Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, B.C.Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, Т.Я. Шпикалова Б. П. Юсов и др.).Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт.(США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности.

Содержание

1. Введение ______________________________________________3стр.
2. История развития хохломы ______________________________5стр.
3. Техника и виды хохломской росписи______________________7стр.
4. Значение декоративного рисования в художественном развитии детей________________________________________________________11стр.
5. Методика обучения дошкольников приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи _________________________________14стр.
6. Заключение_____________________________________________29стр.
7. Литература

Работа содержит 1 файл

хохлома.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    Обучение  рисованию кружка: чтобы детям  не было утомительно рисование большого числа колец (а это нужно для  закрепления навыка), оно должно прерываться проведением прямых линий, что снижает напряжение и дает передышку руке.

    Изображение восьмилепесткового цветка давно введено  в дошкольную практику как один из основных элементов декоративного  рисования. Однако вопрос о способе  его рисования до сих пор еще  волнует воспитателей, и часто  слышны вопросы о том, как правильнее рисовать цветок - держа кисть концом ворса к середине или от нее. Все зависит от того, как подходить к этому вопросу. С точки зрения развития мелких мышц руки совершенно безразлично, повернут ли кончик кисти к середине цветка или от нее. Приняв, например, способ, при котором конец ворса «смотрит» на середину, нужно следить за тем, чтобы нанесение всех лепестков происходило именно этим способом, тогда рука совершит все 8 поворотов, а это именно и нужно. Внесение в занятия элемента игры, когда дети одновременно и рисуют, и как бы играют - «капают», «топают», делает их более эмоциональными и дает хорошие результаты.

    Большое внимание при занятии декоративным рисованием должно уделяться развитию мелких мышц кисти руки. Подвижность их развивается главным образом при нанесении примакиваний в разных направлениях. Сам по себе мазок как элемент узора красив, широко применяется в вариантах и необычайно легок по исполнению. Это не требует от детей никаких усилий и напряжения, и его легко усваивают даже трехлетки. Однако расположение мазка на плоскости листа в определенном направлении и ритме представляет для детей уже более сложную задачу.

    Словесно-речевой  ритм помогает людям при движении. Множество песен сложено народом  именно с этой целью: это «Дубинушка», песни прях, гребцов, солдатские, походные марши, колыбельные и т. д. Поется такая песня - и в такт ей непроизвольно делаются нужные движения рук, ног, туловища. Ритм песни передается и движению, оно приобретает этот же ритм. Так как основой построения орнамента является тоже ритмичность, повторяемость одинаковых элементов узора, а, следовательно, и движений рук, их создающих, то целесообразно на занятиях декоративным рисованием ввести подговаривание коротеньких слов, которые, с одной стороны, усиливают образ рисуемого, а с другой - содействуют образованию нужного ритма в движении руки.

    В работе можно использовать различные  таблицы в качестве наглядного материала. Ряд таблиц дает возможность выбирать элементы узора, но в ином их расположении, цвете, благодаря чему получается другая композиция. Нужно развивать творческую инициативу детей постепенным усложнением требований к подбору цвета и деталей узора. Для этого полезно предлагать детям несколько образцов на выбор. Воспитатель должен показать, как из разных деталей орнамента можно составить узор, научить детей составлять свои варианты; в решении этой задачи орнамент является прекрасным примером. Приобретенные детьми умения на занятиях по нескольким образцам дадут им навык самостоятельного составления узоров.

    Воспитатель должен помочь детям в выборе образца  узора, объяснить, какую вещь может  украсить этот узор. В зависимости  от назначения узора решается и его  композиция. Детали и элементы узора  должны ритмически чередоваться, так  как ритм составляет основу орнамента. При этом могут чередоваться и цвета, что придает узору цветовое равновесие.

    Очень сложные элементы орнамента выполняются  детьми с помощью шаблонов. В этих таблицах представлены наиболее характерные  детали узора: цветы, листья, бутоны, деревья, вазы и т.д. Часть таблиц можно давать детям для рассматривания перед занятиями, использовать в оформлении детского сада. Воспитателю необходимо помнить, что неудачный подбор цвета для декоративных работ снижает ценность занятий по мотивам орнамента.

