Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, B.C.Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, Т.Я. Шпикалова Б. П. Юсов и др.).Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт.(США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности.

Содержание

1. Введение ______________________________________________3стр.
2. История развития хохломы ______________________________5стр.
3. Техника и виды хохломской росписи______________________7стр.
4. Значение декоративного рисования в художественном развитии детей________________________________________________________11стр.
5. Методика обучения дошкольников приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи _________________________________14стр.
6. Заключение_____________________________________________29стр.
7. Литература

Работа содержит 1 файл

хохлома.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ДЕТСТВА 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

Обучение  детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи 
 
 
 
 
 
 

                                                                 
 

Выполнила: 

Проверила: ассистент  

 

     
 
 

Содержание: 

  1. Введение    ______________________________________________3стр.                          
  2. История развития хохломы ______________________________5стр.
  3. Техника и виды хохломской росписи______________________7стр.                                          
  4. Значение декоративного рисования в художественном развитии        детей________________________________________________________11стр.
  5. Методика обучения дошкольников приемам составления узоров по        мотивам хохломской росписи _________________________________14стр.
  6. Заключение_____________________________________________29стр.
  7. Литература_____________________________________________31стр.
  8. Приложение ____________________________________________32стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

    «Самым  высоким видом искусства,

    самым талантливым, самым гениальным

    является  народное искусство,

    то  есть то, что запечатлено народом,

    сохранено, что народ пронес через столетия».

    М.И. Калинин 

    Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития детей. Являясь одной из самых  интересных, она позволяет им передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

    О широком воспитательном значении изобразительной  деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, B.C.Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков,  Т.Я. Шпикалова Б. П. Юсов и др.).Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их   воспитании   и   развитии   различных  сторон   личности   отмечают   и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт.(США),  К. Роуланд (Англия)  и др.).   Так,  К. Роуланд утверждает,  что изобразительная деятельность     способствует     культурному     развитию личности.   

     О значении декоративного искусства  в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, А.П. Усова, Р.Н. Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

     Рисование играет важную роль в развитии дошкольников. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

     В изобразительной деятельности детей  находят отражение такие специфические  особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, половые различия.

     В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.

     На  занятиях декоративной изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего  развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в  коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

     Специфика занятий декоративным рисованием позволяет  эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.

     Дети  знакомятся с особенностями декоративно-прикладного  искусства, у них формируются  творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства. Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения декоративных рисунков дошкольники начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного. 

  1. История развития хохломской росписи

    Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в  далекое прошлое зарождение там  известного на весь мир искусства  хохломской росписи. 
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская  Ухожея». Традиции народного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Народное творчество, как искусство, создающее предметный мир, живёт в двух ипостасях: материальной культуры и культуры духовной.

    В своем развитии роспись переживает несколько этапов.

    Первый  – к. 17  н. 18 века - становление промысла. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы . Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Прекрасным произведением более раннего периода является братина. Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далекие предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-то важному делу, собирались на общий пир — братчину, а в братине —округлом сосуде в форме горшка — подносили к столу праздничный напиток.

    Второй - 80 – 90 годы 19 века - увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать ужесложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета: коричневый, зеленый, желтый. Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.

    Небольшой период застоя, когда упал спрос наизделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются дваосновных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота,кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

    Росписью  посуды занимались крестьяне, жившие в  деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмнно, Хрящи, Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были  беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они - то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. 

  1. Техника и виды хохломской росписи

    Техника хохломской окраски связана с  горячей обработкой изделий и  требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изготовлявшейся  окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки — так называемое «белье» — сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. 
Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три - четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке.

    Однако  для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские художники стали применять олово. Растирая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешевой полудой изделия и снаружи и изнутри.

    Тонко растертым порошком олова протирали  всю поверхность предмета так, что  деревянная вещь приобретала вид  металлической и блестела, как  серебряная. 
Видимо, дешевый оловянный порошок заменил употреблявшийся прежде дорогой металл: на вещах первой половины прошлого века была обнаружена полуда из серебра.

    Только  после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной  поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь.

    Мы  уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. 
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.

    В соответствии с новой техникой окраски  изменился и орнамент: вместо пышных цветов с белильными оживками заняла скромная и изящная хохломская травка. Веточки с ягодами и цветами с удивительной свободой размещались по поверхности предмета, следуя его форме, тонкие волнистые стебельки то охватывали его плавными изгибами, то тянулись вверх. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников.

    Несмотря  на то, что в последнее время  появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные» — фабрика «Хохломской  художник» в селе Сёмино Ковернинского района и объединение «Хохломская роспись» в городе Семенове Горьковской области. Сёминские — сельские — художники остались верны «травному» орнаменту, хотя обогатили его многими новыми элементами, расширили красочную палитру. Тонкой послушной кистью мастер наносит на поверхность изделия мазки, похожие на удлиненные листья. Затем возле них делает более мелкие штрихи и мазочки — кустики и веточки. При этом художник весьма разнообразно чередует красные и черные листики так, что создается ажурный узор, а в просветах его сверкает золото фона.

Информация о работе Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи