Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом
более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе
общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения
младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.
Введение........................4
Глава I Общение и развитие человека как личность.......6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека......6
1.2 Усвоение правил и норм общения.............9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие..11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных
классов в учебной деятельности..15
В) Межличностные отношения в первом классе.......23
1.4
Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших
школьников.........31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников..........36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36
А) Информационный блок общения............40
Б) Интерактивный блок общения...........46
В) Перцептивный блок общения...............53
2.2 Общение в обучении: сумею!..............61
Заключение........................69
Библиография.......................71
Приложение.......................73
недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным
материалом, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать
реальные трудности в учёбе.
Возникает один из симптомов школьной дезадаптации – снижение успеваемости.
Одной из причин этого могут быть индивидуальные особенности уровня
интеллектуального и психомоторного развития, которые однако, не являются
фатальными. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если
правильно организовать работу с такими ребятами, учитывая их индивидуальные
качества, обращать специальное внимание на то, как они решают те или иные
задания, можно в течении нескольких месяцев, не изолируя детей от класса,
добиться не только ликвидации у них отставания в учёбе, но и компенсации
задержки в развитии.
Другой причиной не сформированности навыков учебной деятельности у учащихся
младших классов может быть к тому, как дети овладевают приёмами работы с
учебным материалом. В.А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым
директором школы» обращает внимание начинающих педагогов на необходимость
специально учить учащихся младших классов способам работы. Автор пишет: «В
подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика
потому, что он не умеет учиться. Руководство обучением, построенное на
научном распределении умений и знаний во времени, позволяет построить прочную
основу среднего образования – умение учится».
Другая форма школьной дезадаптации младших школьников, так же неразрывно
связана со спецификой их возрастного развития. Смена ведущей деятельности
(игровой на учебную), которая происходит у детей в 6-7 лет; осуществляется за
счёт того, что только понимаемые мотивы учения при определённых условиях
становятся действующими мотивами.
Одним из таких условий является создание благоприятных отношений референтных
взрослых к ребёнку – школьнику – родителей, подчёркивающих значимость учёбы в
глазах младшеклассников, учителей, поощряющих самостоятельность учащихся,
способствующих образованию у школьников стойкой учебной мотивации,
заинтересованности в хорошей оценке, получении знаний и т. п. Однако
наблюдаются и случаи не сформированности у младшеклассников мотивации учения.
Так, Л.И. Божович, Н.Г. Морозов пишут о том, что среди обследованных ими
учеников I – III классов встречались такие, у которых отношение к школьному
обучению продолжало носить дошкольный характер. Для них на первый план
выступала не сама деятельность учения, а школьная обстановка и внешние
атрибуты, которые могли быть использованы ими в игре. Причиной возникновения
этой формы дезадаптации младших школьников является невнимательное отношение
родителей к детям. Внешне незрелость учебной мотивации выражается в
безответственном отношении школьников к занятиям, в недисциплинированности,
несмотря на достаточно высокий уровень развития их познавательных
способностей.
Третья форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в их
неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной
работой. Неумение адаптироваться к требованиям школы и управления своим
поведением в соответствии с принятыми нормами может быть следствием
неправильного воспитания в семье, которое в ряде случаев способствует
обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная
возбудимость, трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность и
др. Основное, что характеризует стиль отношений в семье к таким детям, - это
либо полное отсутствие внешних ограничений и норм, которые должны были бы
интериоризироваться ребёнком и стать его собственными средствами
самоуправления, либо “вынесенность” средств контроля исключительно вовне.
Первое присуще семьям, где ребёнок полностью предоставлен сам себе,
воспитывается в условиях безнадзорности, или семьям в которых царит »культ
ребёнка», где ему дозволено всё, он ничем не ограничен. Четвёртая форма
дезадаптации младшеклассников к школе связана с их неумением приспособиться к
темпу школьной жизни. Как правило, она встречается у соматически ослабленных
детей, ребят с задержкой физического развития, слабым типом ВДН, нарушениями
в работе анализаторов и других. Причины возникновения дезадаптации таких
детей в неправильном воспитании в семье или в «игнорировании» взрослыми их
индивидуальных особенностей.
Перечисленные формы дезадаптации школьников неразрывно связаны с социальной
ситуацией их развития: возникновением новой ведущей деятельности, новых
требований. Однако, чтобы эти формы дезадаптации не привели к образованию
психогенных заболеваний или психогенных новообразований личности, они должны
осознаваться детьми как их трудности, проблемы, неудачи. Причиной
возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в
деятельности младшеклассников, а их переживания по поводу этих промахов. К 6
–7 годам, по мнению Л.С.Выгодского, дети уже достаточно точно хорошо осознают
свои переживания, но именно переживания, вызванные оценкой взрослого,
приводят к изменению в их поведении и самооценке.
Итак, психогенная школьная дезадаптация младших школьников неразрывно связана
с характером отношения к ребёнку значимых взрослых: родителей и учителей.
