Общение в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:20, реферат

Описание работы

Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.
Семья - группа людей, связанных брачными или (и) кровно - родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

Содержание

Введение.
1) ОБЩЕНИЕ СУПРУГОВ.
2) СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ.
3) УСТАЛОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

семья.docx

— 62.28 Кб (Скачать)

Примерно по такой  же схеме мы можем "хотеть" или "не хотеть" общения с тем  или иным человеком, у нас возникает  желание в определенные периоды  увидеться, поговорить с тем или  иным человеком, или наоборот, поругаться с другим, опостылевшим нам.

Посмотрите на малыша вечером перед сном. Он хнычет, жалуется, "киснет", плачет. И тут у  него болит, и там болит, хотя ему  и не удается точно указать, в  каком именно месте у него болит; и игрушка-то ему "не такая", "плохая", и все ему не так… Это просто потому, что он устал. Слабенькая нервная система его переутомилась от общения со всем этим миром, со всеми этими игрушками за долгий-долгий день, ему нужен отдых, ему нужно уснуть.

Или когда он заболевает: его раздражает все. Он может заплакать  от любого пустяка. Он не знает еще, что он болен, не знает, что именно у него болит, просто он переживает состояние психического, физического  дискомфорта, ему просто "плохо  вообще". Родители по некоторым признакам  догадываются, что ребенок капризничает неспроста, что ребенок болен, и  реагируют на эти капризы с  необходимым пониманием, терпением, снисходительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда возникают  напряжения в отношениях друг с другом, а конфликт не реализуется (например, люди хорошо воспитаны, сдержанны), у  супругов появляется стремление к уединению - любыми способами. Например, почему-то хочется лечь лицом к стене, сидеть, уткнувшись в книгу, газету - как  угодно, лишь бы не встречаться взглядом с ним (с ней), не отвечать на вопрос, не общаться. Это может пугать молодых  супругов, да и не особенно молодым  это кажется странным, но стремление это вполне естественно. В многочисленных исследованиях длительного пребывания людей в тесном контакте друг с  другом и в относительной изоляции от других людей это проявляется  очень четко. Не очень нужно, конечно, афишировать это свое состояние ("смотреть на тебя не хочется!"), но воспринимать его следует спокойно, доброжелательно, снисходительно, сочувственно - и создавать супругу всякие условия  для уединения. Увидел, что глаза  ее не хотят смотреть на тебя, - найди  благоприятный повод уйти из дома: в магазин (да еще который подальше и где очереди по-длиннее), в библиотеку, во двор - куда угодно, лишь бы "не мозолить" эти милые дорогие тебе глаза…

Изучая проблемы памяти, эмоций, динамики интеллектуальной активности, психология и нейрофизиология  в последние десятилетия немножко приоткрыла завесу сложного механизма  периодических охлаждений во взаимоотношениях между супругами. Мы уже видели, как  установка и доминанта "помогают" нам "обнаружить лютого врага" в  самом близком человеке. Но учения об установке и доминанте рассказывают лишь о том, как происходит это отчуждение, оставляя невыясненным вопрос о том, почему происходят колебания эмоционально отношения между супругами и размолвки, ссоры между некоторыми из них.

Список литературы

"Ты и я" / Сост. Л.Антипина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 367 с.: ил.

Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. Над  книгой работали: писатели, ученые, педагоги, медики журналисты / Сост. В. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. - 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 367 с., ил.

Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов  пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с. 
 
 
 

Семейные  традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В. Сатир здоровыми  считала[21] семьи, в которых:

каждый член воспринимается как равный другим;

доверие, честность  и открытость являются существенными;

внутрисемейное общение  является конгруэнтным;

члены поддерживают друг друга;

каждый член несёт  свою часть ответственности за семью  в целом;

отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;

существенное место  занимают традиции и ритуалы;

члены принимают  особенности и уникальность каждого  из них;

уважается право  на приватность (на наличие личного  пространства, на неприкосновенность частной жизни);

чувства каждого  члена принимаются и прорабатываются.

Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и  женщина в семье должны выполнять  различные роли», «мужчина — оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье — домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».

К традиционным формам поведения в семье школьники  отнесли то, что «право сделать  предложение о создании семьи  принадлежит мужчине (жениху)»; «многие  семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении  любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано  с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.»[22].

