Нужно ли воспитывать взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:32, реферат

Описание работы

В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: \"Педагогика - это наука о
воспитании и обучении"\. Нельзя не заметить, что возраст в данном
определении не указывается. Таким образом, эта наука нацелена не только на обучение и развитие детей, но и взрослых, у которых уже сформировались характер, собственная система взглядов, менталитет. Многие говорят: «Взрослого не переделаешь. Корни этого заблуждения понятны: воспитывать сформировавшихся личностей сложнее, чем детей, поэтому проще сказать - \"воспитание взрослых невозможно\" и отвернуться от проблемы. Можно и нужно образовывать человека всю его жизнь. Я выбрала эту тему, потому что хочу опровергнуть это сложившееся мнение.

Содержание

Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Развитие педагогики…………………………………………………….4
3.Современные взгляды на решение проблемы……………………….8
ТРИЗ-педагогика………………………………………………………………….9
Воспитание студентов…………………………………………………………...13
4.Заключение………………………………………………………………17
5. Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

творческой  личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности[2; 43]. 

Основоположниками нового подхода (кроме К. Д. Ушинского  видными деятелями его были Н.X. Вессель и П.Д. Юркевич) к задачам воспитания и обучения многое было сделано не только для разработки теоретических проблем, но предпринимались попытки показать пути применения общих положений к решению конкретных проблем. Помимо капитального труда «Человек как предмет воспитания», К.Д. Ушинский создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово» и руководства по преподаванию по ним. Н.X. Весселем была написана «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению» и двухтомное «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов», П.Д. Юркевичем были изданы «Чтения о воспитании» и «Курс общей педагогики»[3;746]. 

Значение  периода 60-х гг. в русской педагогической психологии определяется тем, что на основе гуманистических и демократических традиций, сложившихся в эти годы, выросла плеяда ученых широкого диапазона, ставивших во главу угла своей деятельности научный, общественный и гражданский долг. Эти ученые стремились к всестороннему исследованию человека, имея в виду в качестве конечной цели формирование высоконравственной личности. При этом они проводили большую организационную работу в области науки (организация научных учреждений, печатных органов и т. п.) и в области просвещения (общеобразовательные курсы, курсы повышения квалификации и т. п.). 

Конец XIX — начало XX в. во многих странах  характеризовались усилением

интереса  к проблемам возрастной и педагогической психологии. Не случайно

во всем мире широкую популярность получила книга шведской писательницы Э. Кей «Век ребенка», суть которой выражалась мыслью о том, что «через потомство, которое мы себе создаем, мы можем до известной степени как свободные существа предопределить грядущие судьбы человечества» [4;133].

Русская педагогическая психология развивалась  в тесном контакте с движением  мировой научной мысли. Проблемой  занимались также известные иностранные  психологи, среди которых можно выделить имя Юнга. Он считал, что лишь обретя индивидуальность можно стать полноценной личностью. Восхождение к индивидуальности состоит в преобразованном применении возможностей прошлого в настоящем, в современной культуре. Юнг рассматривал процесс совершенствования как движение по пути индивидуации.

Процесс индивидуализации поддерживает определенные черты в каждом индивиде в соответствии с типом личности, наиболее адекватным для данной культуры. Поэтому люди поразительно похожи друг на друга, если мы их недостаточно понимаем. Можно предполагать, что внутри этого типа личности постепенно зреет определенная индивидуальность, отличающаяся от того, как ее воспринимает окружение. Естественно, он искал ту скрытую, подлинную индивидуальность, которая должна быть реализована в жизни или в последовательности жизней. То, что реализуется сегодня, по его мнению, уже существовало в прошлом в виде архетипа данной личности.

Самосовершенствование должно учитывать то обстоятельство, что прошлое

влияет на настоящее. Эти скрытые черты он искал в мифах, порожденных

анимистическим  восприятием мира. Путем самопогружения и медитации он пытался вызвать  образы бессознательного, чтобы получить какое-то

обоснованное  представление о конечной цели индивидуации[6]. 

Некоторые идеи прошлого в педагогике используются и по сей день. 

                    Современные взгляды на решение  проблемы. 

Радикальное изменение всей общественно-политической жизни страны и, как

следствие этого, разрушение государственной  идеологии, с которой прежняя,

советская, педагогика была теснейшим образом  связана привело к так

называемому педагогическому вакууму. Резкий разрыв с ранее официально

принятой  философской теорией образовал  пустоту в фундаменте педагогической науки, что, с одной стороны, благотворно повлияло на ее развитие, так как появилась степень свободы, прежде не возможная, но, с другой стороны, привело к определенной растерянности и разброду, которые всегда сопровождают на первых порах ситуацию свободы. Положение современной отечественной педагогики явно показало насущную необходимость философских и методологических обоснований педагогической теории и практики. Не удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности свободного творчества в области педагогики. 

Само  по себе нарастание гуманистических  тенденций в области педагогики

можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно, способствуют

развитию  педагогической теории и практики. Создание педагогической парадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс для возникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую

практику  более гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо понимать, что гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика – это лишь один из этапов в развитии мирового педагогического процесса. 

