Образование в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации, её характеристика.
В соответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовое регулирование и государственную политику Российской Федерации в сфере образования;
- исследовать содержание и основные элементы российской системы образования;
- определить современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации;
- проанализировать направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
2. Содержание и основные элементы российской системы образования
3. Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
4. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

4) Устаревание учебно - материальной  базы образовательных учреждений. Сокращение капитальных вложений, рост темпов износа зданий, опережающих  темпы их реконструкции и нового  строительства. 

5) Увеличение разрыва преемственности уровней общего и высшего профессионального образования. Так, уменьшается количество выпускников средних школ, способных выдержать вступительные экзамены в ВУЗы без дополнительной подготовки.

6) Кадровое обеспечение образовательных  учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников, снижается количество молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, слабой социальной защищенности.

7) Необходимость усиления государственного и общественного контроля деятельности негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования, качества предлагаемого образования вследствие увеличения их количества, отсутствия необходимой учебной базы и преподавательских кадров.

8) Замкнутый характер процесса подготовки кадров высшей квалификации, ограниченный рамками региональных научных школ, не всегда обеспечивающих высокий уровень научной подготовки.

9) Ухудшение взаимодействия ВУЗов  с организациями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса, прежде всего свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов и др.

Эти и другие проблемы системы образования  Российской Федерации требуют незамедлительного решения на основе сформированных направлений модернизации и развития.

4. Направления модернизации и  тенденции развития системы высшего  и послевузовского профессионального  образования России

Модернизация российской системы  образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план, а проблемы организационно-экономического реформирования продолжают оставаться крайне актуальными18.

По мнению Филиппова В., реформа – это изменение сути образования, заключающейся в его бесплатности, соблюдении государственных стандартов, а модернизация – это «осовременивание»19.

Кузьминов Я. считает, что в современных  условиях российское образование нуждается  не в реформе, а в модернизации, когда извне поступают ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы20. Но организационно – экономические механизмы, обеспечивающие образование, нуждаются именно в радикальной реформе.

По мнению Мельникова И., «Концепция модернизации образования», рассмотренная  на Госсовете, содержала немало конкретных шагов, направленных на улучшение финансирования образования, повышение уровня жизни и социального статуса работников данной сферы21. Однако, после рассмотрения данного документа Правительством РФ, из Концепции была удалена её социальная направленность, исключены положения, связанные с увеличением финансирования, социальной поддержкой педагогических работников.

Модернизация образования –  это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может  осуществляться как ведомственный  проект. Определение направлений  модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к  достижению нового качества российского  образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы образования22.

В ближайшее время предстоит  существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

Для достижения нового качества профессионального  образования будет осуществляться23:

- прогнозирование потребностей рынка труда, создание кооперации сети образовательных учреждений, рекрутинговых агентств, служб занятости;

- информатизация образования и  оптимизация методов обучения  использование технологий открытого  образования;

- углубление интеграционных и междисциплинарных программ, их соединение;

- оптимизация перечней профессий  и специальностей, по которым  осуществляется подготовка кадров;

- радикальное улучшение материально-технической  базы профессиональных учебных  заведений и др.

Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования в современных условиях являются:

- реализация и совершенствование  правовой базы, корректировка и  разработка нормативных документов  в соответствии с Конституцией  РФ, Законом РФ «Об образовании», ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.;

- разработка мер, способствующих  выполнению системами высшего  и послевузовского профессионального  образования функций, соответствующих  их общественному и государственному предназначению;

- формирование и обеспечение  социально - экономических механизмов  расширения доступа граждан к  получению высшего и послевузовского  профессионального образования  за счет средств федерального  бюджета;

- увеличение вклада системы  высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;

- обеспечение условий для развития  личности и творческих способностей  студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

- совершенствование научно - исследовательской  и научно - технической деятельности  ВУЗов и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники, необходимой инфраструктуры;

- разработка концептуальных основ  опережающего развития и функционирования  послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспечения приоритетных направлений научно - технического прогресса;

- развитие участия ВУЗов в  международной деятельности РФ  на принципах эквивалентности и экономической целесообразности и др.

В процессе осуществления указанных  мер ожидается достижение следующих  результатов24:

- удовлетворение потребностей  граждан в высшем и послевузовском  профессиональном образовании, общества  и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;

- повышение качества высшего  профессионального образования  и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное  образование;

- повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда;

- интенсификация и индивидуализация  обучения, реализация современных  информационных технологий, развитие  у студентов навыков самообразования;

- развитие системы дистанционного  обучения;

- вхождение в международное  информационное и коммуникационное  пространство, в том числе за  счет распространения технологий  дистанционного обучения;

- расширение участия российских  ученых, работников ВУЗов в международных  научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;

- реализация и совершенствование  современных технологий изучения  иностранных языков;

- создание предпосылок и условий  для последующих широкомасштабных  инноваций в образовательный  процесс и др.

Большое внимание уделяется разработке механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться и внедряться с учётом региональной специфики.

Важное значение имеет введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), благодаря сочетанию которых расходы семей на высшее образование сократятся, а эффективность использования этих средств повысится25.

Однако Аванесов В. считает, что  ЕГЭ надо рассматривать как широкомасштабный социально – политический эксперимент, последствия которого будут иметь, скорее всего, отрицательное значение для миллионов граждан страны26.

Для стимулирования научно-исследовательской  деятельности высшей школы будут  расширены масштабы её финансовой государственной поддержки, в том числе – в форме грантов на конкурсной основе27.

Размеры финансирования научно - исследовательских  и опытно - конструкторских работ  в системе образования за счет средств федерального бюджета, должны возрасти с 6 млн. руб. в 1999 году до 150 млн. руб. в 2005 году28 (или в 25 раз).

Финансовое обеспечение системы  образования и установленных  мероприятий необходимо осуществлять путём увеличения бюджетного финансирования образования и привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Общие финансовые расходы, необходимые  для развития системы образования  рассчитываются, исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер  по обеспечению государственных гарантий работникам системы образования, обучающимся.

Предполагается постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней  на функционирование системы образования (раздел «Образование» функциональной классификации расходов бюджета  РФ) и на осуществление установленных Федеральной Программой мероприятий и проектов с достижением к 2005 году расчетной потребности в средствах.

Структура расходов из федерального бюджета и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия  и проекты (инновации), капитальные вложения по годам приведены в таблице 1 Приложения29.

Субъектами РФ в соответствии с  региональными программами развития образования и органами местного самоуправления в пределах их компетенции  будет осуществляться финансирование мероприятий и проектов за счет средств собственных бюджетов.

Заключение

Государственно-политические и социально-экономические  преобразования конца 90-х годов в  России оказали существенное влияние  на её систему образования, позволив реализовать академическую автономию ВУЗов, обеспечить вариативность образовательных программ, развитие негосударственного сектора образования. Однако произошедший в тоже время общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. В современных условиях образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Роль образования на современном  этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны

При рассмотрении многоуровневой структуры  высшего профессионального образования  обнаруживается ряд серьёзных проблем, от решения которых зависит характер её дальнейшего развития. Становление  этой структуры требует новых методических усилий, дополнительного кадрового обеспечения и целенаправленной финансовой поддержки.

Решение задачи коренного улучшения  системы образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи  с развитием фундаментальной  и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

В соответствии с принятыми нормативными актами, в 2002 - 2005 годах в Российской Федерации планируется переход к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 (с изм., внес. Указами Президента РФ от 09.06.2001 N 679) // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2. Закон РФ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

3. Федеральный Закон РФ «О  высшем и послевузовском профессиональном  образовании» N 125-ФЗ от 22.08.1996 (в ред. от 07.07.2003 N 119-ФЗ)

4. Федеральный Закон РФ «Об  утверждении федеральной программы  развития образования» N 51-ФЗ от 10.04.2000.

5. Федеральный Закон РФ «О  ратификации Конвенции (от 11.04.1997) о признании квалификаций, относящихся  к высшему образованию в Европейском регионе» № 65-ФЗ от 4.05.2000.

6. Приказ Минобразования РФ №  2472 от 27.06.02 «О комплексе межведомственных  мероприятий по реализации в  2002 – 2005 годах «Концепции модернизации  российского образования на период  до 2010 года».

7. Приказ Минобразования РФ №  2866 от 23.07.02 «О новой редакции Плана  действий Минобразования России  на 2002 – 2004 годы по реализации  «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года».

8. Аванесов В. Куда ведут реформы  образования // Народное образование. 2001. № 5. С. 26 – 32.

9. Балыхин Г. Отношение населения  к реформе финансирования высшего  образования // Высшее образование  в России. 2003. № 5. С. 5 – 13.

10. Гребнев А. Российское образование  в зеркале демографии // Вопросы  экономики. 2003. № 7. С. 4 – 25.

11. Дёмин В. М. Доступность,  качество и эффективность –  основа образовательной политики  России // Специалист. 2002. № 1. С. 2 –  5.

Информация о работе Образование в Российской Федерации