Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:32, реферат
В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: \"Педагогика - это наука о
воспитании и обучении"\. Нельзя не заметить, что возраст в данном
определении не указывается. Таким образом, эта наука нацелена не только на обучение и развитие детей, но и взрослых, у которых уже сформировались характер, собственная система взглядов, менталитет. Многие говорят: «Взрослого не переделаешь. Корни этого заблуждения понятны: воспитывать сформировавшихся личностей сложнее, чем детей, поэтому проще сказать - \"воспитание взрослых невозможно\" и отвернуться от проблемы. Можно и нужно образовывать человека всю его жизнь. Я выбрала эту тему, потому что хочу опровергнуть это сложившееся мнение.
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Развитие педагогики…………………………………………………….4
3.Современные взгляды на решение проблемы……………………….8
ТРИЗ-педагогика………………………………………………………………….9
Воспитание студентов…………………………………………………………...13
4.Заключение………………………………………………………………17
5. Список литературы………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
Кафедра
педагогики, психологии
Нужно
ли воспитывать взрослых
людей?
Подготовил: студентка 2 курса
лечебного факультета
Проверил: старший преподаватель
Педченко
Татьяна Александровна
Самара 2011
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2.Развитие педагогики………………………
3.Современные взгляды на решение проблемы……………………….8
ТРИЗ-педагогика………………………………………
Воспитание
студентов………………………………………………………
4.Заключение………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
Введение.
В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: \"Педагогика - это наука о
воспитании и обучении"\. Нельзя не заметить, что возраст в данном
определении
не указывается. Таким образом, эта
наука нацелена не только
на обучение и развитие детей, но и взрослых,
у которых уже сформировались характер,
собственная система взглядов, менталитет.
Многие говорят: «Взрослого не переделаешь.
Корни этого заблуждения понятны: воспитывать
сформировавшихся личностей сложнее,
чем детей, поэтому проще сказать - \"воспитание
взрослых невозможно\" и отвернуться
от проблемы. Можно и нужно образовывать
человека всю его жизнь. Я выбрала эту
тему, потому что хочу опровергнуть это
сложившееся мнение. Конечно, чтобы воспитать
полноценную личность, и следовательно,
состоявшегося члена общества нужно начинать
с детства, воспитывая его нравственность,
прививать определенный тип мировоззрения,
в том числе экологическое.
В своей работе я ставлю
следующие цели:
проблематика ее в решении
многих вопросов воспитания
направленность ее на
ребенка в соответствии с
которому нужны честные и
который будет осознавать
улучшит
плачевное катастрофическое состояние
нашего родного дома, а также еще многое
другое.
Развитие
педагогики.
Прошлое
нашей философии, педагогики, культуры
в целом богато плодотворными идеями,
которые не были вполне реализованы в
свое время, но могут дать мощный импульс
для развития современной мысли…
В русской
педагогической психологии всегда был
велик интерес к проблемам формирования
духовного облика человека, воспитания
высоконравственной личности. Им уделяли
большое внимание не только педагоги и
психологи, но и крупные ученые других
специальностей, что обусловило непреходящее
значение многих разработанных ими научных
принципов воспитания. Освоение исторического
опыта, накопленного предыдущими поколениями,
составляет необходимое и важное звено
в разработке проблем формирования личности
на современном этапе, ибо, как указывал
В. И. Ленин, предыдущий опыт составляет
ту «подножку, с которой мы должны ступить
дальше» [5;339].
В качестве
критерия условного подразделения
на отдельные этапы ее развитии
взято понимание основных задач, стоящих
перед ней на том или ином историческом
отрезке времени, трактовка ее предмета,
основное направление и характер исследований,
масштаб научной деятельности (отражающиеся
в количестве и характере литературы).
Возникновение
научной педагогической психологии
следует отнести к середине XIX в.Чем
было обусловлено ее возникновение?
Этому
способствовал ряд факторов —
как научных, так и общеисторических,
свойственных как мировой науке, так и
специфических для России.
Все большее
место в философии и в
развития.