Ограниченность  современного гуманизма связана  с его антропоцентрической

основой. Именно представления о человеке как центре мира, о его изначальном превосходстве и совершенстве легли в основу оправдания всех деяний человечества. Общечеловеческий эгоизм, неразумная активность, непонимание того, что человек - только часть реальности и зависим от окружающего мира, своеобразная гордыня, в религии считаемая грехом, привели человеческое общество к концу второго тысячелетия к плачевному

состоянию. Ряд мыслителей ХХ века констатировали крах гуманистических

надежд, а следовательно, и идей самого гуманизма  в наше время. 

В основание  новой педагогической парадигмы  должны быть положены иные

антропологические представления. Необходимо на основе уже  существующих философских, психологических, естественно-научных представлений о человеке, которые отражают современный уровень развития культуры, создать педагогическую парадигму, которая позволит сформулировать принципы, цели, ценности современной педагогики, адекватные потребностям современного человека и общества в целом. Именно на современном этапе формируется ТРИЗ-педагогика, которая нацелена на улучшение всей жизни за счет правильного воспитания подрастающего поколения. 

ТРИЗ-педагогика[10]. 

Эта наука  возникает именно тогда, когда: 

- уровень  нравственности людей руководящей  элиты в настоящее время уже

ниже  нормы выживания государства  и имеет тенденцию понижаться. (Вспомните войны, современное вопиющее неравенство уровня благосостояния людей, коррупция, беспредел, обман людей банками и через средства массовой информации, заложничество, массовая преступность, забитость народа…); 

- институт  семьи имеет тенденцию разрушаться, а ведь все основные качества человека закладываются в самом раннем детстве, то есть в семье; 

- количество информации нарастает по закону показательной функции, а физиологические возможности человека воспринимать такое количество

информации, исчерпаны; 

- мир  стремительно усложняется и содержание  учебных программ отстает от

требований  жизни к образованию; 

ТРИЗ-педагогика (Теории Решения Изобретательских Задач), миссия которой

реализация  национальной идеи в нашей стране, строится на основе: 

   1) системы человеческих ценностей; 

   2) заповедей нравственности и  идей гуманизма; 

   3) объективных Законов Развития Социальных Систем; 

   4) предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления,

   истории развития человечества; 

У этой науки много задач, но я хочу рассказать лишь о некоторых мерах

ТРИЗ-педагогики, направленных именно на взрослых людей и при этом

показать, что педагогика нацелена на все возрастные категории. Итак, 

  1. Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России.
 

То есть будут возрождать Россию, как великую, процветающую, независимую державу во всех проявлениях - духовной, интеллектуальной, социальной, экономической, научной, политической, военной, а так же будут

способствовать  росту благосостояния людей, их нравственному  и культурному развитию. 

   Какими качествами необходимо  обладать для этого? 

Быть  глубоко нравственной личностью, иметь  правильное представление об

истинных  и мнимых ценностях бытия, быть интеллектуально  развитым, культурным человеком, иметь активную позицию в жизни, быть непримиримым борцом со злом, иметь свою благородную Достойную цель, быть смелым, волевым, трудолюбивым человеком, четко представлять себе, что надо делать, чтобы преобразить Россию, чтобы создать процветающее, справедливое, правовое общество и уметь это сделать. 

2. Воспитать  важнейшее качество личности - это  нравственность. 

Среди классических направлений развития личности: физического,

умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное   воспитание является важнейшим, С большим основанием можно считать, что

\"нравственность  спасет МИР\"! Слова Достоевского: \"Красота спасет Мир\"

можно понимать в том смысле, что спасет Мир духовно красивый человек,

красота его души. А духовно красивый человек - это, прежде всего, человек

нравственный. 

Нужно отметить, что нормами (критерием) нравственности предлагается

считать нравственные положения мировых  религий. В частности, христианские библейские заповеди, \"золотое правило\", неприкосновенные права человека, записанные во \"Всеобщей Декларации прав человека\", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. (\"поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе\"). Это такие моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету, ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму. 

Прекрасным  дополнением к библейским заповедям  являются мудрые заповеди Дмитрия Лихачева. Нужно отметить, что человечество научилось писать законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют государственные, юридические, экономические законы, появляется агрессия и национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных качеств. 

Проблема  воспитания человека для педагогики сложная, потому, что сложна

природа человека. Сначала надо абсолютно  четко и однозначно установить в

педагогике  приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного

соблюдения  человеческих ценностей над развитием  всех других качеств личности и над обучением! 

Правонарушения  происходят сознательно, в основном, от безнаказанности (нет «внешних тормозов») и от невоспитанности (нет «внутренних тормозов»). Поэтому надо создавать и «внешние» и «внутренние» тормоза. «Внешние тормоза» - это справедливые юридические законы и система мер, насильно обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а «внутренние тормоза» - это совесть. Первое создает государство в лице правоохранительных органов и юридических законов а второе – создает воспитание, и тут велика роль педагогики, и, в частности, раннего

Информация о работе Нужно ли воспитывать взрослых