Обоснование особенностей учебно-воспитательного процесса в кружках технического творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: поиск путей развития творческих способностей и практических навыков учащихся в кружках технического творчества является актуальной проблемой современности.
Объект исследования: внеурочная работа в кружке «Радиотехник».
Предмет исследования: научное обоснование особенностей учебно-воспитательного процесса в кружке технического творчества.
Гипотеза исследования: во внеурочной работе в кружке «Радиотехник», при применении проблемного метода обучения, происходит развитие творческих способностей учащихся.
Цель данной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме и разработать рекомендации учителю технологии по развитию у учащихся технического творчества.
Задачи исследования:
Проанализировать развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий в кружке «Радиотехник».
Разработать практические рекомендации для учителей.
Разработать план проведения кружковой работы, сообразуясь с правилами техники безопасности.
Практическая значимость: развитие творческих способностей учащихся является основой для усвоения знаний художественного и технического проектирования, приобретения практических навыков, что может быть эффективным средством гармонизации отношений человека с миром техники и искусства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
§1. Сущность технического творчества
1.1 Общая характеристика технического творчества…………………….……5
1.2 Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся……………………………………………………………………….…9
§2. Развитие творческого и технического мышления у учащихся
2.1 Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся………………..14
2.2 Природа творческого мышления………………………………….…….….20
2.3 Методы развития технического мышления у учащихся……………….…21
2.4 Кружок как основная форма организации технического творчества…....26
§3. Организация кружка технического творчества
3.1 План работы радиокружка «Радиотехник»………………………….…….28
3.2 Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества…………….31
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………….………………………………..43

Работа содержит 1 файл

полная.doc

— 282.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……3

§1. Сущность технического творчества

1.1 Общая характеристика технического творчества…………………….……5

1.2 Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся……………………………………………………………………….…9

§2. Развитие творческого и технического мышления у учащихся

2.1 Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся………………..14

2.2 Природа творческого мышления………………………………….…….….20

2.3 Методы развития технического мышления у учащихся……………….…21

2.4 Кружок как основная форма организации технического творчества…....26

§3. Организация кружка технического творчества

3.1 План работы радиокружка «Радиотехник»………………………….…….28

3.2 Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества……………………………………………….……………………….31

Заключение………………………………………………………………………41

Список использованной литературы………….………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В поисках различных средств повышения готовности учащихся школ к производительному труду, нам ни в коем случае нельзя обойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, да и вообще одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности – личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, казалось бы, чего проще; бери и учи учащихся творчеству – техническому, научному, художественному. Но обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода.

Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество – это прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремлённость, воля к победе.

В техническом творчестве взрослых сегодня видят своеобразный «мост» от науки к производству.

Актуальность исследования: поиск путей развития творческих способностей и практических навыков учащихся в кружках технического творчества является актуальной проблемой современности.

Объект исследования: внеурочная работа в кружке «Радиотехник».
Предмет исследования: научное обоснование особенностей учебно-воспитательного процесса в кружке технического творчества.
Гипотеза исследования: во внеурочной работе в кружке «Радиотехник», при применении проблемного метода обучения, происходит развитие творческих способностей учащихся.
Цель данной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме и разработать рекомендации учителю технологии по развитию у учащихся технического творчества.

Задачи исследования:

Проанализировать развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий  в кружке «Радиотехник».

Разработать практические рекомендации для учителей.

Разработать план проведения кружковой работы, сообразуясь с правилами техники безопасности.

Практическая значимость: развитие творческих способностей учащихся является основой для усвоения знаний художественного и технического проектирования, приобретения практических навыков, что может быть эффективным средством гармонизации отношений человека с миром техники и искусства.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» в 2011 учебном году в течение двух месяцев.

Если мы посмотрим в словарь Даля слово изобретение означает - новое, техническое решение задачи, обладающее существенным отличием, дающее экономический эффект. Изобретательская деятельность позволяет быстрыми темпами модернизировать старую и создать новую технику и технологию, обеспечить снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. Успехи ведущих зарубежных предприятий, фирм обусловлены наличием у них высококачественной машинной техники и оборудования и являются результат создания совершенных условий, истинно творческой массовой деятельности в области технического изобретательства, оперативного внедрения результатов в практику. Неудачи страны в развитии экономики связаны в основном с отсутствием, наряду с другими причинами: системного подхода к обучению, воспитанию и развитию изобретательских начал личности; условий для массовой творческой деятельности и др.