В сочетании с бурным ростом естественных
наук, в особенности с созданием
эволюционной теории и успехами в изучении
мозга и органов чувств, она положила конец
господству метафизической психологии,
открыла возможность подлинно научного
познания человека. Это послужило толчком
к широкому распространению мысли об огромных
возможностях воспитания как средства
общественных преобразований. Эта не новая
идея в связи с успехами в развитии наук
о человеке получала качественно новый
акцент. Возможность научного познания
человека вселяла надежду найти способы
сознательного целенаправленного управления
формированием личности и тем самым влиять
на общественное развитие. Поэтому интерес
к построению научных основ воспитания
получил большой не только научный, но
и общественный резонанс.
Для российской
педагогики середины ХIХ века характерно
усиление гуманистических тенденций.
Идеи гуманизма, заложенные в работах
Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили
развитие в педагогических воззрениях
и концепциях отечественных педагогов.
Одним из центральных понятий гуманистического
подхода в педагогике является понятие
\"личность\": говорится о личности
педагога, ребенка, о воспитании личности,
создании условий для ее формирования
и т. д. Признается, что личность человека
представляет наибольшую ценность и ее
развитие - основная цель педагогической
деятельности, а одна из основных задач
педагогики - создание условий для самореализации
личности.
Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - \"мера всех вещей\", то есть, что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей.
Но для
гуманизма характерен антропоцентризм,
то есть рассмотрение человека как вершины
эволюции, как самого совершенного, самого
разумного и могущественного существа.
Человек, в силу своей изначальной активности,
энергии и разума, в состоянии преобразовать
и покорить окружающий мир, использовать
его в своих целях. По сути дела, человек
в системе гуманистических воззрений
приобретает атрибуты божества: всемогущество,
безграничную мудрость, всесилие, всеблагость[7;12].
Изменилось господствующее представление о взаимоотношении человека и
общества, по-новому стал ставиться вопрос о целях и задачах воспитания.
Начиная с петровских времен, его основной задачей была подготовка к
определенной служебной деятельности. Теперь же первоочередной задачей
воспитания становилось формирование высоких нравственных качеств человека.
Особое значение в распространении этой идеи имела статья Н.И. Пирогова
«Вопросы жизни», опубликованная в 1856 г. [8;9-51], связывавшая вопросы
воспитания с глубокими философскими вопросами о сущности человеческого бытия и выдвигавшая на первый план задачу воспитания в человеке прежде всего Человека, т. е. человека как высоконравственной личности. В качестве мерила нравственной зрелости Н.И. Пирогов поставил стремление человека осознать цель и смысл своей жизни, выработать твердые убеждения и на основе познания своих сил и возможностей найти то поприще, на котором он может принести наибольшую пользу обществу. Анализируя педагогические труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинский отмечал, что принцип воспитания в человеке прежде всего человека — это не только философский принцип, но и «требование здравой педагогики, основанной на психологии» [11; 30].
Интерес к человеку и его воспитанию, критический анализ существующей
системы воспитания и обучения привели к убеждению в необходимости
разработки научной теории воспитания. Постановка вопроса о необходимости разработки теории воспитания вносила качественно новый элемент в решение педагогических проблем. Из нее логически следовал вопрос об основных источниках построения теории воспитания. Важнейшую роль в разработке этого вопроса сыграл К. Д. Ушинский. Назвав человека предметом воспитания, он показал, что для разработки теории воспитания необходимо знание комплекса наук о человеке. Основными источниками теории воспитания он считал психологию, физиологию и логику, особо подчеркнув значение психологии.
Воспитание Ушинский рассматривал как \"создание истории\". Предметом
воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного (\"преднамеренного\") воспитания, использует достижения наук о человеке,
которые
Ушинский называл \"антропологическими\",
- философии, политэкономии, истории, литературы,
психологии, анатомии, физиологии и др.
В развитии человека решающую роль ученый отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, «... действуя заодно с другими общественными силами...»; оно, «... совершенствуясь, может далеко
раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»[12;627]. Цель воспитания - формирование активной и