бы дорисовываются затем острым резцом, оставляющим на доске донца упругие и тонкие ветви дерева, щетинку гривы коня, след движения его ног, легкое контурное изображение птицы. Линии порезок смягчают обобщенность силуэтов инкрустации, делая более живописной и живой композицию.
Резные детали, а порой и фон инкрустированных донец подкрашивались. Окраска оживляла несколько однообразный колорит донец – светлый фон доски и темные вставки мореного дуба. От «подцветки» отдельных деталей мастера постепенно переходят к сплошной раскраске донец поверх резьбы яркими, разведенными на воде и клею красителями. Излюбленные цвета в палитре мастеров: киноварь, желтый крон, ультрамарин, черный.
В середине 19 в. роспись окончательно вытесняет инкрустацию и резьбу на донцах. Появление ее на Городецких прялках в это время закономерно. Возросший спрос на прялки заставляет мастеров искать менее трудоемкие по сравнению с инкрустацией приемы их оформления.
В рисунках росписи в это время используются в основном мотивы, характеризующие искусство резных донец: всадники на конях, изображения птиц и цветов. Постепенно круг сюжетов росписи расширяется. В поисках новых тем и сюжетов мастера обращаются непосредственно к окружающей их жизни, но не к прозаической, обыденной ее стороне, а к праздничной, привлекающей мастеров возможностью создать красочные картинки гуляний и посиделок, застольных бесед, чаепитий, выступлений цыганского хора на ярмарке, веселых катаний в возках, запряженных ретивыми конями, и т.д.
Следует отметить отразившиеся в росписи влияния города. Сцены гуляний горожан в характерных для того времени нарядах, сценки за столом в интерьере явно городского уклада жизни – все это своеобразные «картины» быта Городца, хорошо знакомого и близкого мастерам.
Роспись наносилась растительными и клеевыми красками. Основными цветами в росписи были: желтый, черный, зеленый, красный, синий. Цветов немного, но смешанные между собой или разбеленные, они давали дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый, оливковый и т.д.
Яркие и густые цветовые
пятна, положенные в 2-3 слоя на гладкокрашенных
фонах (преимущественно на желтом),
создавали праздничное
До конца 19 века городецкие мастера расписывали донца клеевыми и темперными красками, позднее они переходят на роспись масляными красками.
В 1936 г. городецкие мастера организуют в деревне Курцево, в окрестностях Городца, артель и пытаются использовать городецкую роспись в оформлении токарных изделий, в росписи сюжетных панно. Так появляются панно с изображением всадников в красноармейской форме, где мастера на основе знакомых им образом коня и всадника, орнаментальных форм, характерных для городецкой росписи, делают попытку переосмыслить традиционный сюжет в рассказ о современности. Автором этих панно выступает старейший мастер городецкой росписи И.А. Мазин.
Мастер Ф.С. Краснояров работает над панно, посвященным колхозной жизни. На созданных им картинках – росписях цветут и приносят обильные плоды сады колхозников, на птичьем дворе горделиво расхаживают гуси и утки, всеми цветами радуги горит оперенье петухов, желтенькими пушистыми комочками выглядят выводки цыплят.
Большую помощь в восстановлении
традиций городецкой росписи в середине
50-х годов оказывает Научно-
Потомственным мастером городецкой росписи А.Е. Коноваловым в это же время разрабатываются детская мебель и декоративные тарелки, расписанные цветами и птицами в традициях городецкой живописи.
В конце 60-х годов под руководством искусствоведа М.А. Некрасовой художники института А.В. Бабаева и Е.И. Воронцова разрабатывали для промысла серию посудных изделий на токарной основе и декоративных вещей на основе гнутых конструкций из шпона. Была предпринята также попытка возрождения городецкой росписи в технике клеевых и темперных красок, позволяющих достигать тонкого живописного эффекта. В результате городецкие мастера создали интересные варианты росписи.
В советское время мастера фабрики «Городецкие роспись» пробуют свои силы в создании сюжетных композиций в традициях городецкой живописи. Работа по возрождению сюжетных композиций как на панно, специально предназначенных для декоративного оформления современного интерьера, так и на изделиях, несущих в себе утилитарные функции (сундучки-укладки, короба, детские стульчики и т.д.) ведется фабрикой «Городецкая роспись» совместно с НИИ художественной промышленности. Под руководством искусствоведа Л.Я. Супрун и художника А.В. Бабаевой мастера выполнили ряд оригинальных работ. Работы городецких мастеров можно увидеть во многих странах мира: Франции, Германии, Норвегии, Греции, Канаде, Бельгии, Италии, Америке и др.
Часть 2. Методика обучения дошкольников приемам росписи по мотивам Городца.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает ознакомление детей, с городецкой росписью начиная со средней группы.
На занятиях декоративного рисования дети знакомятся с городецкими изделиями. Учатся выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
На занятиях в средней группе используются игровые, словесные и наглядные приемы обучения.
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков). Так же дети учатся использовать для украшения оживки.
Знакомить детей с народным искусством надо постепенно и последовательно, выделяя его виды.
Из разнообразных мотивов этой росписи для показа детям нужно сначала взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент городецкой росписи – цветок. Для первого занятия выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев. Можно подобрать разные варианты бутонов и листьев. Рисуются они в определенной последовательности: сначала рисуется круглое пятно, затем, когда пятно подсохнет, на него более темным цветом того же тона наносят дугообразный мазок и маленький кружочек (на розовом – темно-красные, на голубом – темно-синие). Дуга рисуется белой краской или темной, того же цвета, что и кружочек. Зеленые листья попарно располагаются между бутонами, жилки в листьях рисуют тонкими черными линиями. Овладев приемами рисования бутонов и листьев, дети знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски; вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями.
Затем детям показывают узоры, в которые входят изображения цветка, бутонов и листьев, более сложных по форме и в ином положении. Обращают их внимание на то, что крупный цветок находиться в середине, справа и слева от него располагаются листья и бутоны. Цветок также рисуется в определенной последовательности, начиная с круглого пятна. Затем на него наносятся дуги, рисуется кружочек сердцевинки (сбоку), полукруглые лепестки вокруг и т.д. дети рассматривают несколько вариантов построения цветка, различные украшающие его детали. После этого они рисуют узор с крупным цветком посередине, в указанной последовательности, часть за частью. Украшая цветок деталями, дети проявляют свой вкус и изобретательность. Краски подбираются так же, как и при рисовании бутонов: весь цветок выполняется в красных, синих, оранжевых, фиолетовых тонах; мелкие детали рисуются белой или черной краской.
Информация о работе Обучение дошкольников приёмам росписи по мотивам Городца