 

 

§1. Сущность технического творчества

1.1 Общая характеристика технического творчества

 

В системе творчества можно выделить определенный круг объектов психологического изучения. Это проблема сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры, особенностей протекания; проблема творческой личности, особенностей ее формирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективного творчества; проблема продукта творческой деятельности: проблема обучения творчеству, активизации и стимуляции творческой деятельности и некоторые другие. Остановимся достаточно подробно на каждой из этих проблем, но постараемся хотя бы в общих чертах коснуться некоторых наиболее естественных аспектов творческой деятельности.

Попутно отметим, что в различное время в определениях сущности творчества и творческой деятельности отражались меняющиеся представления об этом важном феномене. В одном из наиболее авторитетных философских словарей начала двадцатого века составленном известным философом-идеалистом Э. Л. Радловым, отмечалось, что творчество связано с созданием чего-либо, что в наибольшей степени способность к творчеству присуща божеству, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия. Наряду с такого рода утверждениям и обращалось внимание на наличие неосознаваемых процессов в структуре творческого процесса. Затем по мере научного изучения различных видов творчества менялись и отношение к нему в целом, и определения, даваемые творчеству. В последнее время больше всего внимания обращается на то, что с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого никогда ранее не было; творчество проявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новые материальные и духовные ценности. «Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)».

В определениях творчества, речь идет о создании чего-то нового, отличающегося от уже существующего. Хотя с психологической точки зрения некоторые из имеющихся определений слишком категоричны (когда речь идет о создании «никогда ранее не бывшего»), тем не менее главное в определении творчества связано именно с созданием того или иного продукта (материального или духовного), который характеризуется оригинальностью, необычностью, чем-то существенно по форме и содержанию отличается от других продуктов такого же предназначения. В психологическом плане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживаются как новое субъективно. Если с философской, социально-экономической точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, что связано с созданием никогда ранее не бывшего продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике, а особенно в практике усвоения ребенком-дошкольником, школьником, молодым рабочим новых понятий, решения задач, которые являются для него новыми, мы часто имеем дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей в виде понятия, знания, умения, решения задачи, создания детали и т.д. В этом смысле мы можем говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности.

Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного.

Другой момент имеет отношение к масштабам творческой деятельности. В общественной практике, как правило, творчество измеряется такими категориями новизны, как открытие, изобретение, рационализация. В последнее время много говорится об инновационной (нововведенческой) деятельности, сопряженной с внедрением в организационно-технологические процессы чего-то нового. Но такого рода деятельность можно подвести под рационализаторскую.

Если ориентироваться на такое рабочее определение творчества, то представляется целесообразным связывать его с решением новых задач или с нахождением новых способов решения ранее решавшихся задач, с решением различного рода проблем, ситуационных затруднений, которые возникают в производственной и обыденной жизни.

Прежде чем перейти к рассмотрению структуры творческого решения новой задачи остановимся обзоре видов технического творчества. К числу видов профессионального творчества можно отнести изобретательство, конструирование, рационализацию, дизайн.

Между всеми названными видами технического творчества существует тесная взаимосвязь. В первый период интенсивного развития техники такого разделения не наблюдалось, и в научной литературе речь шла в основном об изобретательской деятельности. Ныне существует научно-практическое разделение открытия, изобретения и рационализаторского предложения, которое к тому же реализуется не только по отношению к техническим объектам. Так, под открытием понимается установление ранее неизвестного объективно существующего свойства или явления. Изобретением называют существенно новое решение проблемы, задачи, имеющее положительное значение для производства, культуры и т.д. Изобретения разделяются на конструктивные (устройства), технологические (способы) и связанные с созданием новых веществ. Под рационализаторским предложением понимается локальное (в отличие от изобретения, которое имеет всеобщее значение) решение той или иной задачи по улучшению функционирования уже известной техники в новой конкретной обстановке (например, в каком-то цехе завода, но не в масштабах всего завода, а тем более всего производства). Понятно, что в определенных случаях рационализаторское предложение может быть изобретением.

В практике конструированием принято считать первый этап и конструкторами называют тех, кто создает машину графическими средствами.

