Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:32, реферат
В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: \"Педагогика - это наука о
воспитании и обучении"\. Нельзя не заметить, что возраст в данном
определении не указывается. Таким образом, эта наука нацелена не только на обучение и развитие детей, но и взрослых, у которых уже сформировались характер, собственная система взглядов, менталитет. Многие говорят: «Взрослого не переделаешь. Корни этого заблуждения понятны: воспитывать сформировавшихся личностей сложнее, чем детей, поэтому проще сказать - \"воспитание взрослых невозможно\" и отвернуться от проблемы. Можно и нужно образовывать человека всю его жизнь. Я выбрала эту тему, потому что хочу опровергнуть это сложившееся мнение.
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Развитие педагогики…………………………………………………….4
3.Современные взгляды на решение проблемы……………………….8
ТРИЗ-педагогика………………………………………………………………….9
Воспитание студентов…………………………………………………………...13
4.Заключение………………………………………………………………17
5. Список литературы………………
воспитания
нравственности, на которое и обращает
внимание ТРИЗ-педагогика. А вот создавать
справедливые законы должны только люди
со сформированными «внутренними тормозами».
3. Особое
значение придавать воспитанию
честной элиты
Известно, что эффективность деятельности любой системы сильно зависит от
подсистемы управления. Известно, что историю делают личности и что
государства
ошибаются так же, как ошибаются личности.
Отсюда следует, что в жизни общества велика
роль государственных чиновников и интеллектуальной
элиты. Вырваться из кризиса Россия сможет,
если в управление страной, в законодательство,
в бизнес, в технику, в педагогику придут
творческие люди, профессионалы с горячим
сердцем и чистыми руками, для которых
интересы и благосостояние народа будут
выше личных и корпоративных интересов.
Настоящий
государственный деятель и
специально
\"выращивать\". Чем больше власти
у человека над другими людьми
и чем выше его должность, тем больше у
него возможность влиять на судьбы страны
и тем меньше у него права на ошибку, ибо
его ошибки могут очень дорого стоить
народу, поэтому, тем в большей степени
он должен быть творческой личностью,
честен, умен, профессионален, культурен
и образован. С другой стороны, чем выше
у человека должность, тем больше соблазнов
и тем безнаказанней он может \"воровать
в особо крупных размерах\", поэтому
он должен быть нравственно устойчивым
человеком, должен успешно пройти проверку
властью, деньгами и славой (как говорят,
\"медными трубами\"). Когда растет
безнравственность элиты - цивилизации
гибнут.
Чтобы добиться успеха в решении проблемы нужно:
Первое
- готовить "думающую часть чиновничества",
новую, умную, честную, творческую, отважную,
профессиональную, интеллектуальную элиту
страны из одаренных детей, которая должна
уметь предвидеть решающие повороты национальной
судьбы страны и действовать. В этом долг
одаренных людей перед страной.
Второе
- надо готовить лидеров, честных, умных
и знающих одаренных лидеров. Методики
имеются.
Третье - Разумеется, хорошо воспитывать и учить надо всех людей во всех
учебных заведениях. Согласитесь, ведь в каких-то школах и ВУЗах сейчас учатся будущие президенты, премьеры, генеральные прокуроры и будущие
значимые люди России. Школа должна в первую очередь готовить не юных
бизнесменов или других узких специалистов, а людей воспитанных, честных,
гордых,
умных, широко образованных.
При этом надо учить методикам ТРИЗ и современных государственных
чиновников
и их детей.
4.Взрослых
надо не только учить, но
и воспитывать.
Воспитание взрослых возможно и не менее важно, чем воспитание детей. Мы
знаем
немало примеров того, как, получив
власть и возможность безнаказанно
нарушать законы, "честные" люди их
нарушают совершенно осмысленно, используя
свое служебное положение для самообогащения
в фантастических масштабах. Более того,
"честные" люди совершенно осмысленно
принимают законы, далекие от справедливости.
Но ведь когда-то эти взрослые люди были
детьми и их воспитывали! Это недоработка
педагогики. Конечно, \"нуверс\" (необратимое
угасание возможностей эффективного развития
способностей) и \"асинхронат\" (разрыв
во времени между созреванием возможностей
и началом их развития) к взрослому уже
не применимы, так как количество лет перешло
в качество, поэтому для перевоспитания
взрослых нужны другие подходы. И это тоже
проблема педагогики.
