Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей влияния социального патронажа на процесс реабилитации неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы.
2. Теоретически обосновать педагогический процесс реабилитации неблагополучных семей.
3. Определить показатели и критерии эффективности процесса реабилитации кровных семей.
4. Обобщить педагогический опыт работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа……...………………………………..6
1.1. Особенности педагогического процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа..…….………………………………..6
1.2. Технология социального патронажа...………………………………………10
1.3. Характеристика неблагополучных семей…………………………………..14
Глава 2. Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа ………………...……....19
2.1. Организация и методы исследования………………………………………19
2.2. Результаты исследования……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..28
Литература…………………………...……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальный патронаж.doc

— 206.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….………...3

Глава 1. Теоретические аспекты процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа……...………………………………..6

1.1. Особенности педагогического процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа..…….………………………………..6

1.2. Технология социального патронажа...………………………………………10

1.3.  Характеристика неблагополучных семей…………………………………..14

Глава 2. Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа ………………...……....19

2.1. Организация и методы исследования………………………………………19

2.2. Результаты исследования……………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………..28

Литература…………………………...……………………………………………30


Введение

Актуальность исследования. Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. [6] Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность. [5]

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию.

Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Анализ социального влияния на личность показал, что у 60 % людей в их жизни решающее влияние оказала именно семья. [1].

Тяжелейшие проблемы растущего социального сиротства, детской безнадзорности и т.п., так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют одну причину - общий кризис семьи [7]. При этом парадоксально, но именно профилактически-восстановительная работа с семьями риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в РФ, для комитетов и департаментов. В России, в отличие от большинства развитых стран, до сих пор не выработаны стандарты оказания социальных услуг ребенку и семье, что вступает в противоречие с европейскими требованиями по социальным стандартам [10].

Проблема исследования: насколько эффективен процесс реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа?

Тема исследования: социальный патронаж как средство реабилитации неблагополучных семей.

Объект исследования – педагогический процесс реабилитации неблагополучных семей.

Предмет исследования – технология создания социального патронажа.

Контингент исследования – неблагополучные семьи.

Цель: исследование особенностей влияния социального патронажа на процесс реабилитации неблагополучных семей.

Задачи исследования:

1.                  Обосновать актуальность проблемы.

2.                  Теоретически обосновать педагогический процесс реабилитации неблагополучных семей.

3.                  Определить показатели и критерии эффективности процесса реабилитации кровных семей.

4.                  Обобщить педагогический опыт работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа.

  1. Определить наличествующий уровень процесса реабилитации неблагополучных семей.

Теоретическая основа исследования:

                 Возрастная психология:

                 Абрамова Г.С.;

                 Мухина В.С.

                 Социальный патронаж:

                 Алексеева Л.С.;

                 Осипова И.И.;

                 Панов А.М.;

                 Мардахаев Л.В.;

                 Холостова Е.И.

Методы исследования:

                 обобщение;

                 анализ;

                 наблюдение;

                 беседа;

                 изучение документов и материалов.

Организационная база исследования: центр восстановительных технологий «ЮГ».

Этапы исследования:

1.      Теоретико – поисковый (сентябрь – декабрь 2010)

Реализован поиск литературы по вопросам работы с неблагополучными семьями; особенности процесса их реабилитации, технологии социального патронажа как средства реабилитации неблагополучных семей.

2.      Диагностический (январь – февраль 2011)

Мы установили взаимодействие с организационной базой исследования. На основе изученного материала определили показатели эффективности процесса реабилитации в условиях социального патронажа. В течение двух месяцев взаимодействовали с организационной базой исследования, обобщая их педагогический опыт работы с неблагополучными семьями в условиях социального патронажа.

3.      Аналитический (март 2011)

На основе проведенного исследования, мы проанализировали полученные результаты, определили наличествующий уровень реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа, обобщили полученные результаты.

 


Глава 1. Теоретические аспекты процесса реабилитации неблагополучных семей в условиях социального патронажа.

1.1. Особенности педагогического процесса реабилитации неблагополучных семей

Этапы процесса реабилитации:

1. Социальный анализ и терапия

Эта стадия заключается в собственно процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.

В практике имеют место самые разнообразные виды и типы таких программ, направленные на решение соответствующих многообразных кризисных ситуаций и нивелирование факторов риска (программы патронажа семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей юных матерей, разведенных родителей и ряд других) [16].

Процедура социального патронажа включает следующие действия :

а) изучение ситуации социального и психологического состояния клиента;

б) оказание конкретной (при необходимости - оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений;

в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;

г) объединение усилий субъектов социального патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем) [4].

2. Вмешательство в ситуацию клиентов

Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом.

Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:

                  тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные привести членов семьи к сильным эмоциональным расстройствам и острым переживаниям экстремального характера, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;

                  резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов; [16]

                  глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, люмпенской субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих.

Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, - это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов [2].

3.Изменение мотивации клиентов

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен. [15]

Технология социального патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности [6].

Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь [12].

4. Проблемный анализ

Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка - социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.

Опыт патронажных служб доказывает, что, в отличие от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит, становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности [18]. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью - один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений" (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.

5. Установление договорных отношений

После установления контакта, построения отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния членов семьи и определения доминирующей проблемы, на которой следует сконцентрироваться патронажной службе, начинается этап, включающий формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, т. е. заключение договора (или контракта) - формального или неформального, как уже отмечалось выше. [23]

Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами [24]. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним - качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.

В практике социальных, служб основным предметом подобного «рабочего соглашения» являются следующие аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые предполагается использовать (в самом общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей - социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т. д., какие ведомства могут быть подключены [3].


1.2. Технология социального патронажа

Патронаж (от фр. рatrоnаgе - покровительство) - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. [20, с. 224]. Социальный патронаж необходим для адаптации человека к социальной реальности.

Информация о работе Обобщение педагогического опыта работы в процессе реабилитации неблагополучных в условиях социального патронажа