Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:17, курсовая работа
Цель: исследование особенностей влияния социального патронажа на процесс реабилитации неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы.
2. Теоретически обосновать педагогический процесс реабилитации неблагополучных семей.
3. Определить показатели и критерии эффективности процесса реабилитации кровных семей.
4. Обобщить педагогический опыт работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа.
Введение………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа……...………………………………..6
1.1. Особенности педагогического процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа..…….………………………………..6
1.2. Технология социального патронажа...………………………………………10
1.3. Характеристика неблагополучных семей…………………………………..14
Глава 2. Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа ………………...……....19
2.1. Организация и методы исследования………………………………………19
2.2. Результаты исследования……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..28
Литература…………………………...……………………………………………
трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха. [13]
Легкомысленная семья
Признаки семьи:
отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;
склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;
семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить;
семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты. [2]
Ребенок в легкомысленной семье:
вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами. [8]
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;
срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома). [7]
Псевдовзаимные семьи:
поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.
Псевдовраждебные семьи:
наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.
Ребенок в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным;
проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование. [15]
индивидуально-
систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);
доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;
уважение норм и ценностей семьи.
Глава 2 Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа.
2.1. Организация и методы исследования
Для исследования социального патронажа как средства реабилитации мы использовали один из специфических методов изучения практики – обобщение педагогического опыта.
Это метод изучения практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске специалистов учреждения, эффективности и доступности рекомендаций науки.
Организационная база исследования – ООО «Центр восстановительных технологий «Юг».
Этапы исследования, задачи и методы:
1 этап. Установочный
Задачи: Решение организационных вопросов.
Методы:
собеседование.
Для достижения цели и реализации задач мы установили взаимодействие с организационной базой исследования. На данном, установочном, этапе мы провели собеседование с социальным педагогом – специалистом, осуществляющим социальный патронаж. Совместно мы решили организационные вопросы и спланировали наше дальнейшее сотрудничество.
2 этап. Описательный
Задачи: Сбор эмпирического материала о практической деятельности.
Методы:
наблюдение;
беседа;
изучение документов и материалов.
В течение нескольких последующих встреч мы ознакомились с основными документами и формами, необходимыми при социальном патронаже: лист результативности, индивидуальная программа реабилитации, индивидуальный план стабилизации патронирования, характеристики, запросы, ответы на них и др. Нам была предоставлена возможность понаблюдать за работой социального педагога с неблагополучными семьями, и консультациями психолога. После каждого наблюдения мы беседовали со специалистами, уточняли, задавали интересующие вопросы.
3 этап. Аналитический
Задачи: выделение структурных компонентов опыта (цели, содержание, формы, методы, средства) и их взаимосвязей.
Методы:
анализ;
изучение документов и материалов.
Полученную в ходе взаимодействия с ЦВТ «Юг» информацию мы проанализировали, выявили функции отдельных компонентов, их значение в технологии социального патронажа. Работали с соответствующими документами.
4 этап. Обобщающий
Задачи: выявление индивидуального, типичного в конкретном педагогическом опыте.
Методы:
обобщение;
сравнительный анализ.
Перед непосредственной совместной деятельностью с ЦВТ «Юг» мы имели в наличии общую модель технологии социального патронажа. Хотя обе модели, общая и конкретная центра, достаточно похожи, тем не менее мы выявили индивидуальное: форма сопровождения семьи, непосредственный контакт с клиентами, особенности работы по реабилитации неблагополучной семьи.
Мы взяли на вооружение модель работы центра, так как именно эта модель, на наш взгляд, эффективна и помогает учреждению в работе с неблагополучными семьями. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Формировать эту потребность, преодолевать социальную изоляцию семьи – главная задача социального патронажа семьи.
2.2. Результаты исследования
В современных условиях социальный патронаж – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль над тем, как эти процессы протекают.
Социальный патронаж рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:
- социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;
- отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;
- стремительное вхождение или реальная угроза попадания в маргинальную группу.
В ходе собеседования подробно изучили планирование работы с семьей, которая строится поэтапно и по шагам. Предлагаем рассмотреть их по порядку:
1. Сбор информации о семье от других субъектов (например, дети посещают ДОУ или ОУ наблюдаются в поликлинике).
2. Работа над мотивацией по принятию семьей помощи.
3. Установка договорных отношений с семьей.
Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной семьей. Специалисту по социальной работе приходится осуществлять интервенцию, цель которой войти в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы.
Идти в семью нужно с добрыми намерениями, помнить, что для семьи - это норма существования, завоевать доверие (стать приятным этой семье), использовать технику малого разговора (увидеть позитивные моменты, похвалить, подметить зону компетенции семьи). После первой встречи, определения составляется индивидуальный план профилактической работы для каждой отдельно взятой семьи. (Рис.1)
Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь.
Рис. 1 Алгоритм организации индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями
Цель патронажа состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье.
Нащупав мотивацию, можно перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка).
Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций: ДОУ, ОУ, КДН, ООиП и др. (Рис. 2)
Рис. 2. Межведомственное взаимодействие социального педагога в социальном патронаже
Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной.
Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.
По актам обследования проводится классификация проблем семьи с учетом фактора, к какой группе риска относится семья с целью выработки необходимой реабилитационной программы.
Первую группу образуют семьи с социально-демографическими проблемами:
многодетные,
неполные,
с приемными, опекаемыми детьми,
с недееспособными родителями (детьми),
с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные, безработные, бедные, неимущие).
Ко второй группе относятся семьи с социально-психологическими проблемами: испытывающие психологические и социальные кризисы, трудности в межличностных отношениях, в которых нарушаются права членов, не способных постоять за себя, применяется физическое и психическое насилие.
Третью группу составляют семьи с социально-педагогическими проблемами (например, где взрослые не справляются с выполнением родительских функций, из которых дети самовольно уходят или даже убегают).
Четвертую группу образуют семьи с проблемами социально - криминогенного характера (например, где имеется угроза жизни детей, отмечаются деградация родителей, аморальное поведение, алкоголизм, наркомания и пр.).
Рис. 3 Направления работы по сопровождению неблагополучных семей
Раз в неделю собирается Патронажный совет, на котором присутствуют специалист по социальной работе, юрист, психолог, социальный педагог, заведующие отделениями, заместитель директора по социальным вопросам.
Патронажный совет обсуждает и оценивает действия, реализуемые специалистами по социальной работе в отношении проблемной семьи, затем выбирает дальнейшее направление работы, и составляет план реабилитационных мероприятий по оказанию социально-психологической помощи конкретной семье. При необходимости приглашаются социальный педагог школы или детского сада, врач детской поликлиники и другие специалисты с целью расширения ресурсного пространства при оказании помощи семье, а также более полной диагностики семейной системы и выработки единого подхода в работе. Определяются конкретные мероприятия в сопровождении неблагополучной семьи. (Рис.3) .Главной задачей осуществления запланированных преобразований является, не только взять на социальный патронаж семью, а научить семью самостоятельно обращаться в Центр, к специалистам (т.е. приучить к Центру).
Основные шаги этого этапа:
работа специалистов по составленному плану мероприятий по оказанию различных видов помощи семье (консультации юриста, психолога, специалиста по социальной работе, приглашения в клубы, группы самопомощи и поддержки т.д.).
контрольные выходы в семью (социальный психологический, социально - педагогический, социальный правовой патронаж с целью контроля за происходящими изменениями).