Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом
более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе
общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения
младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.
Введение........................4
Глава I Общение и развитие человека как личность.......6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека......6
1.2 Усвоение правил и норм общения.............9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие..11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных
классов в учебной деятельности..15
В) Межличностные отношения в первом классе.......23
1.4
Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших
школьников.........31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников..........36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36
А) Информационный блок общения............40
Б) Интерактивный блок общения...........46
В) Перцептивный блок общения...............53
2.2 Общение в обучении: сумею!..............61
Заключение........................69
Библиография.......................71
Приложение.......................73
чем знает он сам и ведущий ).
ОБСУЖДЕНИЕ: какие чувства испытывает человек, делающий признание и не
уверенный до конца в своей правоте? Что испытывает изобличаемый? Как чувствует
себя невинный человек , которого обвинили в убийстве? и другие.
УПР.6
РОЯЛИСТЫ И АНАРХИСТЫ
Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки
ему дается символ власти: мяч. Король неподвижен, т.е. они не могут
передвигаться по полю. Остальные- анархисты - свободны в своих передвижениях.
Однако король имеет возможность привлекать анархистов на свою сторону, делая
их убежденными сторонниками королевской власти- роялистами. Для этого
необходимо попасть мячом в любого из игроков.
Новоявленный роялист с этих пор не может передвигаться, однако он способен "
отмечать " мячом новых роялистов. Передача мяча осуществляется через королеву
( короля ).
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
Легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать,
чтобы избежать мяча? Как осуществляется процесс увеличения числа роялистов?
Были ли роялисты- добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между
сторонниками монархии? А между анархистами? И т.д.
УПР.7
ГУСЕНИЦА
Не забудьте обзавестись воздушными шариками- по одному на каждого участника.
ЗАДАНИЕ: найдутся шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам
будет легче с ним работать. Постарайтесь цепочкой, соблюдая следующие условия:
- руки каждого участника лежат на плечах впереди стоящего;
- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;
- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается;
- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по
определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные
препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых
неожиданных местах...Ваша задача: пройти через все это и вернуться на
исходные позиции.
Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя слышны их голоса. Но
успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия
с действиями остальных участников.
УПР.8
ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ.
Игра "на доверие". Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и
ведущий ("компас"). Каждому ведомому ( он стоит впереди, а ведущий сзади,
положив партнеру руки на плечи ) завязывают глаза.
ЗАДАНИЕ: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист" не
может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением
своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий- других
туристов с компасами.
В) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ
( восприятие и взаимопонимание )
Ты меня уважаешь- я тебя уважаю.
Мы с тобой - уважаемые люди...
Если попытаться охарактеризовать игры перцептивного блока в трех словах, то
мы получим: чувство- сочувствие- в- чувствование. Потому что чувства- это то,
что может и объединить, и разобщить людей.
Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого
человека. Это достигается умением понять через внешнее действие человека его
внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо
отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не
только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию,
открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: " Понять-
значит простить, простить- значит - принять. " Хорошо бы научиться,
встречаясь с людьми ( и детьми ), принимать их такими, каковы они есть, а не
такими, какими мы хотели бы их видеть- во всем согласными с нами.
Сегодня механизм выстраивания перцептивной стороны общения во многом
ориентирован на гуманистическую концепцию Карла Р. Роджерса. Не
останавливаясь подробно на изложении основ этой теории, остановимся на
понятии " принятия " по Роджерсу: " Я нашел, что искренне принимать другого
человека и его чувства вовсе не так просто, во всяком случае не проще, чем
понимать его. Действительно ли я могу позволить другому человеку чувствовать
враждебность ко мне? Могу ли принимать его гнев как действительную и
законченную часть его личности? Могу ли я принять его, если он смотрит на
жизнь и ее проблемы совсем по-другому, чем я? Могу ли принимать человека,
который прекрасно относится ко мне, обожает меня и хочет быть таким, как я?
Все это входит в принятие человека, и все это нелегко. "
Следовательно, в перцептивной стороне общения необходимо выработать умение
понять и принять сначала самого себя, а затем и других. Именно такой подход и
заложен в самых разнообразных тренингах по общению.
В данный блок включены игры, предоставленные Эндрю Флюгельманом и Лаурой С.
