Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:20, реферат
Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.
Семья - группа людей, связанных брачными или (и) кровно - родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.
Введение.
1) ОБЩЕНИЕ СУПРУГОВ.
2) СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ.
3) УСТАЛОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ.
Заключение.
РЕФЕРАТ
По предмету: «Педагогика»
На
тему: «Общение в семье»
ПЛАН
Введение.
1) ОБЩЕНИЕ СУПРУГОВ.
2) СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ.
3) УСТАЛОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Семья важна для
психического развития детей, для удовлетворения
таких психологических
Семья - группа людей, связанных брачными или (и) кровно - родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.
Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья.
Различают следующие психологические характеристики межсупружеского общения:
*доверие друг
к другу без опасений
*сходство в отношениях к окружающему миру, людям;
*уровень несловесной коммуникации, выражающийся в правильном *понимании без слов выражений лица, поз, взглядов, жестов друг друга;
*наличие общих
символов, например, своих словечек,
ласковых прозвищ, *обращений, а
также семейных обрядов,
*частые задушевные разговоры;
*частая демонстрация сходства в понимании семейных ролей, ролевых ожиданий, повседневных функций, обязанностей;
*безоценочное взаимное принятие друг друга;
*высокий уровень сочувствия, сопереживания;
*ситуации душевной помощи, поддержки друг друга в трудных ситуациях.
Неизбежной стороной семейной жизни являются конфликты. Причин тому сколько угодно (расхождение мнений и по поводу способов отдыха и приемов воспитания детей, и распределения денег и пр.).
Используя данные современной психологической науки, нейрофизиологии и других наук о человеке, давайте попытаемся выяснить, почему любящие друг друга люди вдруг становятся врагами, почему наступает разлад в их взаимоотношениях. Итак, сначала об известных ныне общих закономерностях общения.
ОБЩЕНИЕ СУПРУГОВ
Общение супругов, подчиняясь общим закономерностям общения людей друг с другом, имеет и свои особенности. Обусловлены они, прежде всего обязательным совместным проведением всей жизни, кроме рабочего времени. Сотрудники, товарищи по работе, друзья и даже влюбленные, хотя не всегда имеют возможность быть вместе, когда им хочется, но зато в любое время они могут приостановить или сделать менее интенсивным это общение, если они не хотят быть рядом ("позабыть" о встрече, оказаться вдруг "очень занятыми" и т.п.). Супруги же лишены этой возможности. Традиция заставляет их почти все свободное время быть вместе. Они "обречены", если пользоваться терминологией экзистенциалистов, на совместное пребывание - в одной квартире, а довольно нередко и в единственной комнате. Это, может быть, вызовет недоумение, возражение у многих молодых супругов, для которых "обязанность" быть рядом с самым милым человеком - предмет каждодневных мечтаний, но не учитывать это нельзя.
Мишель Монтень в "Опытах" рассказывает, что Ликург, легендарный законодатель Древней Спарты, предельно ограничил общение супругов. Он повелел, чтобы мужья жили отдельно от жен и могли встречаться с ними лишь тайком, в укромных местах и в лесах. Это способствовало не только тому, что молодые спартанцы не изнеживались, не теряли своего воинственного духа: трудности встречи значительно усиливали привязанность супругов друг к другу. Немало выдающихся людей пользовалось этими установками Ликурга и в более позднее время.
Тридцативосьмилетний Карл Маркс писал своей жене, что "постоянное общение порождает видимость однообразия", что "мелочи повседневной жизни" от этого "непомерно вырастают", в то время как глубокие страсти в результате близости своего объекта "принимают форму обыденных привычек". Стоит людям ненадолго расстаться, как все становится на свое место: казавшиеся раньше великими, важными неприятные мелочи снова оказываются мелочами, а "глубокие страсти… вырастают и вновь обретают присущую им силу под волшебным воздействием разлуки"…
РЕВНОСТЬ
Но в общении супругов есть еще одна деликатная тонкость: они в отличие от посторонних людей вступают в интимную связь. А это накладывает определенный отпечаток на их взаимоотношения. Теперь они не могут уже рассматривать друг друга как "чужих" мужчину и женщину. Они стали родными и близкими. Количество моральных норм, регулирующих обычно взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, теперь, в семье, нередко сокращается. Супруги могут позволить себе в общении друг с другом то, чего никогда бы не позволили во взаимоотношениях с посторонними - в словах, жестах и т.д.
В первое время все это может казаться обоим супругам очень милым. Они все более "рассекречиваются" друг для друга, и не всегда, к сожалению, в необходимых границах…
И еще одно новое обстоятельство появляется во взаимоотношениях бывших просто влюбленных при вступлении в брак - ревность. Разные люди ревнивы в различной степени - от нуля до психопатических размеров. Есть люди, которые и до вступления в брак были в высшей степени ревнивыми. Но почти у всех "степень ревности" после вступления в "законный брак" повышается.
Несмотря на категорически разгромное или, во всяком случае, крайне неодобрительное отношение к ревности со стороны некоторых философов и писателей, в народе живет старое поверье: ревнует - значит, любит. Для многих людей ревность - одно из приятных доказательств любви, и воспринимается она ими - в определенных дозах - с удовольствием. Например, в некоторых исследованиях молодые люди, моделируя, сочиняя образ идеального супруга, отметили, что они не хотели бы, чтобы их избранник или избранница были совершенно лишены этого чувства. Даже их небогатый жизненный опыт убедил их, что ревность способна подогревать остывающую в покое полной уверенности и надежности любовь. Теперь все чаще попадаются не только в художественной, но и в публицистической и научной литературе утверждения, что и ревность в какой-то мере имеет право на существование.
Социальные психологи различают два вида ревности: ревность тираническую и ревность "от ущемленности". Первая присуща обычно людям эгоистичным, деспотичным, самодовольным, эмоционально холодным, не способным на бескорыстную любовь. Для них супруг, вообще сексуальный партнер - это лишь объект наслаждения. Они не умеют уважать его личность, стремятся подавить, подчинить его целиком.
Ревность "от ущемленности" свойственна обычно людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, склонным к преувеличению опасностей и неприятностей, страдающим комплексом неполноценности. Их ревность проявляется, может быть, и в более мягких формах, однако постоянная ее демонстрация оказывается таким же непереносимым ядом для любви, семейного счастья супругов.
Нередко ревность имеет своим источником проекцию собственной супружеской неверности, ненадежности на другого супруга. Это так называемая обращенная ревность. Она служит подчас если не основной причиной, то, во всяком случае, дополнительным стимулом к измене…
А. И. Герцен говорил в свое время, что радикально уничтожить ревность - значит уничтожить любовь к лицу, заменив ее любовью к женщине или мужчине вообще, то есть любовью к полу. Многие наши исследователи считают, что трудно найти хотя бы одного влюбленного, кто не испытывал бы никогда чувства ревности, безразлично относился бы к поведению любимого человека, что ревность и родилась, очевидно, как одно из средств самосохранения, самозащиты и "реанимации" любви и потому уничтожить, устранить ее можно только вместе с любовью.
Чувство ревности зависит
не только от того, насколько сильна
любовь, но и от качеств, особенностей
самого человека, в том числе и
от того, насколько уважительно
Как и другие чувства, ревность проявляется далеко не одинаково у разных людей, принимая всевозможные формы, от самых благородных и трогательных до самых диких, бесчеловечных.
СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ.
В наиболее полной форме,
свойственной, прежде всего, людям холерического
и сангвинического
Первая стадия - период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки ("герой"): супруг безраздельно занимает все внимание, окрашивая собой в радужные тона восприятие действительности, вызывая подчас даже зрительные и слуховые галлюцинации, не покидая ни на минуту сознания любящего человека.
