Образование в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации, её характеристика.
В соответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовое регулирование и государственную политику Российской Федерации в сфере образования;
- исследовать содержание и основные элементы российской системы образования;
- определить современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации;
- проанализировать направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
2. Содержание и основные элементы российской системы образования
3. Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
4. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

19 августа 1991 г., когда Президент  СССР М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Группа путчистов во главе с вице-президентом СССР Г.И. Янаевым, премьер-министром В.С. Павловым, председателем КГБ СССР В.А. Крючковым, министром обороны Д.Т. Язовым объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), к которому перешла вся полнота государственной власти. Президент СССР «по состоянию здоровья» был отстранен от должности, а исполняющим обязанности Президента был объявлен Янаев. Были запрещены митинги и демонстрации. В Москву были введены танковые подразделения.

Однако планам путчистов не суждено  было сбыться. Решительными действиями российского руководства и, прежде всего, Б.Н. Ельцина, объявившего членов ГКЧП вне закона и получившего поддержку армии и мирового сообщества, путч был подавлен, а путчисты арестованы. М.С. Горбачев вернулся из Фороса в Москву.

Неудавшийся переворот дал толчок к распаду СССР. О выходе из Союза заявили Латвия, Литва и Эстония, что было оформлено Указом М.С. Горбачева. 24 августа была провозглашена независимость Украины. На прошедшем 1 декабря 1991 г. референдуме 90,32% всех граждан Украины проголосовали за независимость. После этого стало ясно, что распад СССР неизбежен.

Собравшиеся 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Белоруссия, Беловежская пуща) лидеры трех из четырех стран учредительниц СССР: Б.Н. Ельцин – Россия, Л.М. Кравчук – Украина и С.С. Шушкевич – Белоруссия – констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование. Там же они составили и подписали документ о создании нового союза – Содружества Независимых Государств.

Содержание

Введение

1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования

2. Содержание и основные элементы  российской системы образования

3. Современное состояние и актуальные  проблемы системы высшего и  послевузовского образования Российской  Федерации

4. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В современном мире значение образования  как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.

Хотя Россия в настоящее время  отстаёт от многих стран в своём  развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.

Российская система образования  способна конкурировать с аналогичными системами передовых стран. Для  этого необходимо усиление активной роли государства в этой сфере, всесторонняя модернизация образования с привлечения  необходимых ресурсов, созданием механизмов их эффективного использования.

Научно – исследовательская  деятельность, ведущаяся в ВУЗах, имеет особую значимость для государства, определённую не только непосредственной заинтересованностью в использовании  новых научных результатов в различных отраслях экономики, но и необходимостью подготовки специалистов, научно - педагогических работников и повышения их квалификации.

Поэтому важное значение в настоящее  время имеет предотвращение кризисных  процессов в системе образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных учреждений, совершенствование соответствующей нормативной правовой и статистической базы.

Таким образом, определение современной  системы высшего и послевузовского  образования Российской Федерации, изучение её структуры, основных проблем, поиск направлений модернизации имеют особую актуальность и значимость в современных условиях.

Целью данного реферата является исследование системы высшего и послевузовского  образования Российской Федерации, её характеристика.

В соответствии с намеченной целью  в реферате определены следующие  задачи:

- изучить нормативно – правовое  регулирование и государственную  политику Российской Федерации  в сфере образования;

- исследовать содержание и основные  элементы российской системы образования;

- определить современное состояние  и актуальные проблемы системы  высшего и послевузовского образования  Российской Федерации;

- проанализировать направления  модернизации и тенденции развития  системы высшего и послевузовского  профессионального образования России.

1. Правовое регулирование и государственная  политика Российской Федерации  в сфере образования

Правовое регулирование общественных отношений в области образования  в России осуществляется на основании  Конституции РФ1, международных договоров, Закона РФ «Об образовании»2, ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3, других принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ.

Важное значение для развития системы  образования РФ имеет ратификация  Конвенции (от 11.04.1997) о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе4.