    Поэтому одной из задач обучения детей  декоративному рисованию следует  считать подбор в узоре красивых, радующих глаз сочетаний красок.

    Организация детей во время работы может быть разной. Занятие может проводиться  подгруппами на ковре, в игровом уголке в зависимости от того, где и как удобнее детям. На занятии можно предложить несколько способов решения одного и того же задания. Следует создавать условия для развития детского творчества, дать ребенку право на свободу выбора задания, общения, способа выполнения. На занятиях рисования хорошо использовать народную музыку. Это поможет детям лучше почувствовать ритмичность узора, создаст соответствующее эмоциональное настроение. Для изображения растительных узоров, приведенных в таблицах пособия, требуется небольшое количество приемов, использование которых может дать самые разнообразные варианты выполнения задания.

    Знакомству  с каким-либо видом народных художественных промыслов отводится самостоятельное  занятие. В основном оно проходит в виде беседы с детьми, в процессе которой дети получают новые знания, а также уточняется и обогащается их словарь. Хорошо в этот день после небольшого перерыва дать занятие декоративным рисованием с привлечением тех впечатлений, которые дети только что получили.

    Познакомившись в течение года с двумя или тремя видами народного прикладного искусства, дети могут сравнивать их между собой, отмечать их особенности. Когда воспитатель спрашивает детей о различии в расцветке, в характере узоров, в их расположении, дети отвечают самостоятельно, так как у них уже выработалось умение всматриваться в изделия. У некоторых детей накапливается личный опыт наблюдений. Очень полезно посетить с детьми музей прикладного искусства или выставку. Прежде чем давать предметы детям, воспитатель сам внимательно рассматривает и анализирует эти росписи. Бумаги.

    Декоративные  работы выполняются не только на занятиях, но и в свободное время; в этих случаях дети привлекаются по желанию, иногда небольшими группами, а иногда все, например, для подготовки к праздничному выступлению, к оформлению зала и т. д. Участие отдельных детей может быть различным: одни вырезывают части композиции, другие их расписывают, а затем наклеивают. От воспитателя требуется продуманная и тщательная подготовка материалов, деталей, образцов, а также всего плана выполнения работы. Дети, включенные в общее дело, должны быть все время заняты и заинтересованы.

    Наряду  с проведением занятий большое  внимание в старших группах следует  уделять изобразительной деятельности вне занятий. В группе нужно определить место, где во вторую половину дня дети могли бы порисовать, что-то слепить, вырезать. В их распоряжении должны быть все необходимые материалы такого же качества, как и те, что готовятся на занятие. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

    При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти  в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования. Узоры, орнаменты на предметах помогают в декоративном рисовании: дети учаться делать узоры более ритмичные и многокрасочные. Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения. В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптура и пр.

    Со  старшими детьми проводятся экскурсии  в музеи или на выставки для  просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию.

    Поощряется  самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.

    В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения декоративному рисованию осуществляюсь их эстетическое воспитание. 

6.Заключение  

    Дошкольный  возраст - это начало всестороннего  развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе  приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, верность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

    Знакомство  детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

    Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

    Эстетическое  и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного  искусства тесно связано с  образованием и обучением, а эффективность  этого единства во многом зависит  от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

    Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в  себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

    Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям прекрасный мир, развивать у них художественный вкус. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    7.Литература:

         

    1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    2.Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М., 2006.

    3.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997.

    4.Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. —М., 1996.

    5.Казакова Т.Г. Детское творчество — мир ярких, удивительных образов

//Дошкольное  воспитание. — 1993. — № 4.

    6.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.,1985.

    7.НеменскийБ.М. Мудрость красоты. - М.,1981.

    8.Орлова Л.В. Хохломская роспись.- М. ,2008.

    9.Программа воспитания и обучения в детском саду  /под ред. Васильевой М.А./- М., 2005.

    10.Скоролупова О.А.  Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.,2008.

    11.Сакулина Н.П., Комарова Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1990.

    12.Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. – С.-Птб.,2002.

    13.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М., 2008. 
 


Информация о работе Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи