Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, B.C.Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, Т.Я. Шпикалова Б. П. Юсов и др.).Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт.(США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности.

Содержание

1. Введение ______________________________________________3стр.
2. История развития хохломы ______________________________5стр.
3. Техника и виды хохломской росписи______________________7стр.
4. Значение декоративного рисования в художественном развитии детей________________________________________________________11стр.
5. Методика обучения дошкольников приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи _________________________________14стр.
6. Заключение_____________________________________________29стр.
7. Литература

Работа содержит 1 файл

хохлома.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    Постепенно  усложняя рисунок, мастер делает небольшие  «приписки»: тампончиком наносит  круглые ягодки, а легкими мазками  колоски, усики, цветочки. Кроме «травки», художники пишут еще «под листок»  — яркие листья и ягодки на гибких стеблях, «под фон», окружая написанный орнамент черным, красным или зеленым фоном, или же «кудрину» — похожие на кудри завитки. 
Семеновские — городские — художники тоже стремятся делать росписи как можно нарядней. Они используют в своих работах разнообразные варианты травных узоров, мотивы лесных ягод, пышных экзотических цветов. В каждом штрихе орнамента присутствует любовь к своему искусству

    Хохломская  роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо —  это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо— это Кудрина, роспись «под фон».

    Для «травного» орнамента характерно сочетание  рисунка, выполненного красным и  черным цветом, с золотой поверхностью фона. Верховое письмо выполняется  по серебристому фону, а после покрытия лаком и закалки в печи «травка» будет сиять поверх мерцающего золотого фона. Просвечивая сквозь легкий ажурный рисунок, золотой фон делает изделие исключительно выразительным.

    В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». «Осочки»— самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. «Травинки»— это мазки с небольшим плавным утолщением. «Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге. «Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» выполняют, как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента. «Кустик» — это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

    Главный стебель травного орнамента называется «криуль». Он состоит из «завитков», которые попеременно закручиваются то вверх, то вниз.

    Ягодки  могут дополнить травную роспись. Для ягод бруснички, смородинки и  рябинки используют печатку-тычок, скрученную из плотной ткани, фетра  или других материалов. Красную и  желтую краски смешивают на палитре, а тычок обмакивают таким образом, чтобы оба цвета присутствовали одновременно в каждом отпечатке. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды «разживляют» желтым цветом.

    Расписывать посуду травкой следует начинать с крупных элементов; нанося мазки, необходимо сохранять определенный ритм.

    В росписи «под листок» кроме красной  и черной краски используют желтую и зеленую. Сначала рисуют черной краской стебельки и веточки, затем кисточкой или тычком наносят  ягодки смородины, калины, брусники и др. Потом рисуют стилизованные листочки. Заканчивают роспись выполнением приписки — тоненьких крученых усиков, маленьких ягодок.

    Роспись «под фон» более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем  каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья и цветки могут остаться незакрашенными, тогда они получатся золотыми. Далее выполняют радужку — прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, — приписка. Ее делают по уже высохшему фону, используют всю цветовую палитру хохломы.

    Кудрина, — пожалуй, самая трудная по технике  выполнения роспись. Ее начинают так  же, как и роспись «под фон», с  нанесения контура рисунка и  записывания фона. Весь рисунок создается  за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись Кудрина напоминает ковер.

    Практически вся роспись изделий ведется  на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронуться к изделию. 

    4.Значение декоративного рисования

      в художественном развитии  детей

    Декоративность - особая форма выражения красоты. Слово "декоративный" - латинское. Означает "украшающий". Предмет является декоративным, если выполняет функцию украшения, служит цели придания красоты другому предмету.

    В энциклопедическом словаре имеются  следующие сведения о декоративно-прикладном искусстве - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов: утвари, мебели, ткани, орудии труда, одежды, игрушек и т.д.

    Декоративное  рисование - это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают - стилизуют. Стилизация - это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической  последовательности  и  создаёт  узор.

    Известный педагог Е.А. Флёрина много внимания уделяла развитию идеи внедрения народного искусства в практику детского сада. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров, усваивая которые, дети овладевают разнообразными способами создания изображения, это в свою очередь способствуют приобретению свободы действия, свободы творчества.

    На  занятиях декоративной изодеятельностью осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в  коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

    Специфика занятий декоративным рисованием позволяет  эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному  искусству, искусству родного края.

    Дети  знакомятся с особенностями декоративно-прикладного  искусства, у них формируются  творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется  раскрытию художественной выразительности народного искусства. Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения декоративных рисунков дошкольники начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.

    На  основе знакомства с народным творчеством Хохлома, дети учатся понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, художественные, музыкальные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства , дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Богатство и разнообразие видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает уважение к народному мастеру, создавшему их, а также стремление самим научиться создавать прекрасное.

           Декоративное рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

    Изучая  народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. Чаще всего встречаются  орнамент из геометрических фигур в  виде овала, круга, ромба, квадрата и  растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски. Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.

    Во  время ознакомления с изделиями  народных мастеров обогащается словарный  запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).

    Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале  народного творчества,- одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и его художественно-творческих способностей.

    Хохломская  роспись близка детям своей эмоциональностью, поэтичностью. Как всякое большое  искусство. Хохлома воспитывает  чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Расписные Хохломские столы, стулья, ковши и чаши - часто входят в наш быт и формируют у детей художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Хохлома этим и ценна, что каждый раз, создавая один и тот же рисунок, ребёнок всегда вносит что-то новое в узор. 

    5.Методика обучения дошкольников приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи

    Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

  1. Формирование интереса к предметам  народного творчества, понимание его особенностей, стилей наиболее  известных видов декоративного искусства.
  2. Формировать желание  заниматься подобной деятельностью.
  3. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изображаемых умений, освоение характерных элементов, колорита, композиций, умение создавать образы на бумаге и в объеме.

    Принципы  обучения дошкольников декоративному  рисованию.

    1.Обучение  по мотивам декоративно- прикладного искусства.

    2.Обучение  детей  на основе близкого  родного местного   искусства.

    3. Обучение необходимо вести с  применением подлинного предмета  народного искусства.

    4.Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

    Обучение  следует вести в  двух направлениях:

  1. Общая воспитательная работа  по материалам  декоративно- прикладного искусства.
  2. Специальное обучение детей  на занятиях.

    Обучая  детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них  умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

    Задача  использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний. Осуществление  этих задач можно начать тогда, когда  дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора. Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

    Задачи  обучения декоративному рисованию в средней группе следующие: развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета; развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора; развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

    Задания по декоративному рисованию в  средней группе по композиционным задачам  сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между  ними ритмично повторяющиеся мазки  или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Информация о работе Обучение детей приемам составления узоров по мотивам хохломской росписи