Образование в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации, её характеристика.
В соответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовое регулирование и государственную политику Российской Федерации в сфере образования;
- исследовать содержание и основные элементы российской системы образования;
- определить современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации;
- проанализировать направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
2. Содержание и основные элементы российской системы образования
3. Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
4. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Важное значение в настоящее  время имеет обеспечение реальной многоуровневости высшего профессионального образования, включающей в себя экспериментальную отработку многоступенчатой (в соответствии с Болонской декларацией 1999 года «О создании общеевропейского пространства высшего образования) структуры российского высшего образования, совместимой с европейской системой высшего образования11.

Государственные образовательные  стандарты высшего и послевузовского  профессионального образования  предназначены для обеспечения: качества образования; единства образовательного пространства РФ; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих соответствующие образовательные программы.

В Российской Федерации реализуются  образовательные программы, определяющие содержание образования определенного  уровня и направленности. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» они могут быть реализованы непрерывно с присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификаций (степеней) «бакалавр» (со сроком освоения не менее четырёх лет), «дипломированный специалист» (не менее пяти), «магистр» (не менее шести).

Образовательные программы высшего  образования могут осваиваться  в очной, очно-заочной (вечерней), заочной  формах, в форме экстерната.

2. Согласно ст. 8 ФЗ РФ «О высшем  и послевузовском профессиональном образовании»12, высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Основными задачами ВУЗа являются: 1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и  нравственном развитии посредством  получения высшего и (или) послевузовского  профессионального образования; 2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; 3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации и др.

В РФ устанавливаются следующие  виды ВУЗов:

Университет - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы  высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; являющееся ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы  высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; являющееся ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы  высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведущее фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

ВУЗ создается, реорганизуется учредителями в заявительном порядке, регистрируется в соответствии с законодательством  РФ.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория), право  выдачи документов государственного образца об образовании, устанавливаются при государственной аккредитации, по результатам аттестации.

Право на ведение образовательной  деятельности и льготы возникают  у образовательного учреждения с  момента выдачи ему лицензии (разрешения) после проведения экспертизы, в ней фиксируются контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, срок действия.

Прием в высшее учебное заведение  проводится по заявлениям лиц, имеющих  среднее (полное) общее или среднее  профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, обеспечивающих зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени13.

Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным органом управления высшим профессиональным образованием. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные ВУЗы принимаются определённые категории граждан.

В аспирантуру  высших учебных заведений, научных  учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие  высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре может  осуществляться в очной (не больше трёх лет) или в заочной (не больше четырех лет) формах. В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане РФ, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Общее руководство  государственным или муниципальным  высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Непосредственное управление осуществляет ректор. Руководство негосударственным  образовательным учреждением осуществляет его учредитель или попечительский совет, формируемый учредителем.

За ВУЗом в  целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, иное имущество потребительского, социального, культурного назначения. ВУЗу принадлежит право собственности на денежные средства, имущество, объекты собственности, переданные физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности ВУЗа, на доходы от собственной деятельности.

Международное сотрудничество РФ в области образования осуществляется в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами РФ.

3. В системе  высшего и послевузовского профессионального  образования могут создаваться  и действовать научно-исследовательские  и проектные институты, конструкторские  бюро, заводы, фабрики, фирмы, учебно-опытные  хозяйства, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, опытные станции и иные организации и учреждения, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.

4. Основными субъектами  управления системой образования  являются: Российская Федерация, Федеральное Собрание и Правительство РФ, федеральный и региональные органы управления, государственная аттестационная служба.

В области образования ведению  Российской Федерации в лице федеральных  органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: 1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования; 2) обеспечение государственных гарантий прав граждан и правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; 3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования и др.

К компетенции Правительства РФ в данной области относятся: 1) осуществление бюджетного финансирования; 2) установление порядка лицензирования деятельности, аттестации, государственной аккредитации; создание, реорганизация и ликвидация ВУЗов по согласованию с органами власти субъектов РФ; 3) определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов и др.

К компетенции государственной  аттестационной службы относятся: 1) контроль за соблюдением государственных  образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию ВУЗах; 2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования и др.

Разграничение компетенции в области  образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ и её субъектов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ.

По общим вопросам высшего и  послевузовского профессионального  образования субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне установленной компетенции РФ в данной области.

Государственный контроль за качеством  образования направлен на обеспечение  единой государственной политики в  данной области, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование этой системы.

5. Общественные организации и  государственно-общественные объединения  в системе высшего и послевузовского  профессионального образования  действуют в соответствии с  законодательством РФ.

В системе высшего и послевузовского  образования могут создаваться  без образования юридических  лиц государственно-общественные объединения  типа учебно-методических объединений  высших учебных заведений, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий.

Согласно ст. 16 – 20 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»14 субъектами учебной и научной деятельности в рассматриваемой системе являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, работники ВУЗов (научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав (деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты), научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал). Их правовое положение определяется совокупностью прав и обязанностей.

образование высший послевузовский профессиональный

3. Современное состояние и актуальные  проблемы системы высшего и  послевузовского образования Российской Федерации

В начале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебных заведений, в том  числе государственных - 54815. В начале 2001/2002 учебного года, соответственно, 1008 и 621 (или на 161 % пи 113 % больше). Численность обучающихся в 1993/1994 составила 2,6 млн. чел., в 2001/2002 у. г. - 5,4 млн. чел. (или на 208 % больше).

В 1993 году на все формы обучения в государственные и негосударственные  высшие учебные заведения было принято 590 тысяч человек, в 2001 г. – 1461 тыс. чел. (в 2,48 раз больше). Показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1993 году составил 176, в 2001 – 378 (или в 2,15 раз больше).

Начиная с 1992 года получение высшего  профессионального образования  расширяется за счет увеличения числа студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных ВУЗах16.

Изменилась структура приема студентов  в ВУЗы. Прием на инженерные специальности  уменьшается, а на экономические  и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики РФ, научно-техническим прогрессом.

Существенно возрастает роль системы  дополнительного образования, учреждениям которой предстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию около 10 миллионов руководителей и специалистов, а также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие, переселенцы и др.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, ВУЗы способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.

В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях страны возросло с 13,7 тысячи человек в 1990 году до 24,3 тысячи человек в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы, ВУЗы продолжают работу в соответствии с научно - техническими и инновационными программами.

Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельность в области образования.

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее  воздействие оказывают различные  факторы, основными среди которых  являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

- неполнота и несовершенство  правовой базы в области образования;

- систематическое неисполнение  норм законодательства.

К числу актуальных проблем развития системы высшего и послевузовского образования РФ относятся:

1) Неудовлетворительное финансирование. Потребность образовательных учреждений  в финансовых средствах обеспечивается  за счет бюджетных средств  менее чем на четверть17. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования.

2) Отсутствие действенных механизмов  контроля за исполнением норм  законодательства, защиты прав субъектов  образовательного процесса, соблюдения  гарантий государства в области образования.

3) Несовершенство координации деятельности  отраслевых систем высшего образования  как в масштабе РФ, так и  её субъектов. Поддержание вертикальных  связей между отдельными уровнями  управления осуществляется посредством  договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий.

Информация о работе Образование в Российской Федерации