5. Воспитать
в людях активную позицию и
непримиримость к нарушению
Верно говорят, что каждый народ заслуживает своего правительства.
Свободолюбивый
гордый народ не позволит правительству
угнетать себя и плохо собой управлять.
Активная позиция в жизни, борьба за лидерство - это хорошо или плохо?
Обычно считается достоинством скромность и терпимость. Но скромность,
тактичность
и терпимость не исключают непримиримого
отношения к хамству, к наглости,
к обманам, к несправедливости, к насилию.
Можно быть терпимым к другому мнению,
но нельзя быть терпимым к нарушениям
законов нравственности ни в большом,
ни в малом.
Для борьбы за справедливость требуются и силы, и воля, и убежденность. И
хорошо, если именно такой человек будет лидером и будет иметь бойцовские
качества. И еще у такого человека должно быть одно качество - он должен
видеть
недостатки и уметь их исправлять.
6.Научить
людей быть счастливыми
Человек чувствует себя счастливым, если большинство его способностей и потребностей реализовано. Если учесть, что государство отказалось от
многих
взятых на себя обязательств перед
своим народом (обеспечение работой,
достойной жизнью, равными возможностями,
справедливыми законами и равенством
перед ними и т.д.), то у педагогики появилась
необходимость готовить людей, способных
счастливо жить и в этих новых реальных
условиях. Поэтому ТРИЗ-педагогику можно
назвать и \"Педагогикой счастья\"
и \"Педагогикой реальной жизни\".
Наверно,
не надо доказывать, что хорошо развитые
качества творческой личности, если на
100 % и не сделают человека счастливым,
то дадут ему полную \"уверенность в
завтрашнем дне\", возможность управлять
своим будущим, своевременно выявлять
проблемы и их преодолевать. Так, для детей,
знание методик решения задач, дает уверенность
в своих силах, дает понимание практической
ценности школьных наук, а со временем,
сам процесс решения творческих задач
(творчество) - начинает доставлять радость.
Счастливое детство - залог нравственности
и душевного здоровья! Самые здоровые
дети рождаются у счастливых родителей..
Нет сомнения, что Россия обладает всеми необходимыми материальными и
духовными
ресурсами, чтобы ее люди жили счастливо,
по крайней мере достойно.
7. Экологическое
воспитание
Мир спасет
новое мировоззрение - четкое понимание
того, что ресурсы Земли ограничены, что
потребности человека не имеют границ,
что человечество может погибнуть от неумения
разумно использовать свое могущество.
Поэтому особая роль должна быть обращена
на экологическое воспитание людей –
это воспитание и глобального мышления,
и совести, и ответственности перед природой
и перед будущими поколениями за ее сохранение,
это воспитание потребности вести себя
в соответствии с законами природы, это,
в частности, воспитание совершенно не
популярного ныне качества - самоограничения.
Не будет самоограничения и законодательное
принудительное ограничение не будет
работать и любые гениальные изобретения
инженеров по технологическому обустройству
бесприродного мира (решение проблемы
недостатка питания, энергии, чистой воды,
жизненного пространства…) не спасут
ситуацию. Это очень трудная проблема
- воспитать чувство меры. Но надо добиться
такого уровня воспитания, чтобы у человека
и в мыслях не было и даже не хотелось бы,
потреблять больше меры. Не только христианину,
а любому воспитанному человеку необходимо
стать умеренным в потреблении. На фоне
творящихся безобразий это соображение
пока выглядит как донкихотский лозунг.
Но время научит.
Если разумно решать экологические проблемы, понимая сложнейший механизм жизни, то катастрофа не наступит, но для ее решения уже сейчас надо готовить людей способных принять такое мировоззрение. Для этого
экологическое воспитание надо начинать как можно раньше, оно должно
предшествовать обучению писать и читать. Борьбу с загрязнением природы
надо
начинать с борьбы с загрязнением
мозгов.
Понятно, почему экологов не любят предприниматели - они требуют затрат.
