Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей усвоения словаря у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: приемы обогащения словаря у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности словаря у дошкольников с ОНР.
Введение 3
§1. Системная организация словаря. 4
§2. Особенности развития словаря у детей в норме 6
§3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
§4. Особенности развития словаря в патологии 16
§5. Методы и приемы обогащения словаря детей с ОНР 20
Заключение 28
Список используемой литературы 30
загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы.
обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;
загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Исключительные возможности для развития словаря создаёт творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка расширяется кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию словаря включает ряд этапов: обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.
Заключение
Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Впервые научное объяснение такой речевой недостаточности было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития.
Из обзора специальной литературы все вопросы, касающиеся особенностей развития речи, освещаются при описании речевых нарушений у детей на третьем уровне речевого развития.
По данным педагогической литературы одной из выраженных особенностей речи с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются трудности в назывании многих прилагательных; в глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает; трудно усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др. Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи 3 уровня является неточность употребления слов, замены слов, относящихся к одному семантическому полю, входящих в одно родовое понятие. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.
Таким образом, анализируя специальную литературу можно сделать вывод, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря.
При развитии словаря дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям, что и является основой для развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируется, и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает точные названия предметов и явлений их качеств и взаимосвязей.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.
Список используемой литературы.
Информация о работе Обогащение словаря у дошкольников с ОНР III уровня