Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:47, реферат
Целью данного реферата является исследование системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации, её характеристика.
В соответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовое регулирование и государственную политику Российской Федерации в сфере образования;
- исследовать содержание и основные элементы российской системы образования;
- определить современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации;
- проанализировать направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Введение
1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
2. Содержание и основные элементы российской системы образования
3. Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
4. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Заключение
Список литературы
Приложение
4) Устаревание учебно - материальной
базы образовательных
5) Увеличение разрыва преемственности уровней общего и высшего профессионального образования. Так, уменьшается количество выпускников средних школ, способных выдержать вступительные экзамены в ВУЗы без дополнительной подготовки.
6) Кадровое обеспечение
7) Необходимость усиления
8) Замкнутый характер процесса подготовки кадров высшей квалификации, ограниченный рамками региональных научных школ, не всегда обеспечивающих высокий уровень научной подготовки.
9) Ухудшение взаимодействия
Эти и другие проблемы системы образования
Российской Федерации требуют незамедлител
4. Направления модернизации и
тенденции развития системы
Модернизация российской системы образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план, а проблемы организационно-экономического реформирования продолжают оставаться крайне актуальными18.
По мнению Филиппова В., реформа – это изменение сути образования, заключающейся в его бесплатности, соблюдении государственных стандартов, а модернизация – это «осовременивание»19.
Кузьминов Я. считает, что в современных условиях российское образование нуждается не в реформе, а в модернизации, когда извне поступают ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы20. Но организационно – экономические механизмы, обеспечивающие образование, нуждаются именно в радикальной реформе.
По мнению Мельникова И., «Концепция модернизации образования», рассмотренная на Госсовете, содержала немало конкретных шагов, направленных на улучшение финансирования образования, повышение уровня жизни и социального статуса работников данной сферы21. Однако, после рассмотрения данного документа Правительством РФ, из Концепции была удалена её социальная направленность, исключены положения, связанные с увеличением финансирования, социальной поддержкой педагогических работников.
Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.
Это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования22.
В ближайшее время предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Для достижения нового качества профессионального
образования будет
- прогнозирование потребностей рынка труда, создание кооперации сети образовательных учреждений, рекрутинговых агентств, служб занятости;
- информатизация образования и
оптимизация методов обучения
использование технологий
- углубление интеграционных и междисциплинарных программ, их соединение;
- оптимизация перечней
- радикальное улучшение
Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования в современных условиях являются:
- реализация и
- разработка мер,
- формирование и обеспечение
социально - экономических механизмов
расширения доступа граждан к
получению высшего и
- увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;
- обеспечение условий для
- совершенствование научно - исследовательской и научно - технической деятельности ВУЗов и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники, необходимой инфраструктуры;
- разработка концептуальных
- развитие участия ВУЗов в международной деятельности РФ на принципах эквивалентности и экономической целесообразности и др.
В процессе осуществления указанных мер ожидается достижение следующих результатов24:
- удовлетворение потребностей
граждан в высшем и
- повышение качества высшего
профессионального образования
и уровня подготовки
- повышение конкурентоспособност
- интенсификация и
- развитие системы
- вхождение в международное
информационное и
- расширение участия российских
ученых, работников ВУЗов в
- реализация и
- создание предпосылок и
Большое внимание уделяется разработке механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться и внедряться с учётом региональной специфики.
Важное значение имеет введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), благодаря сочетанию которых расходы семей на высшее образование сократятся, а эффективность использования этих средств повысится25.
Однако Аванесов В. считает, что ЕГЭ надо рассматривать как широкомасштабный социально – политический эксперимент, последствия которого будут иметь, скорее всего, отрицательное значение для миллионов граждан страны26.
Для стимулирования научно-исследовательской деятельности высшей школы будут расширены масштабы её финансовой государственной поддержки, в том числе – в форме грантов на конкурсной основе27.
Размеры финансирования научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в системе образования за счет средств федерального бюджета, должны возрасти с 6 млн. руб. в 1999 году до 150 млн. руб. в 2005 году28 (или в 25 раз).
Финансовое обеспечение
Общие финансовые расходы, необходимые
для развития системы образования
рассчитываются, исходя из норм законодательства
об образовании в части
Предполагается постепенное
Структура расходов из федерального бюджета и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия и проекты (инновации), капитальные вложения по годам приведены в таблице 1 Приложения29.
Субъектами РФ в соответствии с
региональными программами
Заключение
Государственно-политические и социально-экономические
преобразования конца 90-х годов в
России оказали существенное влияние
на её систему образования, позволив
реализовать академическую
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны
При рассмотрении многоуровневой структуры
высшего профессионального
Решение задачи коренного улучшения системы образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
В соответствии с принятыми нормативными актами, в 2002 - 2005 годах в Российской Федерации планируется переход к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства.
Список литературы
1. Конституция Российской
2. Закон РФ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
3. Федеральный Закон РФ «О
высшем и послевузовском
4. Федеральный Закон РФ «Об
утверждении федеральной
5. Федеральный Закон РФ «О ратификации Конвенции (от 11.04.1997) о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» № 65-ФЗ от 4.05.2000.
6. Приказ Минобразования РФ №
2472 от 27.06.02 «О комплексе межведомственных
мероприятий по реализации в
2002 – 2005 годах «Концепции модернизации
российского образования на
7. Приказ Минобразования РФ №
2866 от 23.07.02 «О новой редакции Плана
действий Минобразования
8. Аванесов В. Куда ведут
9. Балыхин Г. Отношение
10. Гребнев А. Российское
11. Дёмин В. М. Доступность,
качество и эффективность –
основа образовательной