Вот тут-то
и требуется воспитание нового мировоззрения.
8.Ликвидировать педагогическую безграмотность родителей и подготовить
молодых
людей к семейной жизни.
Это серьезнейшая проблема. Я уже отмечала огромную роль семьи в формировании духовных и душевных качества человека и педагогическую
безграмотность семьи. Вклад семьи в воспитание, примерно 95 - 70% в дошкольном возрасте, 70 - 50 % в начальной школе и 50 - 40% в средней и
старшей
школе.
Старшеклассники
и студенты на лекциях с неподдельным
интересом слушают психологов о проблемах
семейной жизни, о взаимоотношениях в
семье, о том, как предупреждать конфликты.
Но самое главное - научить навыкам воспитания
своих будущих детей. Очень правильно
делают те школы, которые вводят курс \"Подготовка
к семейной жизни\"..Это должен быть
специальный большой курс, равноправный
с другими предметами, включающий, способы
семейного воспитания детей, правила здорового
образа жизни, семейную экономику... Семья
воспитывает, в основном, на основе традиций,
а традиции воспитания, и хорошие и плохие,
передаются по наследству. Если в школе
нет такого предмета, то планированию
семьи можно обучаться и в специальных
центрах.
Перед современной педагогикой стоит другая не менее важная проблема -
воспитание студентов.
Воспитание
студентов.
Во все времена поистине нет более обсуждаемой и спорной проблемы, чем проблема воспитания студентов, которые являются уже сформировавшимися
личностями.
\"Надо ли воспитывать взрослых людей?\"
- этот вопрос можно услышать на официальных
совещаниях. Ответ на этот вопрос зависит
от того, как понимать воспитание. \"Если
его понимать как воздействие на личность
с целью формирования нужных воспитателю,
вузу, обществу качеств, то ответ может
быть только отрицательным. Если как создание
условий для саморазвития личности в ходе
вузовского обучения, то ответ должен
быть однозначно положительным\"[9;304].
Вуз служит не столько для передачи специальных
знаний, сколько для развития и воспроизведения
особого культурного слоя, важнейшим элементом
которого является сам специалист. Его
как представителя определенной культуры
характеризует не только специфический
набор знаний и умений, но и определенное
мировоззрение, жизненные установки и
ценности, особенности профессионального
поведения и т.п. Поэтому специалист не
только передает студенту знания и профессиональные
умения, а приобщает его к определенной
культуре, и чтобы эта культура развивалась
и воспроизводилась, необходимы живые
люди, живое человеческое общение.
Главная задача преподавателя - раскрыть перед студентом широкое поле выборов, которое часто не открывается юношей из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу
лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества. Как утверждают
многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший
учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда преподаватель и студент вместе решают задачу. При этом вместо широко распространенной схемы субъект-преподаватель - объект-студент, должна иметь место субъектно-субъектная схема их сотрудничества.
Информационно-контролирующие
функции преподавателя должны все больше
уступать место координационным.
Другая важнейшая задача воспитания - помощь студенту в выработке индивидуального стиля деятельности и общения. Часто преподаватели руководствуются индифферентными представлениями о студентах как об устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают
учебники, выполняют задания и, когда требуется, демонстрируют эти знания
на зачетах и экзаменах. Такой подход в конечном счете приводит к отчуждению студента от учения, превращает учение из цели в средство работы. В результате знания теряют смысл для студента и оказываются внешними по отношению к его реальной жизни. Таким же отчужденным от образовательного процесса оказывается и преподаватель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы своей деятельности. Он теряет человеческий ориентир своей профессиональной позиции - личность студента. Само обучение и педагогическое общение в условиях личностно-ориентированного подхода
должно
реализовываться по схеме преподаватель-студент,
в которой преподаватель это человек,
вызывающий подлинный интерес к предмету
общения, к себе как к партнеру, информативная
содержательная личность, интересный
собеседник.
Кроме того, выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении
преподавателей со студентами негативно сказывается на развитии их эмоциональной сферы в целом. В этом случае без некоторой, пусть порой
искусственно добавляемой, эмоциональной теплоты эффективность работы