Согласно Закона РФ «Об образовании», образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверяемой соответствующим документом.

Конституция РФ (ст. 43) и Закон РФ «Об образовании» устанавливают  конституционное право граждан РФ на образование, что обеспечивает:

- гарантию получения образования  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений,  принадлежности к общественным  организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного положения, наличия судимости;

- общедоступность и бесплатость  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального  профессионального образования,  на конкурсной основе бесплатность  среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Это осуществляется на основе создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Гражданам РФ гарантируется свобода  выбора формы получения высшего  и послевузовского профессионального  образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

Ограничения прав граждан на получение  высшего и послевузовского профессионального  образования могут быть установлены  федеральным законом в целях  защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральные законы в области образования  являются законами прямого действия, применяются на всей территории страны, они: разграничивают компетенцию и  ответственность в области образования  федеральных и региональных органов государственной власти; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Основными задачами законодательства в области образования являются:

1) разграничение компетенции в  сфере образования между органами  управления образованием различных  уровней;

2) обеспечение и защита конституционного  права граждан РФ на образование; 

3) создание правовых гарантий  для свободного функционирования  и развития системы образования  РФ;

4) определение прав, обязанностей, ответственности физических и  юридических лиц в области образования и др.

Главная задача российской образовательной  политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства5.

Государственная политика в области  высшего и послевузовского профессионального  образования основывается на следующих  принципах (ст. 2)6:

1) суверенность прав субъектов  РФ в определении собственной  политики в области высшего  и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов образовательных стандартов;

2) непрерывность и преемственность  процесса образования;

3) интеграция системы высшего  и послевузовского профессионального  образования РФ в мировую систему  высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы;

4) конкурсность и гласность при  определении приоритетных направлений  развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

5) государственная поддержка подготовки  специалистов, приоритетных направлений  фундаментальных и прикладных  научных исследований в области  высшего и послевузовского профессионального  образования.

Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию7. Её главной целью является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного РФ приоритета образования.

Реализация Программы намечена на 2000 - 2005 годы, она направлена на обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.

2. Содержание и основные элементы  российской системы образования

По мнению Аванесова В., реформы  образования должны начинаться с его содержания, которое может проявиться по-настоящему как результат совместных и сбалансированных усилий отдельных специалистов, общественных ассоциаций и государственных органов управления образованием8.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее; 2) среднее (полное) общее; 3) начальное профессиональное; 4) среднее профессиональное; 5) высшее профессиональное; 6) послевузовское профессиональное.

Согласно ст. 24. Закона РФ «Об образовании» высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования9. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях.

В соответствии со ст. 25 того же закона, послевузовское профессиональное образование  предоставляет гражданам возможность  повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в ВУЗах и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

За последнее десятилетие в высшем образовании России произошли значительные изменения. Была введена новая параллельная структура высшего профессионального образования, представляющая собой совокупность образовательных программ различной длительности и различной направленности, отнесённых к одному образовательному направлению10.

Структура системы высшего и  послевузовского образования, согласно ст. 8. Закона РФ «Об образовании» и  ст. 4. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», представляет собой совокупность:

1) государственных образовательных  стандартов высшего и послевузовского  профессионального образования  и образовательных программ;

2) имеющих лицензии высших учебных  заведений и образовательных  учреждений соответствующего дополнительного  профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

3) научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских  предприятий, учреждений и организаций,  ведущих научные исследования  и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

4) органов управления высшим  и послевузовским профессиональным  образованием, а также подведомственных  им предприятий, учреждений и  организаций;

5) общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Рассмотрим составные элементы данной системы.

1. В РФ устанавливаются государственные  образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и национально-региональный компоненты, компонент образовательного учреждения, определяющие общие требования к основным образовательным программам; к обязательному минимуму их содержания, условиям реализации, в том числе к учебной и производственной практике, итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников по каждой специальности; сроки освоения программ; максимальному объему нагрузки.

Информация о работе Образование в Российской Федерации