Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей усвоения словаря у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: приемы обогащения словаря у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности словаря у дошкольников с ОНР.
Введение 3
§1. Системная организация словаря. 4
§2. Особенности развития словаря у детей в норме 6
§3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
§4. Особенности развития словаря в патологии 16
§5. Методы и приемы обогащения словаря детей с ОНР 20
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Еще больше трудностей возникает у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный), тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий)
Это свидетельствуют о неточном значении слов короткий, длинный, высокий, низкий, о трудностях группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.
Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит).
Это свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов. Исследования показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении слова. Случаи объединения глаголов на основе общих приставок немногочисленны и наблюдаются лишь у детей с нормальным речевым развитием.
Таким образом, особенности развития словаря детей с ОНР и детей
в норме показывает, что у дошкольников
выявляются различия объеме активного
и пассивного словаря, в объяснении значения
существительных, прилагательных, глаголов,
наречий, числительных. Исследования показывают,
что способы объяснения у дошкольников
с нормальным речевым развитием и дошкольников
с общим недоразвитием речи различны.
§ 5. Методы и приемы обогащения
словаря детей с ОНР.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
расширение объема словаря
параллельно с расширением пред
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
организация семантических полей, лексической системы;
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь
Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны [6, с. 107].
Первая группа включает методы:
а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся с целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Речевой образец (называние), педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься чётко, внятно. Используются специальные приёмы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми.
Очень важно варьировать
методику повторений. Рекомендуется
повторение как: буквальное индивидуальное
и хоровое воспроизведение
Речевой образец педагогом часто сопровождается
пояснением слов, толкованием их смысла.
При пояснении значений слов, прежде всего,
обращают внимание ребёнка на функции
предметов; при объяснении этимологии
мотивированных названий также подчёркивают
функцию предмета (самосвал – грузовой
автомобиль, который сам сваливает, сгружает;
пешеходы – люди, которые пешком ходят,
и т.п.).
Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием. Картина, в данном случае, даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.).
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов. Используются специально созданные дидактические картины (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть?», «Времена года»), а так же репродукции картин известных художников ( И.И. Шишкина, И.И. Левитана и других). Важно точно определить объём знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приёмы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).
Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В связи с этим работа над лексическим значением слов углубляет понимание замысла автора. В программном содержании наряду с воспитательными задачами целесообразно так же определять и объём, и характер работы над словом. Это может быть не только лексика, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поёт зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит», «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна».
Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки. С ними можно связать много полезных для ребёнка объяснений.
Вторая группа методов
словарной работы используется для
закрепления и активизации
Рассматривание игрушек использ
Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причём первый предшествует второму. Например, сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей», или дети рассматривают овощи и фрукты, а потом – играют в «Чудесный мешочек».
Рассматривание картин направленно на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определённые (заранее им отобранные) слова и сочетания. Вопрос является основным приёмом работы над словом.
Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся.
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт» Кому угощение?», «Назови части предмета», «Животные и их детеныши», «Скажи ласково», «Один — много», «Кто как разговаривает?», «Составь предложение», «Кто как передвигается?», «Кто чем занимается?», «Из чего сделано?», , «Угадай игрушку», «Добавь слова», «Где кто стоит», «Скажи наоборот», «Хлопните в ладоши»и др.
«Чудесный мешочек» (может проводится с использованием игрушек разных категорий).
Дидактические задачи: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные).
Игровые правила: достать предмет, назвать его, рассказать, какой он (усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нём рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван).
Игровые действия: ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.
«Подбери посуду для куклы».
Дидактические задачи: закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (название предметов посуды).
Игровое правило: отобрать нужную посуду для повара, для угощения куклы чаем.
Игровые действия: выбор посуды и её доставка персонажу.
Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».
Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил. Существуют разные виды упражнений лексические и словарные. Лексическими называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов. Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.
Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направленно на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
Многостороннее влияние на речь детей способствует загадывание и отгадывание загадок. Этот метод позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, помогает детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. На основе учёта характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к их применению в целях развития словаря:
загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
Информация о работе Обогащение словаря у дошкольников с ОНР III уровня