Франк . Сборник игр "Приключения в классной комнате", выпущенный под их
редакцией, пользуется большой популярностью в различных областях США. Ведущий
целью их программы общения является "развитие чувственной сферы людей как
главного инструмента познания себя и других". В задачи тренинга входит:
- развивать уважение и самоуважение
-преодолевать внутреннее беспокойство
-учиться поддерживать друг друга
- уметь доверять и доверяться
- преуспевать без соперничества
- верить, что все это необходимо и в школе
Основными приемами узнавания и принятия мира другого человека являются
идентификация, или уподобление ( делай, как Он- поймешь, какой Он ), и
рефлексия, т.е. стремление осознать, как воспринимается он не только с тобой,
но и с другими людьми. Вот почему большинство игр имеет похожую форму: на
первом этапе участник работает индивидуально, а затем включается в общее
обсуждение предложенных вопросов: узнает и предлагает себя, признает и
принимает других.
УПР.1
НЕ В СВОИХ САНЯХ.
Эта игра развивает умение принять иной образ жизни, как бы ни был он далек от
нашего собственного.
Ведущим заранее подготовлены карточки двух видов. На одних карточках
обозначены наименования ( людей и предметов ) , на других ряд вопросов.
ЗАДАНИЕ: добровольцам раздаются карточки с названиями. Участники игры
оповещают группу о своем наименовании. Затем им задаются вопросы, на которые
они должны ответить в соответствии со своим новым положением.
Например, Галина получила карточку с названием "лягушка". На вопрос: "Твоя
любимая птица?" она уверенно говорит: "Мухи!".
Наименования: лягушка, утес, коротышка, дылда, толстяк, йог, помидор, чукча,
китаец, человек с легким характером, человек с тяжелым характером, мальчишка
12 лет, барышня 15 годков, учитель, проработавший в школе 15 лет и т.д.
ВОПРОСЫ:
Ваша любимая игра?
Ваша любимая еда?
Что вы любите делать больше всего на свете?
Чем вас можно рассмешить?
Какими словами вас можно сделать счастливым? Печальным? Злым?
А после игры попробуйте ответить на вопросы:
Легко или трудно показалось для вас прокатиться " в чужих санях"? Почему все-
таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санях ?"
УПР.2
КРУГ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Эта игра тоже заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.
Ведущий чертит на полу большой круг и предлагает следующее задание:
- Это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре
условные части пунктирными линиями. В каждой четверти- шесть часов. Пусть
теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит:
- на сон,
- на школу,
- на друзей,
- на работу,
- на семью,
- на одиночество,
- на работу по дому,
- на все остальное?
Глядя на круг своей жизни, задумайтесь над вопросами: Довольны ли тем, как
проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом
круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватало для
верного отображения вашей жизни ( творчества, музыки и др., ) ? Почему все-
таки мы идем и стремимся к изменениям?
УПР.3
КАРУСЕЛЬ.
Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это
правильно, но при этом часто забываем о том, что не менее важно умение
принимать комплименты. В " карусели " можно поучиться и тому, и другому.
ЗАДАНИЕ: группа делится на две команды. Одна команда образует маленький
круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой круг, причем каждый
из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.
Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому
человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу
сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг
остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону- оказываются
лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова- добрые слова с той и
с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете вессь круг и не
окажитесь напротив того, с кого начали.
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Что оказалось сложнее- придумывать комплименты или
отвечать на них.
УПР.4
МАСКА , Я ТЕБЯ ЗНАЮ ?
Для того, чтобы принять человека, нужно уметь наблюдать, анализировать,
сопоставлять... Попробуем?
Инструментарий: по два листа бумаги на каждого участника, карандаши,
фломастеры, ручки.
ЗАДАНИЕ: каждый из включенных в перцептивный блок общения рисует на одном
листе автопортрет ( можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и
др. ), а на другом пишет не менее 10 слов, которые по-разному характеризуют его
образ жизни ( например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную
эстраду и т.д. ).
Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками
в другую. Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет
соответствующий ему в друглй стопе. При этом желательно обосновать свой
выбор.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли
некоторые характеристики ( или портреты ) отнести ко многим людям? Почему- да
или почему- нет? Что различает людей ? Хорошо ли, что люди отличаются друг от
друга ? Почему?
УПР.5
ПАМЯТНИК ЛЮБВИ.
Из класса выходят 4 мальчика и 4 девочки. Оставшиеся образуют круг, внутри
которого мальчик и девочка совместно создают скульптуру олицетворяющую любовь
( дружбу, ненависть, обиду и т. д. - по заданию ведущего ). Когда творческий
процесс оказывается завершенным, ведущий приглашает одну девочку из числа
тех, кто покинул класс Девочку подводят к скульптуре, знакомят с названием и
творческим замыслом, а затем предлагают ей внести свои изменения, добавления
в фигуры (т.е. побывать в роли скульптора). После того, как она "исправит"
что-либо в позах или выражении лиц у скульптур, ей предлагается полностью
заменить собой первую девочку, т.е. встать на место скульптуры уже с учетом
Информация о работе Общение и формирование личности младшего школьника