Обогащение словаря у дошкольников с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей усвоения словаря у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: приемы обогащения словаря у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности словаря у дошкольников с ОНР.

Содержание

Введение 3
§1. Системная организация словаря. 4
§2. Особенности развития словаря у детей в норме 6
§3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
§4. Особенности развития словаря в патологии 16
§5. Методы и приемы обогащения словаря детей с ОНР 20
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы.

обучение отгадыванию  загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

отгадывание загадок  должно сопровождаться рассуждениями  и доказательствами, объяснениями образного  описания;

придумывание загадок  самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;

загадывание и отгадывание  загадок следует проводить в  игровой форме.

Большая роль в активизации  словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Исключительные возможности для развития словаря создаёт творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка расширяется кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию словаря включает ряд этапов: обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

 

Заключение

Как и в норме, так  и в патологии, развитие детской  речи представляет собой сложный  и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Впервые научное объяснение такой речевой недостаточности было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития.

Из обзора специальной литературы все вопросы, касающиеся особенностей развития речи, освещаются при описании речевых нарушений у детей на третьем уровне речевого развития.

По данным педагогической литературы одной из выраженных особенностей речи с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются трудности в назывании многих прилагательных; в глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает; трудно усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др. Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи 3 уровня является неточность употребления слов, замены слов, относящихся к одному семантическому полю, входящих в одно родовое понятие. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.

Таким образом, анализируя специальную литературу можно сделать вывод, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря.

При развитии словаря  дети упражняются в составлении  фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают  ряд языковых средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям, что и является основой для развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируется, и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает точные названия предметов и явлений их качеств и взаимосвязей.

Дети с общим недоразвитием  речи не могут спонтанно стать  на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется  длительное специальное коррекционное  воздействие.

 

Список используемой литературы.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158с.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
  3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
  4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: в 5кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интелеутуальной недостаточностью. – 479 с. (Библиотека учителя - дефектолога).
  5. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
  6. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 400 с.
  7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2000. – 128 с.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
  9. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
  10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

 


Информация о работе Обогащение словаря у дошкольников с ОНР III уровня