Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей влияния социального патронажа на процесс реабилитации неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы.
2. Теоретически обосновать педагогический процесс реабилитации неблагополучных семей.
3. Определить показатели и критерии эффективности процесса реабилитации кровных семей.
4. Обобщить педагогический опыт работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа……...………………………………..6
1.1. Особенности педагогического процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа..…….………………………………..6
1.2. Технология социального патронажа...………………………………………10
1.3. Характеристика неблагополучных семей…………………………………..14
Глава 2. Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа ………………...……....19
2.1. Организация и методы исследования………………………………………19
2.2. Результаты исследования……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..28
Литература…………………………...……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальный патронаж.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

                  индивидуальные беседы с каждым из членов семьи по любой проблеме как в Центре так и на дому.

                  защита прав и интересов семьи перед официальными и властными структурами.

                  сотрудничество со специалистами других ведомств по вопросам помощи семье.

Методы работы с неблагополучными семьями:

1. Проблемы социально – демографического характера:

Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.) Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию.

2. Проблемы социально – психологического характера:

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.

3.Проблемы социально – педагогического характера:

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции. Сопровождение ребёнка социальным педагогом. Привлечение ребёнка к посещению Центра

4.Проблемы социально – криминогенного характера:

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.) Консультация ребёнка в психолого - медико - педагогической комиссии и определение программ обучения. Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).


Заключение

В ходе исследования мы обосновали актуальность проблемы.

В современных кризисных условиях именно семья получила больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию [11].

Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс кризиса семьи. Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где ссоры родителей между собой отражаются на воспитании детей. Усилилась криминальная обстановка [25].

Изучая литературу по вопросам работы с неблагополучными семьями; особенности процесса их реабилитации, технологии социального патронажа как средства реабилитации неблагополучных семей, мы теоретически обосновали педагогический процесс реабилитации неблагополучных семей и технологию социального патронажа.

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху.

Общая классификация неблагополучных семей [9]:

1.      Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

2.      Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3.      Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

4.      Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

На работу с семьями, положение в которых расценивается как социально опасное, и опасное в первую очередь для детей, направлена деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [9].

В современных условиях социальный патронаж – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль  за тем, как эти процессы протекают [3].

Социальный патронаж ориентирован не на пассивное потребление поддержки и услуг клиентами, а на формирование у них адекватной жизненной позиции путём развития социальных навыков, повышения его социальной компетентности и способности к адаптации в обществе. И основная его задача – укрепление жизнедеятельности ребёнка в семье, а не изъятие его из семьи [21].

Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое – нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». Несомненно, какое бы большое место в развитии ребенка ни занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут родители.


Литература:

1.      Авдеева, Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) [Текст] / Н.Н. Авдеева // Психологический журнал. - 1990. - № 1. - С. 39.

2.      Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер - СПб.: Гуманитарное агентство «Акад. проект», 1997. - 251 с.

3.      Адресный социальный патронаж семьи и детей [Текст]: Научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160с.

4.      Алексеева, Л.С. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей [Текст] / Л.С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков // Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85

5.      Барабанова, В. В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать: Проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Барабанова. - М.: Дом, 1995. - С. 25- 26.

6.      Беляева, Д. Формы семейного устройства [Текст] / Д. Беляева // http://www.nashi-deti.ru/family_forms/foster_home/

7.      Беляков, В. В. О некоторых истоках и причинах современного сиротства [Текст]: Актуальные проблемы современного детства / В.В. Беляков. - М.: Просвещение, 1993. - С. 38-41.

8.      Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст]:  книга для учителей и родителей / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

9.      Грачева, В.А. Супруги, родители, дети: их права и обязанности [Текст] / В.А. Грачева. - М.: Просвещение, 2004. – 218 с.

10. Кустов, А.М. Региональная модель защиты детства и семьи [Текст] / А.М. Кустов // Народное образование. – 2004. - № 7. – С. 34-37.

11. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы [Текст] / В.Н. Мясищев. – Ленинград: Изд-во «Финист», 1960. - 237с.

12. Нечаева, А.М. Споры о детях [Текст] / М.: Просвещение, 2005. – 350с.

13. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факторы, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 351с.

14. Окленд, В. Окна в мир ребенка [Текст] / В. Окленд. - М.: «Фолиум», 1997. - 336с.

15. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии [Текст] / И.И. Осипова // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – №3. – С. 56-65

16. Панов, А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом [Текст] / А.М. Панов //Социальное обслуживание. – 2005. – №1. – С. 59-75

17. Рыбинский, Е.М. Актуальные проблемы современного детства [Текст]: выпуск третий / Е. М. Рыбинский. – М: НИИ детства Рос. дет. фонда, 1994. -120 с.

18. Северный, А.М. Региональная модель защиты детства и семьи. [Текст] / А.М. Северный // Народное образование. - 2004. - № 7. – С. 12-13.

19. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

20. Словарь - справочник по социальной работе [Текст] / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.

21. Социальная геронтология [Текст]: Словарь справочник. / Авт.-сост. Н.Ф. Басов. – М., 2000. - 242 с.

22. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. -  М.: Просвещение,1999. - 364с.

23. Харченко, О. В. Усыновление, опекунство, патронаж, попечительство, опека, патронат, патронатное воспитание, приемная семья [Текст]  / О. В. Харченко //  http://www.d-fond.ru/orphans/adopt.html

24. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.

25. Чегот, Д.М. Брак, семья, закон (социально-правовые очерки) [Текст] / М.: Просвещение, 2004. – 170 с.

30

 



Информация о работе Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа