Общение и формирование личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом
более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе
общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения
младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.

Содержание

Введение........................4
Глава I Общение и развитие человека как личность.......6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека......6
1.2 Усвоение правил и норм общения.............9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие..11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных
классов в учебной деятельности..15

В) Межличностные отношения в первом классе.......23
1.4
Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших
школьников.........31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников..........36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36
А) Информационный блок общения............40
Б) Интерактивный блок общения...........46
В) Перцептивный блок общения...............53
2.2 Общение в обучении: сумею!..............61
Заключение........................69
Библиография.......................71
Приложение.......................73

Работа содержит 1 файл

Текстовый документ OpenDocument.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

чем знает он сам и ведущий ).

     ОБСУЖДЕНИЕ: какие чувства испытывает человек, делающий признание и не

уверенный до конца в своей правоте? Что испытывает изобличаемый? Как чувствует

себя невинный человек , которого обвинили в убийстве? и другие.

     УПР.6

              РОЯЛИСТЫ И АНАРХИСТЫ

Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки

ему дается символ власти: мяч. Король неподвижен, т.е. они не могут

передвигаться по полю. Остальные- анархисты - свободны в своих передвижениях.

Однако король имеет возможность привлекать анархистов на свою сторону, делая

их убежденными сторонниками королевской власти- роялистами. Для этого

необходимо попасть мячом в любого из игроков.

Новоявленный роялист с этих пор не может передвигаться, однако он способен "

отмечать " мячом новых роялистов. Передача мяча осуществляется через королеву

( короля ).

     ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать,

чтобы избежать мяча? Как осуществляется процесс увеличения числа роялистов?

Были ли роялисты- добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между

сторонниками монархии? А между анархистами? И т.д.

     УПР.7

     ГУСЕНИЦА

Не забудьте обзавестись воздушными шариками- по одному на каждого участника.

     ЗАДАНИЕ: найдутся шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам

будет легче с ним работать. Постарайтесь цепочкой, соблюдая следующие условия:

- руки каждого участника лежат на плечах впереди стоящего;

- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;

- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается;

- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по

определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные

препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых

неожиданных местах...Ваша задача: пройти через все это и вернуться на

исходные позиции.

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя слышны их голоса. Но

успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия

с действиями остальных участников.

     УПР.8

              ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ.

Игра "на доверие". Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и

ведущий ("компас"). Каждому ведомому ( он стоит впереди, а ведущий сзади,

положив партнеру руки на плечи ) завязывают глаза.

     ЗАДАНИЕ: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист" не

может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением

своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий- других

туристов с компасами.

                       В) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ                      

                        ( восприятие и взаимопонимание )                       

Ты меня уважаешь- я тебя уважаю.

Мы с тобой - уважаемые люди...

Если попытаться охарактеризовать игры перцептивного блока в трех словах, то

мы получим: чувство- сочувствие- в- чувствование. Потому что чувства- это то,

что может и объединить, и разобщить людей.

Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого

человека. Это достигается умением понять через внешнее действие человека его

внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо

отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не

только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию,

открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: " Понять-

значит простить,  простить- значит - принять. " Хорошо бы научиться,

встречаясь с людьми ( и детьми ), принимать их такими, каковы они есть, а не

такими, какими мы хотели бы их видеть- во всем согласными с нами.

Сегодня механизм выстраивания перцептивной стороны общения во многом

ориентирован на гуманистическую концепцию Карла Р. Роджерса. Не

останавливаясь подробно на изложении основ этой теории, остановимся на

понятии " принятия " по Роджерсу: " Я нашел, что искренне принимать другого

человека и его чувства вовсе не так просто, во всяком случае не проще, чем

понимать его. Действительно ли я могу позволить другому человеку чувствовать

враждебность ко мне? Могу ли принимать его гнев как действительную и

законченную часть его личности? Могу ли я принять его, если он смотрит на

жизнь и ее проблемы совсем по-другому, чем я? Могу ли принимать человека,

который прекрасно относится ко мне, обожает меня и хочет быть таким, как я?

Все это входит в принятие человека, и все это нелегко. "

Следовательно, в перцептивной стороне общения необходимо выработать умение

понять и принять сначала самого себя, а затем и других. Именно такой подход и

заложен в самых разнообразных тренингах по общению.

В данный блок включены игры, предоставленные Эндрю Флюгельманом и Лаурой С.

