Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:23, курсовая работа
Актуальность исследования: поиск путей развития творческих способностей и практических навыков учащихся в кружках технического творчества является актуальной проблемой современности.
Объект исследования: внеурочная работа в кружке «Радиотехник».
Предмет исследования: научное обоснование особенностей учебно-воспитательного процесса в кружке технического творчества.
Гипотеза исследования: во внеурочной работе в кружке «Радиотехник», при применении проблемного метода обучения, происходит развитие творческих способностей учащихся.
Цель данной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме и разработать рекомендации учителю технологии по развитию у учащихся технического творчества.
Задачи исследования:
Проанализировать развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий в кружке «Радиотехник».
Разработать практические рекомендации для учителей.
Разработать план проведения кружковой работы, сообразуясь с правилами техники безопасности.
Практическая значимость: развитие творческих способностей учащихся является основой для усвоения знаний художественного и технического проектирования, приобретения практических навыков, что может быть эффективным средством гармонизации отношений человека с миром техники и искусства.
Введение…………………………………………………………………….……3
§1. Сущность технического творчества
1.1 Общая характеристика технического творчества…………………….……5
1.2 Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся……………………………………………………………………….…9
§2. Развитие творческого и технического мышления у учащихся
2.1 Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся………………..14
2.2 Природа творческого мышления………………………………….…….….20
2.3 Методы развития технического мышления у учащихся……………….…21
2.4 Кружок как основная форма организации технического творчества…....26
§3. Организация кружка технического творчества
3.1 План работы радиокружка «Радиотехник»………………………….…….28
3.2 Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества…………….31
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………….………………………………..43
7.Генерирование новых технических идей.
Самым слабым качеством у многих руководителей технического творчества является критичность. А ведь критичность, по мнению известных изобретателей (Туполев, Дульчевский, Логинов и др.), должна стать не только свойством ума, но и свойством личности новатора. Критичность мышления проявляется в умении анализировать и оценивать конструктивные особенности механизмов или особенности технического процесса, в умении анализировать и оценивать свою собственную работу и работу коллег. Однако мастер, преподаватель, руководитель кружка может быть великолепным изобретателем и рационализатором, но не уметь обучить этому своих учащихся.
2.3 Методы развития технического мышления у учащихся
Для развития технического мышления у учащихся, самое главное - создать у учащегося установку на творческий поиск.
Например, можно предложить учащимся посетить выставку технического творчества и там найти какое-либо устройство, которое можно использовать (прямо или косвенно) в новом решении. Можно рекомендовать просматривать техническую литературу (журналы, книги, определенные сайты) смотреть определенные телепередачи и т.п.
Очень важной психологической характеристикой развития технического мышления является обучение с применением затрудняющих условий. Для этого был разработаны специальные методы, краткая характеристика которых приводится ниже.
Метод временных ограничений (МВО) – основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность (впрочем, не только на умственную). Опыты показали, что при неограниченном времени решения задачи субъект может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение или может упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает (чаще это применение шаблонного варианта), или же, во всяком случае, решение в большей или меньшей степени деформируется; по характеру этих деформаций возможно судить об общих тенденциях мыслительной деятельности человека. Разные группы испытуемых по-разному реагируют на временные ограничения. У одних временные ограничения вызывают повышение активности и достижение даже более высоких результатов чем в «спокойной» обстановке; другие (их больше всего) в различной степени меняют свое поведение, снижают результаты и не всегда достигают конечного решения; на третьих временные ограничения оказывают тормозящее, своего рода шоковое влияние, они приходят в замешательство, поддаются панике и более или менее быстро отказываются от решения задачи.
Метод мозгового штурма (ММШ) – заключается в том, что задачу предлагается решить группе учащихся, и на первом этапе решения они выдвигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное количество предложений, детально прорабатывают каждое из них. Данный метод развивает групповое мышление (работу в коллективе), позволяет делится личным опытом в решении подобных задач между членами группы.
Метод внезапных запрещений (МВЗ) – заключается в том, что испытуемому на том или ином этапе запрещается использовать в своих построениях какие-то механизмы (например, при решений задач на построение кинематических цепей использовать те или иные передачи или определенную разновидность - зубчатую или только зубчатую цилиндрическую, коническую, червячную). Этот метод также оказывается весьма эффектным поскольку разрушает штампы, возможности применять хорошо известные испытуемому типы устройств, узлов, деталей. Так, у профессиональных конструкторов совершенно естественно складываются определенные уровни предпочтений, стиль деятельности, включающий использование тех или иных приемов, конкретных механизмов. В какой-то мере и у учащихся могут выработаться стереотипы деятельности. Применение МВЗ будет способствовать их «раскачиванию», разрушению.
По мере адаптации испытуемых к применению этого метода (как, впрочем, и других) вновь начинают вырисовываться те тенденции в деятельности, которые являются, для них обычными, сложившимися. Другими словами, по мере решения задач сложившийся стиль деятельности «впитывая» новые приемы, вновь проявляется В целом же применение МВЗ способствует выработке важного умения менять свою деятельность в зависимости от конкретных обстоятельств.