Конструирование может «вплетаться» и в изобретательскую» и в рационализаторскую деятельность, если для их осуществления необходимо создание тех или иных конструкций. Практическое различие между изобретательством, конструированием и рационализацией нужно искать в характере целей, которые преследует каждый из видов деятельности. Изобретательство направлено на решение технической проблемы, задачи в целом; конструирование - на создание конструкции; рационализация - на улучшение использования существующей техники (мы берем только аспект, связанный с решением технических проблем). Таким образом, можно сказать так: изобретателя интересует в первую очередь конечный эффект, функция, конструктора - устройство, выполняющее функцию, а рационализатора - более рациональное использование готового устройства для каких-то частных целей.

Есть и другое психологически существенное различие. Как правило, изобретательские и рационализаторские задачи находят, ставят перед собой сами инженеры, техники; в этом смысле изобретатели и рационализаторы а какой-то мере стихийные профессионалы. Конструкторы же получают задачу {техническое задание) извне; они являются организованными профессиональными работниками с определенной регламентацией и иерархические распределением официальных ролей.

Что касается дизайна, то этот-термин обозначает то же, что и художественное конструирование. Дизайн как разновидность конструирования получил распространение в последние годы и приложим в первую очередь к тем видам конструирования (в том числе и техническое го), где речь идет о создании объекта с определенными эстетическими характеристиками. «Простое» техническое конструирование и конструирование художественное нельзя полностью отождествлять. Однако у них всегда сохраняется принципиальное тождество - и то и другое направлено на создание структур с определенными функциями, но в художественном конструировании особую роль играет эстетический фактор.

Что касается понятия «конструктивно-техническая деятельность», которое имеет широкое хождение в психологической литературе, то оно практически совпадает с понятием «проектно-конструкторская деятельность», но, как правило, имеет отношение к деятельности учащихся средней школы. Решение конструктивно-технических задач связано со сравнительно простыми формами конструирования.

Таким образом, под конструктивно-технической деятельностью мы понимаем допрофессиональную форму технического творчества. Из сказанного нетрудно понять, что на практике мы чаще всего имеем дело не с «чистыми» видами технического творчества, а с «гибридами». Так, реализация изобретения требует создания определенной конструкции, а то и само изобретение сводится к тому или иному техническому устройству и т.д.

 

1.2 Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся

 

Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в определенной области. Интуиция приходит как вознаграждение за труд.

Специфичность акта творчества заключается во внезапном озарении, в осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в охвате элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач. Поиск решения творческой задачи чаще всего продолжается в подсознании, причем сам процесс обработки информации при этом не осознается (в осознании отражается лишь результат решения).

Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями человека (рис. 1).

 


Рис. 1

 

Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческому воображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и развитии общества. Эта способность должна постоянно развиваться, стимулироваться и тренироваться (рис. 2).

 

Рис. 2

 

Активизация творческого мышления предполагает знание факторов, отрицательно влияющих на него (рис. 3).


Рис. 3

 

Противоположностью творческого воображения является психологическая инерция мышления, связанная со стремлением действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов и т.п. Процесс технического творчества учащихся можно представить как решение специально подобранной системы учебных и производственных технических задач. В связи с этим задания следует формировать таким образом, чтобы исключить возможность психологической инерции и ее отрицательного влияния на творчество. Без упорства, настойчивости и целенаправленности творческие достижения немыслимы.

В техническом творчестве материалистическая диалектика и системный подход составляют единое направление в развитии современного научного познания. Элементы теории познания являются основными методологическими средствами технического творчества, к которым также относятся методы инженерного творчества (рис. 4).



Рис. 4

 

Принимая во внимание довольно большое разнообразие методов инженерного творчества и то, что их число продолжает расти, возникает вопрос: какому методу или каким методом рекомендуется в первую очередь обучать учащихся. Опытные педагоги и методисты считают, что целесообразно обучать какому-либо одному методу или нацеливать учащихся на освоение сразу всех имеющихся подходов и методов. Сначала учащиеся должны научиться свободно пользоваться небольшим набором из трех - пяти методов. Например, это могут быть широко используемые в творческой деятельности методы: (рис. 5).


Рис. 5

Информация о работе Обоснование особенностей учебно-воспитательного процесса в кружках технического творчества