Франк . Сборник игр "Приключения в классной комнате", выпущенный под их

редакцией, пользуется большой популярностью в различных областях США. Ведущий

целью их программы общения является "развитие чувственной сферы людей как

главного инструмента познания себя и других". В задачи тренинга входит:

- развивать уважение и самоуважение

-преодолевать внутреннее беспокойство

-учиться поддерживать друг друга

- уметь доверять и доверяться

- преуспевать без соперничества

- верить, что все это необходимо и в школе

Основными приемами узнавания и принятия мира другого человека являются

идентификация, или уподобление ( делай, как Он- поймешь, какой Он ), и

рефлексия, т.е. стремление осознать, как воспринимается он не только с тобой,

но и с другими людьми. Вот почему большинство игр имеет похожую форму: на

первом этапе участник работает индивидуально, а затем включается в общее

обсуждение предложенных вопросов: узнает и предлагает себя, признает и

принимает других.

     УПР.1

              НЕ В СВОИХ САНЯХ.

Эта игра развивает умение принять иной образ жизни, как бы ни был он далек от

нашего собственного.

Ведущим заранее подготовлены карточки двух видов. На одних карточках

обозначены наименования ( людей и предметов ) , на других ряд вопросов.

     ЗАДАНИЕ: добровольцам раздаются карточки с названиями. Участники игры

оповещают группу о своем наименовании. Затем им задаются вопросы, на которые

они должны ответить в соответствии со своим новым положением.

Например, Галина получила карточку с названием "лягушка". На вопрос: "Твоя

любимая птица?" она уверенно говорит: "Мухи!".

Наименования: лягушка, утес, коротышка, дылда, толстяк, йог, помидор, чукча,

китаец, человек с легким характером, человек с тяжелым характером, мальчишка

12 лет, барышня 15 годков, учитель, проработавший в школе 15 лет и т.д.

     ВОПРОСЫ:

Ваша любимая игра?

Ваша любимая еда?

Что вы любите делать больше всего на свете?

Чем вас можно рассмешить?

Какими словами вас можно сделать счастливым? Печальным? Злым?

А после игры попробуйте ответить на вопросы:

Легко или трудно показалось для вас прокатиться " в чужих санях"? Почему все-

таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санях ?"

     УПР.2

              КРУГ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Эта игра тоже заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.

Ведущий чертит на полу большой круг и предлагает следующее задание:

- Это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре

условные части пунктирными линиями. В каждой четверти- шесть часов. Пусть

теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит:

- на сон,

- на школу,

- на друзей,

- на работу,

- на семью,

- на одиночество,

- на работу по дому,

- на все остальное?

Глядя на круг своей жизни, задумайтесь над вопросами: Довольны ли тем, как

проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом

круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватало для

верного отображения вашей жизни ( творчества, музыки и др., ) ? Почему все-

таки мы идем и стремимся к изменениям?

     УПР.3

              КАРУСЕЛЬ.

Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это

правильно, но при этом часто забываем о том, что не менее важно умение

принимать комплименты. В " карусели " можно поучиться и тому, и другому.

     ЗАДАНИЕ: группа делится на две команды. Одна команда образует маленький

круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой круг, причем каждый

из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.

Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому

человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу

сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг

остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону- оказываются

лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова- добрые слова с той и

с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете вессь круг и не

окажитесь напротив того, с кого начали.

     ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Что оказалось сложнее- придумывать комплименты или

отвечать на них.

     УПР.4

              МАСКА ,  Я ТЕБЯ ЗНАЮ ?

Для того, чтобы принять человека, нужно уметь наблюдать, анализировать,

сопоставлять... Попробуем?

Инструментарий: по два листа бумаги  на каждого участника, карандаши,

фломастеры, ручки.

     ЗАДАНИЕ: каждый из включенных в перцептивный блок общения рисует на одном

листе автопортрет ( можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и

др. ), а на другом пишет не менее 10 слов, которые по-разному характеризуют его

образ жизни ( например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную

эстраду и т.д. ).

Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками

в другую. Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет

соответствующий ему в друглй стопе. При этом желательно обосновать свой

выбор.

     ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли

некоторые характеристики ( или портреты ) отнести ко многим людям? Почему- да

или почему- нет? Что различает людей ? Хорошо ли, что люди отличаются друг от

друга ? Почему?

     УПР.5

              ПАМЯТНИК ЛЮБВИ.

Из класса выходят 4 мальчика и 4 девочки. Оставшиеся образуют круг, внутри

которого мальчик и девочка совместно создают скульптуру олицетворяющую любовь

( дружбу, ненависть, обиду и т. д. - по заданию ведущего ). Когда творческий

процесс оказывается завершенным, ведущий приглашает одну девочку из числа

тех, кто покинул класс Девочку подводят к скульптуре, знакомят с названием и

творческим замыслом, а затем предлагают ей внести свои изменения, добавления

в фигуры (т.е. побывать в роли скульптора). После того, как она "исправит"

что-либо в позах или выражении лиц у скульптур, ей предлагается полностью

заменить собой первую девочку, т.е. встать на место скульптуры уже с учетом

Информация о работе Общение и формирование личности младшего школьника