Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, B.C.Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, Т.Я. Шпикалова Б. П. Юсов и др.).Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт.(США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности.

Содержание

1. Введение ______________________________________________3стр.
2. История развития хохломы ______________________________5стр.
3. Техника и виды хохломской росписи______________________7стр.
4. Значение декоративного рисования в художественном развитии детей________________________________________________________11стр.
5. Методика обучения дошкольников приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи _________________________________14стр.
6. Заключение_____________________________________________29стр.
7. Литература

Работа содержит 1 файл

хохлома.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    Композиция  первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах. Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм.

    Детям средней группы доступно чередование  двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала  идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных  элементов в узор. Кроме точек  и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе. В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

    Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти  формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

    Детям пятого года жизни можно поставить  более сложные задачи декоративного  рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. Детей необходимо научить: симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы; находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях). Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе: в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

    В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

    В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

    В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в  сочетании с цветным фоном. В  декоративном рисовании цветной  фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

    В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

    Задачи  обучения детей шестого года жизни  декоративному рисованию следующие: развивать чувство композиции: учить  составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета: развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов; совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

    К подготовительной группе дети уже знакомы  с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

    Усложняется и понятие о симметрии. Кроме  расположения одинаковых форм направо  и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

    В подготовительной к школе группе детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры. Значительно  усложняются элементы узора. Вводятся спирали, завитки, волнистые линии. Обогащается цветовая гамма узора. Вместе с тем ставится задача научить детей выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства: дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах и т. п. Знакомство детей с разными цветами и обучение получению оттенков позволяет им использовать при составлении узоров не только основные цвета, но и оттенки. От составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами детей переводят к составлению симметричных, а затем и асимметричных композиций. Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

    Узор  на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

    Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к  школе группы могут применять  в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).

    Кроме росписи глиняных игрушек по образцу  дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

    В подготовительной группе у детей  уже есть определенные навыки, и  они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками. В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью. Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступными детям. В связи с этим занятия декоративным рисованием способствует развитию художественного вкуса.

    В обучении декоративному творчеству широко используются произведения декоративного  искусства. При рассматривании их внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены. Детей учат выделять входящие в узор элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т. е. учат видеть и выделять выразительные средства декоративного искусства.

    Изображать  предметы, явления, создавать узоры, задуманное дети могут лишь при условии  овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. В эстетичном воспитании детей дошкольного возраста большое место занимает декоративное рисование. Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.

    В каждой группе должны быть наглядные  пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная - такая, чтобы на нее хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.  Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом. Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определенный цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов - красного, желтого, синего для образования оранжевого, зеленого, фиолетового и других.

    К занятиям по декоративному рисования  надо подготовить банки с водой для промывания кисточек, салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, патычки. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы. Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, желтого, зеленого тонов.

    В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон. Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определенного вида искусства - керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.

    В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти - № 12 для рисования  больших элементов в узоре №6 - для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на желтом. Хохломские и Жостовские узоры - на черной, красной или золотистой бу-маге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.

    Технические приемы декоративного рисования  помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

    Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

    При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

    Еще одно преимущество декоративного рисования  заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными  с помощью смеши-вания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого  узора, гжели требует, чтобы дети из основных цветов получали различные оттенки и дру-гие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети эксперимен-тируют и путем поиска решают, как получить новые цвета. Разнообразить изобразительную деятельность детей можно, организуя ее не только в группе, но и других помещениях детского сада: на веранде, в музы-кальном зале, холлах.

    Во  время обучения воспитатель использует музыкальный фон, который помогает более глубоко и эмоционально воспринимать декоративный узор. Методика обучения декоративному рисованию включает в себя несколько форм работы, различные приемы и методы.Используется обратный принцип, т. е. кончик ворса как бы «отвернулся» от серединки, то опять необходимо, чтобы весь процесс рисования цветка протекал именно так. И в этом случае кисть руки совершит все 8 поворотов. Когда кончик кисти как бы «смотрит» на середину, глазу и руке гораздо легче координировать расстояние от кружка до начала лепестка. Цветы, рисуемые таким способом, получаются более аккуратными и ровными, кончик кисточки почти никогда не наезжает на кружок и не происходит как слияния, так и слишком большого отрыва лепестка от середины. Даже хорошие, колонковые кисти, расходясь при прикладывании веером, оставляют часто след более широкий у конца ворса и более узкий в начале его; лепестки же цветков обычно сужаются как раз к серединке. Внешний вид цветочка более естественный и приятный для глаза при положении кисти от центра (второй прием), чем при рисовании первым приемом, когда конец ворса повернут к середине. В этом случае полученная форма напоминает больше звездочку, чем цветок.

Информация о работе Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи