Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:47, реферат
Целью данного реферата является исследование системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации, её характеристика.
В соответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовое регулирование и государственную политику Российской Федерации в сфере образования;
- исследовать содержание и основные элементы российской системы образования;
- определить современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации;
- проанализировать направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Введение
1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
2. Содержание и основные элементы российской системы образования
3. Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
4. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Заключение
Список литературы
Приложение
19 августа 1991 г., когда Президент СССР М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Группа путчистов во главе с вице-президентом СССР Г.И. Янаевым, премьер-министром В.С. Павловым, председателем КГБ СССР В.А. Крючковым, министром обороны Д.Т. Язовым объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), к которому перешла вся полнота государственной власти. Президент СССР «по состоянию здоровья» был отстранен от должности, а исполняющим обязанности Президента был объявлен Янаев. Были запрещены митинги и демонстрации. В Москву были введены танковые подразделения.
Однако планам путчистов не суждено было сбыться. Решительными действиями российского руководства и, прежде всего, Б.Н. Ельцина, объявившего членов ГКЧП вне закона и получившего поддержку армии и мирового сообщества, путч был подавлен, а путчисты арестованы. М.С. Горбачев вернулся из Фороса в Москву.
Неудавшийся переворот дал толчок к распаду СССР. О выходе из Союза заявили Латвия, Литва и Эстония, что было оформлено Указом М.С. Горбачева. 24 августа была провозглашена независимость Украины. На прошедшем 1 декабря 1991 г. референдуме 90,32% всех граждан Украины проголосовали за независимость. После этого стало ясно, что распад СССР неизбежен.
Собравшиеся 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Белоруссия, Беловежская пуща) лидеры трех из четырех стран учредительниц СССР: Б.Н. Ельцин – Россия, Л.М. Кравчук – Украина и С.С. Шушкевич – Белоруссия – констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование. Там же они составили и подписали документ о создании нового союза – Содружества Независимых Государств.
Содержание
Введение
1. Правовое регулирование и
2. Содержание и основные
3. Современное состояние и
4. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.
Российская система
Научно – исследовательская
деятельность, ведущаяся в ВУЗах,
имеет особую значимость для государства,
определённую не только непосредственной
заинтересованностью в
Поэтому важное значение в настоящее
время имеет предотвращение кризисных
процессов в системе
Таким образом, определение современной
системы высшего и
Целью данного реферата является исследование
системы высшего и
В соответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовое
регулирование и
- исследовать содержание и
- определить современное
- проанализировать направления
модернизации и тенденции
1. Правовое регулирование и
Правовое регулирование
Важное значение для развития системы образования РФ имеет ратификация Конвенции (от 11.04.1997) о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе4.
Согласно Закона РФ «Об образовании»,
образование – это
Конституция РФ (ст. 43) и Закон РФ «Об образовании» устанавливают конституционное право граждан РФ на образование, что обеспечивает:
- гарантию получения
- общедоступность и бесплатость
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего и начального
профессионального образования,
Это осуществляется на основе создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Гражданам РФ гарантируется свобода
выбора формы получения высшего
и послевузовского
Ограничения прав граждан на получение
высшего и послевузовского
Федеральные законы в области образования
являются законами прямого действия,
применяются на всей территории страны,
они: разграничивают компетенцию и
ответственность в области
Основными задачами законодательства
в области образования
1) разграничение компетенции в
сфере образования между
2) обеспечение и защита
3) создание правовых гарантий
для свободного
4) определение прав, обязанностей, ответственности физических и юридических лиц в области образования и др.
Главная задача российской образовательной
политики – обеспечение современного
качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и
Государственная политика в области
высшего и послевузовского
1) суверенность прав субъектов
РФ в определении собственной
политики в области высшего
и послевузовского профессионал
2) непрерывность и
3) интеграция системы высшего
и послевузовского
4) конкурсность и гласность при
определении приоритетных
5) государственная поддержка
Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию7. Её главной целью является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного РФ приоритета образования.
Реализация Программы намечена на 2000 - 2005 годы, она направлена на обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.
2. Содержание и основные
По мнению Аванесова В., реформы образования должны начинаться с его содержания, которое может проявиться по-настоящему как результат совместных и сбалансированных усилий отдельных специалистов, общественных ассоциаций и государственных органов управления образованием8.
В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее; 2) среднее (полное) общее; 3) начальное профессиональное; 4) среднее профессиональное; 5) высшее профессиональное; 6) послевузовское профессиональное.
Согласно ст. 24. Закона РФ «Об образовании» высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования9. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях.
В соответствии со ст. 25 того же закона,
послевузовское профессиональное образование
предоставляет гражданам
За последнее десятилетие в высшем образовании России произошли значительные изменения. Была введена новая параллельная структура высшего профессионального образования, представляющая собой совокупность образовательных программ различной длительности и различной направленности, отнесённых к одному образовательному направлению10.
Структура системы высшего и послевузовского образования, согласно ст. 8. Закона РФ «Об образовании» и ст. 4. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», представляет собой совокупность:
1) государственных
2) имеющих лицензии высших
3) научных, проектных,
4) органов управления высшим
и послевузовским
5) общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
Рассмотрим составные элементы данной системы.
1. В РФ устанавливаются