На второй стадии
наступает некоторое
На третьей стадии происходит дальнейшее остывание эмоционального отношения. Теперь уже в его отсутствие она испытывает своеобразный психологический дискомфорт, чувствует себя плохо, всяческие "черные" мысли лезут в голову. При одном только его появлении нежность, любовь не вспыхивает. Теперь для этого необходим стимул: надо, чтобы он дела что-то приятное, доказывающее его любовь, от него требуются теперь ласки, нежные слова, подарки, какие-нибудь услуги и т.д. Это стадия привыкания. Вот здесь-то и уйти бы от нее - уехать в командировку, погрузиться в работу на круглые сутки, укатить за тридевять земель.
Если на этой стадии
не снизить интенсивность общения,
начинается период, когда присутствие
супруга вызывает неосознанное раздражение,
когда те или иные его особенности
- во внешности, поведении, привычках -
воспринимаются уже как недостатки,
и создаются предпосылки для
размолвок. Человек начинает попадать
под влияние отрицательной
На пятой стадии человек полностью находится под влиянием отрицательной установки. Теперь супруг опять целый день не выходит из головы, но это уже не тот ангел, каким он был несколько месяцев назад, теперь он наконец открыл свое "подлинное" лицо "гнусного и расчетливого злодея". Теперь забыты все его приятные слова и поступки, зато явственно выступает и вырастает до гигантских размеров. выстраивается в единую - и бесконечную - цепочку все отрицательное в нем, совместная жизнь "теряет всякий смысл". Этот этап наиболее опасен и сопровождается обычно соответствующими отношениями, когда уже хочется бежать не от него, а к нему, чтобы сразиться с ним, чтобы "всю правду в глаза ему" - и о нем, и о его родных и друзьях. Общение затем временно прекращается, супруги отдыхают друг от друга, и постепенно тускнеют обиды, мелкими начинают казаться разделявшие их рвы, возвращается первый этап их взаимоотношений - во всяком случае, высший для данной пары.
Конечно, трудно провести четкую границу между двумя соседними стадиями у одного и того же человека, а тем более нельзя отождествлять положение, состояние, самочувствие, поведение на одной и той же стадии у разных людей. В первый год в периоды спада эмоционального притяжения могут еще не возникать ссоры, дело может ограничиться лишь глубокими вздохами одного и тихими слезами другой. В последующем начинается уже неосознанный поиск поводов для ссоры, которая может возникать даже из-за того, что туфли в прихожей кто-то поставил непараллельно друг другу…
Утомляемость нервной системы человека ученые уже сейчас довольно надежно могут измерить в лабораторных условиях, и, вероятно, когда-нибудь появится возможность на этой основе вводить в тесты для подбора супружеских пар своеобразные показатели "нейрофизиологической совместимости". Однако как бы точно ни были определены в лабораторных условиях частоты смены эмоционального состояния, в реальной жизни они могут существенно изменяться. На характер формируемой установки влияют многие факторы, в том числе и состояние психики человека. А последнее зависит, в свою очередь, от множества причин: и от успехов на работе, и от характера взаимоотношений в коллективе, и от случайных уличных встреч и происшествий, и т.д. Поэтому может оказаться. что у самых совместимых по данном у параметру в лабораторных условиях супругов в действительности будут систематически происходить "накладки" спадов по независящим от них причинам…
УСТАЛОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ
Не умея выделить, заметить, проследить у себя процесс зарождения мысли, чувства, желания, мы обычно оперируем своими чувствами как чем-то самостоятельным, чисто духовным. Захотелось мне, например, съесть кислое яблоко, выпить стакан томатного сока или даже походить по комнате, и я делаю это. Самое желание воспринимается часто просто как произвольный акт. Но ведь все эти желания есть лишь субъективное истолкование определенного состояния той или иной группы нервных клеток головного мозга. (А эти клети, в свою очередь, "истолковывают", отражают определенное состояние тех или иных органов и их частей.) Перегрелся, обезводился, например, организм, и человеку хочется пить; возник недостаток каких-то витаминов в организме, и ему хочется фруктов; образовался недостаток кальция в организме беременной женщины, и у нее появляется странное желание съесть кусочек мела. Потребность - это отражение объективных нужд организма.