Формой выражения этого отношения является стиль общения. Именно стиль общения
взрослых с младшими школьниками может затруднять овладение ребёнком учебной
деятельностью, а порой может привести к тому, что реальные, а подчас и
надуманные трудности, связанные с учёбой, начнут восприниматься ребёнком как
неразрешимые, порождённые его неисправимыми недостатками. Если эти негативные
переживания ребёнка не компенсируются, если не находится значимых людей,
которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут
возникать психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случае
повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного
психогенной школьной дезадаптацией.
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу!
Обучение и общение.
Совместимы ли эти явления? А может быть они мешают друг другу?
Кто-то недоверчиво покачает головой: разве можно в обучении обойтись без
общения? Всё в школе опирается на взаимоотношение учителя и учеников.
Верно, но всё же общение может помогать, а может затруднять обучение.
Представьте ситуацию, когда учитель озабочен только одним - установить
доброжелательные отношения с учеником. В этом случае обучение ведется в "
легкой, непринужденной обстановке", но учебные результаты часто оказываются
неудовлетворительными.
К сожалению, в школе часто встречается и другая картина: учитель, стремясь
передать своим воспитанникам, определенные знания и умения, " жмет и давит"
на своих учеников изо всех сил и не обращает внимания на трудности в общении.
Но если лет 10-15 назад на такой стиль общения и обучения закрывали глаза, то
сегодня изменилось очень многое: и содержание учебных программ, и роль
педагога в обществе, и отношение учеников и родителей к вопросу о том, чему и
как сегодня учат в школе.
Постепенно меняется само отношение к Детству. На нас обрушился поток самой
разнообразной литературы по психологии, психиатрии, образованию.
Этот поток привлекателен для нас не только новыми подходами, но и самой
формой изложения материала: свободной, доверительной, где-то ироничной,
лишенной избыточного наукообразия. Правда, тональность отечественных и
зарубежных книг, как правило, отличалась и отличается друг от друга. В 1950-
1970 г.г. советская педагогика анализировала и убеждала нас в решающей роли
коллектива на процесс формирования личности, а западные исследования тех лет
подчеркивали необходимость сохранять уникальность и укреплять
самодостаточность в личности.
У психологов конца 1980-1990 г.г. актуальными стали проблемы, связанные с
самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности.
Однако к этому времени основная тональность переводных зарубежных изданий
также претерпела изменения. Там чуть раньше пришли к заключению, что все
развитие человеческой культуры убеждает в опасности возвеличивания "эго"
одного человека. Личность формируется только в общении, поэтому
каждому человеку приходится строить свою жизнь с учетом действий других
людей. Это касается и игры, и труда, и обучения.
Вот поэтому так остро сегодня стоит вопрос о смене самой формы обучения с
жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общении, где роли учеников и
учителя находятся в определенном равновесии: один пришел затем, чтобы
научиться, а другой - чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать.
Учиться общаться. Учиться общаясь. Это важно для всех: для учеников, их
родителей и для учителей. Когда в нашей школе ( Черепаново, школа. № 4 )
среди учащихся всех возрастов была проведена анкета, в которую входил такой
вопрос: " зачем дети ходят в школу? " , ответы меня удивили и поразили.
Ответы были самыми разными. Одни школьники приходили в школу за новыми
знаниями, другие- за хорошими отметками, а третьи- чтобы общаться с друзьями
( реже- пообщаться с учителями ). Удивило соотношение этих групп: узнать что-
то новое стремились 32% школьников, получить хорошие отметки- 18%, а
пообщаться- 62%. При этом, чем старше был возраст школьников, тем явственнее
было стремление к общению. Следовательно, потребность в общении изменяется в
течении нашей жизни? Да, конечно! И, что интересно, изменяется не только
интенсивность общения, но и направленность самой потребности общаться.
Посмотрим: маленький человечек появился на свет. Он сразу включается в
общение со своими родными и близкими. Правда, отдавать то, что он получает в
этом контакте, малыш научится чуть позже - сначала улыбкой, потом гудением,
потом словами... Ребенок испытывает самую настоящую потребность в общении со
своими родителями, особенно с мамой. Есть у дошкольника потребность и в
общении со сверстниками. Ребенок, лишенный на время контактов со своими
сверстниками (по болезни и др.), говорит : " Хочу к деткам...".
Проходит время, наш малыш подрастает и с волнением переступает порог школы. В
жизни первоклассника происходят значительные перемены : с одной стороны, днем
никто не укладывает спать, а с другой - нужно каждый день делать домашние
задания; с одной стороны- оказывается, я- умный, потому что я уже умею
читать, а с другой- мама ругается, когда видит мои прописи.
Меняется жизнь ребенка, и изменяются его приоритеты в общении. Это явственно
ощущают мамы, особенно в тот момент, когда ребенок заявляет: " Ты неправильно
говоришь, мама! Учительница сказала пропустить четыре клеточки, а не две!".
На основе анкет построим график развития приоритетов в общении у ребенка в
разные возрастные периоды. (См. приложение 2).
Знание пиков приоритетов в общении в том или ином возрасте дает возможность
внимательным родителям, грамотным педагогам находить верную стратегию общения
и во многом избежать конфликтных ситуаций.
Информация о работе Общение и формирование личности младшего школьника