Метод скоростного эскизирования (МСЭ) – так или иначе, включатся во все инструкции, когда предлагается учащимся решать новые задачи и ставится цель диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В подобных случаях по инструкции требуется как можно чаще рисовать все то, что учащиеся представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изображать все конструкции, которые приходят в голову. Благодаря этому приему становится возможным более точно судить о трансформаций образов, устанавливать, то значение, которое имеют понятие и зрительный образ какой-либо конструкция. Самих учащихся это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества.
Метод новых вариантов (МНВ) – заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений. Нужно отметить, что этот методический прием можно применять на любом этапе - не обязательно только после того, как субъект достиг полного решения (в эскизном варианте). Тогда этот метод может стать одновременно и разновидностью метода внезапных запрещений.
Метод информационной недостаточности (МИН) – применяется тогда, когда ставится задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных (направления движения, форма, скорости вращения). Важной модификацией этого приема является использование различных форм представления исходного условия известно, в наиболее удобном виде условие конструкторской задачи включает в себя текст и схему (рисунок). Но можно специально предлагать задачи, исходные условия которых предъявляются только в графической или только в текстовой форме. Особенно эффективным это может быть при изучении особенностей понимания, при выявлении реального запаса знаний учащихся.
Метод информационной перенасыщенности (МИП) – основывается соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезную информацию. Преподаватель сам решает, как применить этот метод: он может предложить учащимся выбрать нужную им информацию или же не говорить о том, что в условии имеется избыток информации.
Метод абсурда (МА) – заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Типичными вариантами абсурдных задач являются задачи на построение вечного двигателя. Можно применять и задачи, так сказать, относительно абсурдные (например, предложить сконструировать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию). Здесь важно иметь в виду, что деятельность учащихся, их конкретные действия, характеризующие специфику мышления, лишь в определенной мере зависят от условия, а главным образом отражают личностные установки, стратегии данного субъекта, его стиль творческой деятельности.
Метод ситуационной драматизации (МСД) – заключается в том, что в зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Эти изменения предназначены для затруднения деятельности учащегося и могут быть самыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает преподаватель («вопросы-помехи»), и кончая разными не предусмотренными обычной процедурой требованиями. Метод внезапных запрещений является разновидностью данного метода.
Каждый из названных методов может сочетаться с другими и иметь ряд модификаций.
Само собой разумеется, что эти методы нужно применять продуманно, дозировать их, учитывая индивидуальные свойства учащихся. В противном случае можно достичь лишь «эффекта полного погашения» и самой деятельности, и желания ею заниматься.
2.4 Кружок как основная форма организации технического творчества
Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений. Сегодня особое внимание уделяется компетентному подходу в образовании. Для педагога – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимися практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Решению данных задач может способствовать только переход на новый тип обучения - инновационный.
Наиболее распространенной организационной формой развития технического творчества учащихся является кружок. Кружок – это добровольное объединение учащихся на основе общего интереса к конкретной отрасли техники или науки.
Кружки чаще всего создаются по проблемному принципу. Этот принцип постепенно идет на смену предметному принципу, на котором часто ещё базируются кружки.
Известно, что любая творческая деятельность предполагает получение новых, ранее неизвестных данных. Но получение результатов, обладающих объективной новизной, как правило, характерно для творческой личности с высоким уровнем общекультурного развития.
Кружок технического творчества можно сравнить с самонастраивающейся системой, а роль руководителя кружка – с ролью настройщика этой сложной системы. Если система работает правильно, то настройщик не вмешивается, но внимательно наблюдает за работой. В случае отклонения от принятых условий настройщик регулирует, подтягивает, ослабляет и т.д. При этом, чем больше самостоятельности в работе кружка, чем активнее самодеятельность кружковцев, тем быстрее и ярче проявляются результаты их воспитания и самовоспитания, тем оперативнее могут быть действия взрослого специалиста.
Активностью учащихся можно управлять надёжно только в том случае, если они сами участвуют в создании условий для проявления и развития их активности в требуемом направлении. Непременным условием развития активности учащихся в научно-техническом творчестве является наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста и материально-техническое обеспечение деятельности этих энтузиастов. Новые программы технических кружков для школ и внешкольных учреждений представляют широкие возможности для повышения действенности воспитания во внеклассной и внешкольной работе учащихся, для дальнейшего развития технического творчества.
§3. Организация кружка технического творчества
3.1 План работы радиокружка «Радиотехник»
Работа кружка проводится по вторникам и четвергам. Кружок рассчитан на учащихся, знающих основы радиотехники.
Цели:
Дидактическая – способствовать закреплению знаний, усовершенствовать умения учащихся при изготовлении светодиодного табло.
Воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности в работе, самостоятельности.
Развивающая – развивать техническое мышление.
№ | Содержание работы | Дата проведения | Ответственный за проведение работы | Примечания |
1 | Организаторская работа |
| 1. Мастер 2. Руководитель кружка |
|
1.1 | Провожу организационно разъяснительную работу | |||
1.2 | Цель: научится разрабатывать и изготавливать светодиодное табло Задачи: разработать и изготовить светодиодное табло | |||
1.3 | Оформление помещения: кружок проводится в радиотехнических мастерских | |||
1.4 | Утверждение: режима работы; плана работы кружка; выбор актива группы |
| 1. Руководитель кружка; 2. Мастер; 3. Группа |
|
2 | Теоретическая работа |
|
|
|
2.1 | Вводное занятие: Цель: ознакомление учащихся с работами по изготовлению светодиодного табло Задача: изготовить светодиодное табло |
| Руководитель кружка |
|
2.2 | Ознакамливаю с планом работы кружка | |||
2.3 | Провожу инструктаж по технике безопасности Раздаю литературу Ознакамливаю с правилами подбора материала | |||
2.4 | Ознакомить с принципами работы микроконтроллеров и микросхем памяти |
| Руководитель кружка |
|
2.5 | Ознакомить с принципами программирования микроконтроллеров | |||
2.6 | Объяснить особенности разработки рисунка печатной платы изделия и программатора |
| Руководитель кружка |
|
2.7 | Объяснить особенности проверки элементов и монтажа их на плату |
| Руководитель кружка |
|
2.8 | Объяснить принципы программирования микроконтроллеров |
| Руководитель кружка |
|
2.9 | Объяснить проверку и настройку готового изделия |
| Руководитель кружка |
|
2.10 | Объяснить принцип изменения данных в памяти изделия и переключения режимов программы |
| Руководитель кружка |
|
3 | Практическая работа |
|
|
|
3.1 | Провести подбор материалов и элементов |
| Руководитель кружка |
|
3.2 | Разработать рисунок печатной платы программатора и изделия | |||
3.3 | Произвести процесс травления и лужения | |||
3.4 | Произвести проверку элементов и монтаж их на печатные платы |
| Руководитель кружка |
|
3.5 | Произвести программирование микроконтроллеров |
| Руководитель кружка |
|
3.6 | Произвести настройку изделия |
| Руководитель кружка |
|
3.7 | Произвести сборку устройства в корпус |
| Руководитель кружка |
|
3.8 | Занести в память устройства данные для вывода на дисплей |
| Руководитель кружка |
|
4 | Оснащение работы кружка |
|
|
|
4.1 | Количество рабочих мест 10 |
| За сохранность оборудования и инструментов несёт мастер |
|
4.2 | Инструменты: 1. Пинцеты – 10 2. Паяльники – 10 3. Кусачки – 10 4. Мультиметры – 10 5. Компьютер (ноутбук) – 1 6. Канцелярские принадлежности | |||
4.3 | Материалы: 1. Моток провода – 5 м. 2. Текстолит – 2,5 м2. 3. Припой - 100 г. 4. Флюс – 300 г. 5. Хлорид железа – 700 г. |
В конце работы кружка провести выставку светодиодных табло по работоспособности и творческому подходу к написанию программ (различные эффекты, отображаемая информация и т.д.).
3.2 Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества
1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое.
2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка.
3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одного возраста и имели одинаковую подготовку. Только в этом случае возможна правильная педагогическая постановка всей учебной работы в кружке.
Обычно кружки создаются отдельно для учащихся младших классов и отдельно для старших.
4. В кружке должно быть не более 15 человек. Занятия проводятся один-два раза в неделю по два часа.
5. При организации кружка руководитель учитывает занятость членов кружка в школе.
6. Свою работу кружок, как правило, начинает в сентябре, а заканчивает в апреле.
7. Перед началом работы кружка полезно провести научно-технический вечер, сбор или экскурсию.
8. Итогом работы кружка - его общественным отчетом - является выставка работ юных техников, которую организуют в конце учебного года. Важно, чтобы итоговая выставка наглядно показывала результаты работы юных техников и давала перспективы будущей работы кружка.
9. Трудовая деятельность учащихся в кружке не должна носить ремесленнический характер. Необходимо, чтобы технический кружок расширял кругозор учащихся, будил бы их творческую мысль, ставил бы перед юными техниками посильные общественно-полезные задачи. Очень важно, чтобы кружковцы видели результаты работы и испытывали гордость за свой труд.
Иные руководители кружков строят свою работу целиком на моделировании, на изготовлении приборов и моделей по рецептурным описаниям. Следовательно, всю творческую работу в кружке они подменяют слепым механическим копированием образцов. Стремясь сделать больше моделей, чтобы блеснуть на итоговой выставке, члены такого кружка работают, не понимая принципа действия изготовляемой модели или прибора, не зная, почему следует делать так, а не иначе.
Такие кружки, в которых учащиеся работают вслепую, не осознавая процесса производства, не могут быть одобрены: они не расширяют знания кружковцев, не прививают детям конструкторских навыков.
10. Руководитель технического кружка должен обязательно знакомить членов кружка с основными теоретическими вопросами, с элементами конструирования моделей и техническим расчетом отдельных узлов; причем занятия кружка ни в коем случае не могут повторять программу урока.
Малоопытный руководитель может в кружковых занятиях сбивается на проторенный путь уроков с несколько иным учебным содержанием. Учащиеся это быстро чувствуют, и интерес к занятиям у них ослабевает.