Этнокультурные брачные  и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую  группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных  отношений между супругами, родителями и детьми. Её социальная активность, структура, нравственно-психологическая  атмосфера зависят не только от общих  условий и закономерностей, но и  от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует. Среди этих обстоятельств — уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

Структура и функции  семьи. Семьи бывают большими и малыми. Современная советская семья  в большинстве республик относится  к числу малых. Большие семьи  сегодня сохранились лишь в форме  своеобразных федераций малых. При  этом малая супружеская семья, как  правило, прочно связана с семьями  родителей жены и мужа, хотя молодые  семьи поддерживают отношения и  с семьями других родственников  каждого из супругов.

В среднем семья  включает в себя 3—4 человека, причём разница между городской и  сельской семьями незначительна. Самые маленькие семьи в республиках Прибалтики, РСФСР, на Украине, в Белоруссии, самые большие — в республиках Средней Азии и Азербайджане, где выше рождаемость и больше неразделённых семей, включающих три поколения родственников.

Ядро каждой семьи  составляют муж, жена и их дети. Нередко  с ними проживают и родители супругов. Каждый член семьи, находясь в постоянном взаимодействии с другими её членами, играет в ней определённую роль, заботится об удовлетворении тех  или иных потребностей каждого и  всей семьи в целом, а также  интересов общества. Личные качества супругов, характер взаимоотношений  между ними определяют облик семьи  и специфику реализации присущих ей функций.

Общение в семье  обеспечивает согласованность и  целенаправленность усилий супругов для  достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любимым  человеком. В ходе такого общения  супруги обмениваются сокровенной  и значимой только для них информацией, сопереживая, ещё лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально  и нравственно. Духовное общение  у супругов неразрывно связано с  интимным.

Семья — социально-экономическая  ячейка, в рамках которой ведётся  домашнее хозяйство и бюджет семьи, происходят приобретение либо производство и организация потребления различного рода благ и услуг, удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище и т. д. Осуществление этой хозяйственной функции ложится прежде всего на супругов. Глубокое овладение избранными профессиями в полной мере гарантирует супругам заработную плату, а семьям — достаток.

Организация культурного  досуга — одна из важнейших функций  семьи. Характерной чертой семейного  досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним. Здесь человек среди тех, кто  его хорошо знает, понимает и принимает  таким, каков он есть (хоть и желает, чтобы он стал лучше).

Огромное значение имеет воспитательная функция семьи. В семье рождаются и воспитываются  дети. Эти функции, выполняемые семьёй, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих  младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит  право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами  своих детей. На них лежит обязанность  заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и  интересы.

Под представительской  функцией семьи понимается поведение  «от имени и в интересах» семьи  в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами.

Брак «функционирует»  тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в  зависимости от стадий развития семьи  и конкретных условий её существования. Невыполнение семьёй тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определённому вида деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдёт необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнёром, источник конфликтов.

Бывает и так, что  один или оба супруга после  регистрации брака пытаются сохранить  холостой образ жизни. Тогда большинство  функций остаются «невключёнными». Брак в этом случае существует лишь номинально.

Социальный характер функций семьи. Семья — одна из тех социальных сил, которые оказывают  существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех её сферах: от экономики до духовной культуры. Ядром социального предназначения семьи является её способность творить  человека, развивать его наклонности  и общественную активность, вводить  его в общество как производительную силу и как органическую часть  народа, класса. Именно в семье, говорится  в Программе КПСС, «формируются основы характера человека, его отношения  к труду, наиважнейшим моральным, идейным  и культурным ценностям».

Разумеется, каждая отдельная семья может участвовать  в удовлетворении соответствующих  потребностей общества лишь в посильной  для неё мере. Но все семьи вместе способны целиком удовлетворять  их. В лице своих детей родители хотят иметь и имеют сыновей  или дочерей, являющихся достойными гражданами своей страны, её будущими работниками и защитниками. Выполняя функции рождения и содержания детей, семья обеспечивает количественное воспроизводство населения. Воспитывая надлежащим образом своих сыновей  и дочерей, родители участвуют в  качественном воспроизводстве и  развитии населения страны. Через  эту деятельность, которую ещё  Ф. Энгельс охарактеризовал как  «производство самого человека», семья  и передаёт новым поколениям эстафету общественного прогресса, осуществляет связь времён.

Информация о работе Общение в семье