Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей влияния социального патронажа на процесс реабилитации неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы.
2. Теоретически обосновать педагогический процесс реабилитации неблагополучных семей.
3. Определить показатели и критерии эффективности процесса реабилитации кровных семей.
4. Обобщить педагогический опыт работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа……...………………………………..6
1.1. Особенности педагогического процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа..…….………………………………..6
1.2. Технология социального патронажа...………………………………………10
1.3. Характеристика неблагополучных семей…………………………………..14
Глава 2. Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа ………………...……....19
2.1. Организация и методы исследования………………………………………19
2.2. Результаты исследования……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..28
Литература…………………………...……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальный патронаж.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Социальный патронаж – это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, жилищно-коммунальных особенностей.

Социальный патронаж ориентирован не на пассивное потребление поддержки и услуг клиентами, а на формирование у них адекватной жизненной позиции путём развития социальных навыков, повышения его социальной компетентности и способности к адаптации в обществе. И основная его задача – укрепление жизнедеятельности ребёнка в семье, а не изъятие его из семьи [21].

Цель социального патронажа - разработка индивидуально для каждой семьи программы реабилитации.

Функции социального патронажа [3]

                  изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);

                  комплексное и системное воздействие на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;

                  обеспечение последующего социальною контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана [3].

Социальный патронаж предполагает совместную деятельность специалистов по социально-педагогической реабилитации. Это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, жилищно-коммунальных особенностей.

Этапы технологии социального патронажа

Стадии процесса социального патронажа по Панову А.М.:

                  Постановка социального диагноза - выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.

                  Вмешательство патронажной службы и с ее помощью - других социальных служб в семейную ситуацию.

                  Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

                  Проблемный анализ - совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.

                  Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.

                  Социальная терапия - непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.

                  Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

                  Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации. [16]

Безусловно, данная схема - это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников [16, с. 65].

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов [3]:

                  системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы;

                  комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов;

                  оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем;

                  укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности; [24]

                  приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры;

                  уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения);

                  дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума [22];

                  адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

                  создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора. [3]

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий [4].


1.3. Характеристика неблагополучных семей

Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – все это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Все: и слова, и поступки, и поведение родителей – играет свою роль в воспитании ребенка [14].

Социальный патронаж рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [19]:

1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

      конфликтные семьи;

      асоциальные семьи;

      семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

2.      семьи со скрытой (внутренней) формой неблагополучия:

      недоверчивая семья;

      легкомысленная семья;

      семьи, ориентированные на успех ребенка;

      псевдовзаимные семьи;

      псевдовраждебные семьи.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

      формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер

      проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне)

      проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье

      ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. [8]

Конфликтные семьи

Признаки семьи:

      в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи

      конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия

      конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение. [23]

Ребенок в конфликтной семье.

      испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

      душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;

      напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей;

      ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду. [17]

Асоциальные семьи

Признаки семьи:

      размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка;

      отрицание. Многое в жизни асоциальной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг;

      непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения;

      недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. [1]

Ребенок в асоциальной семье:

                  оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми;

      ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации;

      ·испытывают страхи и тревожные предчувствия;

      слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей. [17]

Неполные семьи

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

      Разведенная семья

      Осиротевшая семья

      Мать-одиночка с ребенком

Признаки семьи:

      нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей;

      менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);

      затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

      становится возможным формирование избыточной привязанности к матери. [7]

Семьи со скрытой формой неблагополучия:

      внешне респектабельные семьи, но в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. [13]

Недоверчивая семья:

Признаки семьи:

      повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;

      слабые контакты с окружающими;

      нередки длительные конфликты с родственниками;

      в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка. [15]

Ребенок в недоверчивой семье:

      у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;

      подозрительность, агрессивность, нарушение контактов;

      непризнание детьми ошибок и собственной вины;

Информация о работе Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа