Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом
более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе
общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения
младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.
Введение........................4
Глава I Общение и развитие человека как личность.......6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека......6
1.2 Усвоение правил и норм общения.............9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие..11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных
классов в учебной деятельности..15
В) Межличностные отношения в первом классе.......23
1.4
Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших
школьников.........31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников..........36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36
А) Информационный блок общения............40
Б) Интерактивный блок общения...........46
В) Перцептивный блок общения...............53
2.2 Общение в обучении: сумею!..............61
Заключение........................69
Библиография.......................71
Приложение.......................73
способ самоклассификации? И т.д.
ИГРА 10.
ТЕЛЕГРАММА.
Кто из нас не видел телеграммы? Что в ней является самым главным? Конечно же,
лаконичное эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу
телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:
БТЛВДКМПЗХО (подбор букв может быть самым разнообразным ).
ЗАДАНИЕ: составить такой текст телеграммы, в котором каждое слово
последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово
начинается на " Б ", второе на " Т " и т.д. Для связи слов можно вставлять
предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.
Например:
Большие Томаты Лежат под Вагоном.
Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.
Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.
Б) ИНТЕРАКТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ
( игры на взаимодействие )
Угол падения равен углу отражения.
Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках
людей, окружающих нас. Человек постоянно находится в системе взаимных
действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить общение
удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее
планирует и просчитывает их. С этой точки зрения сам процесс человеческих
взаимодействий напоминает партию в шахматы.
Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная
система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение
объектов материальной и духовной культуры.
В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников:
СОДЕЙСТВИЕ ( действия, эффективно способствующие достижению результатов ) ;
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ( несогласованные действия, осознанно или неосознанно
препятствующие достижению цели взаимодействия ), БЕЗДЕЙСТВИЕ ( уклонение,
активный уход от взаимодействия с участниками деятельности ).
Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками
стратегии совместных действий.
Игры интерактивного блока отличаются от предыдущих, прежде всего, тем, что
развитие групповой активности основано на определении места каждого члена
группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на
нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться.
Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в
новой обстановке, не боясь показаться смешным.
Одним из важнейших условий в этом направлении является знание личностью своих
сильных сторон в сотрудничестве. Кто же я: лидер или статист? Могу ли я
отстоять свою точку зрения или спасую? Имею ли мужество признать ошибочным
собственное решение и уступить в новой ситуации? И много других вопросов.
Ответы на эти вопросы получают участники игр в ходе тренинга.
Эти игры помогают человеку:
- лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других;
- найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки людей в
групповом взаимодействии;
- развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и
роли рядового участника в ситуациях группового решения;
- развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом
свою индивидуальность.
УПР.1
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Начните игры данного блока с простой и достаточно интерактивной игры. Вам
понадобится мяч. Игра проходит в два этапа.
I ЭТАП. Участники образуют круг. Ведущий бросает мяч и называет имя того,
кто ловит подачу. Затем этот участник также называет имя игрока и бросает ему
мяч. ( Важно, чтобы мяч обязательно пролетал через внутригрупповое
пространство! ) Так до тех пор, пока имя каждого не будет названо. Последний
человек называет имя ведущего, и круг замыкается. А теперь повторите эту
процедуру и уточните, все ли игроки запомнили, от кого пришел к ним мяч , и к
кому был отправлен?
II ЭТАП. Мяч отправляется вновь по кругу в той же последовательности.
Однако, когда 3-4 игрока уже назвали своего адресата, ведущий достает другой
мяч ( игрушку ) и отправляет ее по тому же кругу ( при этом первый мяч должен
дойти до конца своего пути, т.е. до ведущего ). И так поочередно в путь
отправляются все 5-6 мячей или игрушек .
В какой-то момент в воздух одновременно взлетают яркие цветные мячи, зайцы, и
все это сопровождается именами тех, кто стоит в кругу.
ОБСУДИТЬ: трудно ли было следить за "связующими нитями"? Что отвлекало?
Что вызывало опасение? Пришло ли чувство уверенности, если " да ", то с чем оно
было связано ? и т.д.
УПР.2
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ
В данной игре выявляются лидерские способности участников, характер
взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой потенциал группы.
ФОРМА ИГРЫ: индивидуальная, парная, групповая.
ЗАДАНИЕ: Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и
оказались в лодке посреди Тихого океана. Все, что осталось у вас - это 15
предметов. Ваша задача: выбрать самые необходимые, чтобы спастись с их помощью.
СИТУАЦИЯ 1. Один в лодке (табл., графа 1): проанализируйте эти предметы
по степени важности. Напротив самого важного предмета проставьте цифру 1,
напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время заполнения 5-7 минут.
СИТУАЦИЯ 2. Двое в лодке (графа 2). Вы спаслись вдвоем.
Проделайте аналогичную работу. Причем результаты ранжирования должны быть
одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время работы 10 минут.
СИТУАЦИЯ 3. Все в лодке (графа 3). Попробуйте прийти к
общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего
спасения. Время-12 минут.
Предметы в лодке | В лодке | Эксперты | Ошибки | Лидерство | ||||
| один | двое | все |
| одного | двух | всех |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Секстант |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лупа |
|
|
|
|
|
|
|
|
Канистра с водой (пресной) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Москитная сетка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Аварийный запас продуктов - 1 ящик |
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта Тихого океана |
|
|
|
|
|
|
|
|
Надувная подушка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Канистра с горючим (8 литров мазута) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Транзисторный приемник |
|
|
|
|
|
|
|
|
Светонепроницаемый пластмассовый лист |
|
|
|
|
|
|
|
|
Медицинский спирт (1л) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нейлоновый шнур (10м) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коробка шоколада |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рыболовные снасти |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Прежде всего мы должны записать, как ранжируют эти
предметы эксперты-специалисты по спасению людей ( графа 4 ): лупа ( 1 по
значимости и т.д. ), канистры с пресной водой, аварийный запас продуктов-
жизненно необходимые предметы; коробка шоколада, светонепроницаемый лист,
рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт - менее важные; надувная
подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный приемник,
средство для отпугивания акул, секстант- бесполезные.
Эксперты считают, что в первую очередь необходимо подать о себе знать. Для
этого нужно вылить мазут за борт, отплыть на безопасное расстояние, лупой
навести солнечный луч на пятно мазута и поджечь его. Столб черного дыма
виден на расстоянии 40-50км. Теперь вам понадобится пресная вода, продукты,
шоколад и т.д.
ПОДСЧЕТ ОШИБОК. Высчитайте разницу ( из большего вычесть меньшее ) : и
занесите разницу в графу 7.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитайте итоговые суммы по графам 5, 6, 7 ( отдельно ).
Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая
сумма превысила 60 баллов, то - увы...
Для оценки лидерских качеств (графа 8), необходимо высчитать разницу между "
ошибками всех и " ошибками одного " (графы 5,7). Запишите результаты и общий
итог. Вы набрали :
- менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;
- 20 30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;
- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;
- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: всегда ли хорошо, когда человек обладает
лидерскими качествами? Как вы утонули: один, в паре, вместе со всеми? И другие.
УПР. 3
ИМПУЛЬС ( " цепная реакция " )
Участники образуют круг, держась за руки. Ведущий быстро, несильно, но
ощутимо сжимает руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего
соседа и т.д. Пожатие переходит от одного к другому, пока не вернется к
ведущему. Повторяется та же процедура, но в другую сторону.
Задание усложняется : при передаче импульса вправо, игрок озвучивает свое
участие междометием " Эх ! ", а влево- " Ух ! " , Если импульсы справа и
слева " встречаются " на каком-либо игроке, то он восклицает " Хо -Хо! " и
автоматически пожатием рук отправляет импульсы обратно по кругу.
ОБСУЖДЕНИЕ: трудно ли следить за импульсом ? Легко ли озвучивать свое
участие ? Как чувствует себя человек, на котором замкнулись импульсы с обеих
сторон ? Что мы ощущаем, если сбиваемся ? и т.д.
УПР. 4
СКАЗКА О ТРОЙКЕ.
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе
обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание : тройка должна
выработать общее решение - в какой цвет покрасить забор ( или назначить место
встречи и т.д. ). Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного
из каналов восприятия или передачи информации:
- А - игрок А слепой, зато он слышит и говорит;
- В - игрок В глухой, но может видеть и двигаться;
- С - игрок С паралитик: он все видит и слышит, но при этом не может
двигаться и говорить.
Для полноты ощущений предложите участникам завязать глаза, заткнуть уши,
привязать себя к стулу и т.д. А вот теперь - за переговоры!
ОБСУЖДЕНИЕ: Какие чувства испытывает человек, обделенный в плане общения
? Как можно помочь этим людям ? Какую стратегию изберут участники в достижении
цели ?
УПР. 5
АНТИКИЛЛЕР ( МАФИЯ )
Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается
роль киллера. Все закрывают глаза - "наступила ночь", а киллер указывает
ведущему, кто из игроков станет жертвой. "Утром " ведущий сообщает , кто
убит. Игрокам предстоит найти среди них киллера. При этом должны соблюдаться
два условия :
1. Одновременно должны два человека заявить свои версии на то, кто является
киллером.
2. Выступления этих правдоискателей сопровождается словами: "Я хочу сделать
признание...".
Возникают следующие варианты развития сюжета:
а) оба игрока называют одного и того же человека - киллера, т.е. версии
оказались верными. В этом случае киллер " умирает "- покидает круг, но в
ближайшую ночь он назначает своего преемника;
б) оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают сами
правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером ( о
Информация о работе Общение и формирование личности младшего школьника