Обогащение словаря у дошкольников с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей усвоения словаря у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: приемы обогащения словаря у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности словаря у дошкольников с ОНР.

Содержание

Введение 3
§1. Системная организация словаря. 4
§2. Особенности развития словаря у детей в норме 6
§3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
§4. Особенности развития словаря в патологии 16
§5. Методы и приемы обогащения словаря детей с ОНР 20
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

 

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ


 

Факультет гуманитарный

Специальность логопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Логопедия

на тему: "Обогащение словаря у дошкольников с ОНР III уровня"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка III курса

заочной формы  обучения

группы ПЛ-132-08

Галкина Г. А.

Руководитель Мерзлякова В. П.

 

 

 

 

Допустить к  защите

Зав. кафедрой

__________/_____________/

«___» ____________ 2011г.

 

 

Подольск 2011

 

 

Оглавление

 

Введение 3

§1. Системная организация словаря.  4

§2. Особенности развития словаря у детей в норме  6

§3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10

§4. Особенности развития словаря в патологии 16

§5. Методы и приемы обогащения словаря детей с ОНР 20

Заключение  28

Список используемой литературы 30

 

 

 

Введение

Развитие речи дошкольника  очень важно для его дальнейшего  развития. Хорошо владеющий речью  ребенок сможет успешно излагать свои мысли, а также мысли, изложенные в школьных учебниках. Речь такого ребенка  будет характеризоваться логичностью, последовательностью, убедительностью.

Дети с нарушениями  речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе  и сохранном интеллекте. Нарушения  речи многообразны, они могут, проявляются  в нарушении произношения, грамматического  строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Как показывают исследования, первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы.

Цель исследования: изучение особенностей усвоения словаря у  дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

    1. изучить литературу по данной проблеме;
    2. рассмотреть особенности развития словаря у нормально-развивающихся дошкольников;
    3. дать характеристику детей с ОНР;
    4. рассмотреть особенности словаря у дошкольников с ОНР;

Объект исследования: особенности словаря у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: приемы обогащения словаря у дошкольников с ОНР.

 

§ 1. Системная организация словаря.

 

Обогащение словаря, его  закрепление и активизация занимают очень большое место в общей  системе педагогической деятельности. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, грамматическое оформление, семантическая валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важность о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.

Главной особенностью слова  является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным  явлением действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается. Например, слово стол указывает на определенный предмет – стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня стил, постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.

Следует различать значение и смысл слова. Смысл – это  содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они  входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями  с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля, или так называемые вербальные сети. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.

 

§2. Особенности развития словаря у детей в норме.

 

В развитии словаря детей  дошкольного возраста выделяют две  стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его  рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [6, с.-24]

Особенно быстро увеличивается  число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей  с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значения слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность» [6, с.- 95]. Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова [6, с. - 53]. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает жесты, интонацию и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:

первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ  только одного предмета. Слово несколько  раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь.

вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ  ряда однородных предметов. Значение слова  здесь шире.

третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп  предметов, имеющих общее назначение.

четвертая степень обобщения - слово достигает стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения. Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Первые слова своеобразны. Эти слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

Четкая предметная отнесённость возникает с самых ранних этапов жизни ребёнка и является продуктом развития. Уже с 10-11 мес., по данным Ф.И. Фрадкиной, ребёнок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.

После 4 – 5 лет дети, владеющие  речью, относят новое слово уже  не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Таким образом, наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. 

Л. С. Выготский обращал  внимание на то, что одно и то же слово  при отнесенности к предметам  и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное [6, с. - 99]. Он показал, что на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой, так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

К старшему дошкольному  возрасту, дети овладевают лексикой и  другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно  становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными (А.В. Захарова).

Уточнение смыслового содержания слов к 6 - годам ещё только набирает силу. Это связано с усвоением  новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи .

Словарь дошкольников активно  обогащается за счёт слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причём новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

 

§ 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.

 

Впервые теоретическое  обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никишина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.). Изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР).

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

По своему клиническому составу ОНР объединяет разных детей и среди них можно выделить три основные группы:

I группа, так называемый неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.;

Информация о работе Обогащение словаря у дошкольников с ОНР III уровня