Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является: выявить роль игры в формировании нравственности дошкольников.
Для достижения поставленной цели перед автором курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
2) выявить роль и особенности организации игры как средства развития нравственности дошкольника.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания дошкольника 5
1.2 Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 9
2 Роль и особенности организации игры как средства воспитания нравственности дошкольников 13
1.2 Значение игры в формировании нравственности детей дошкольного возраста 13
2.2 Особенности организации игры как средства воспитания нравственности в детском саду 17
2.3 Занятия и игры, направленные на развитие нравственности детей дошкольного возраста 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Нравственное воспитание и игра.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

Дети по кругу  передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание. Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.

Карандаш: «Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом?» (ответы детей)

  1. Музыкальная игра «Колокольчик».

На первую часть  музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: «Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще  никто не смог так изобразить различные  предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).

Карандаш: «Ребята, мне пора возвращаться в школу, где  меня ждут мои ученики. Я расколдую  вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад».

Занятие-игра заканчивается.

Как можно отметить, данный комплекс игр нацелен в первую очередь на развитие коммуникативных качеств, чувства толерантности, взаимовыручки, а также на снятие агрессивности, тревожности. Данная игра учит детей нормам поведению людей, саморегуляции отношений с другими детьми.

Таким образом, возникновение ролевой игры в  жизнедеятельности детей связано  с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к дошкольному времени  достигает высокого развития символическая  функция, он умеет пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка возникает потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он уже умеет взаимодействовать с другими людьми - детьми и взрослыми - в игре.

В ролевой игре дошкольник копирует способы обращения с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях, тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение.

Игра самым  различным образом влияет на нравственное воспитание ребенка в зависимости от того, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

 

Заключение

 

 

В процессе исследования темы курсовой работы автор изучал теоретические вопросы воспитания нравственности у дошкольников и пришел к следующим выводам.

Дошкольное  детство – небольшой отрезок  в жизни человека, но за это время  ребенок приобретает значительно  больше, чем за всю последующую  жизнь. Программа дошкольного детства  поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, приобретение нравственных качеств, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

Нравственность  подразумевает нормы, принципы, правила  поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Существует  несколько методов нравственного  воспитания дошкольников. Таковыми могут быть: этическая беседа, игры (дидактические, подвижные, музыкальные, сюжетно-ролевые, народные). Игры является высокоэффективным средством воспитания нравственности дошкольников, данный вопрос был подробнее рассмотрен во второй главе курсовой работы.

игра для  развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей  деятельностью в дошкольном возрасте. Дети на протяжении дошкольного периода  могут играть одни и те же сюжеты, однако содержание игр и то, что  ребёнок акцентирует в своих действиях, постепенно меняется. Так, дошкольник переходит от освоения социально направленных предметных действий к освоению социальных отношений между людьми,  смыслов их деятельности, реальным взаимоотношением между ними (забота, уход, помощь, сочувствие и т.д.).

Сюжетно-ролевая  игра – очень мощное средство воспитания и развития личности и нравственности дошкольника. Но то, насколько она  будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных  коллизий преодолеют дошкольники, играя, - в значительной степени зависит от педагогов дошкольного учреждения.

Важно через  игру формировать у детей не только представления о должном поведении  или коммуникативные навыки, а  прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно  научить  чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры. 

Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.

Взаимосвязь нравственного  сознания и поведения устанавливается  тогда, когда ребенка упражняют  в нравственных поступках, ставят в  ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.

Таким образом, возникновение ролевой игры в  жизнедеятельности детей связано  с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к дошкольному времени достигает высокого развития символическая функция, он умеет пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка возникает потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он уже умеет взаимодействовать с другими людьми - детьми и взрослыми - в игре.

В ролевой игре дошкольник копирует способы обращения  с предметами и способы общения  друг с другом в различных социальных ситуациях, тем самым ребенок  лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение.

Игра самым  различным образом влияет на нравственное воспитание ребенка в зависимости  от того, какие черты поведения  людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в  игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

 

Список использованной литературы

 

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011, akorda.kz

2. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). – Астана, 2009. – 133 с.

3. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 147 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.

5. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

8. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.

9. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

10. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

11. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. -  Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

12. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.

13. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.- 1988.

14. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.

15. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.  2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 1997.

16. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

17. .Девина И.А., Маштакова И.В. Учимся понимать людей.- М.: Изд-во «Ось -89», 2002.- 360с.

18. Эльконин Д.Б. Психология игры .- М.: Педагогика, 1978.- 410с.

19. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60с.

20. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.14-23.

21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1986. –  320с.

22. Волошкина М.И.Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов. - 2-е изд., исправ и доп - М . «Начальная школа», - 2002. -160 с.

23. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1982.—96 с.

24. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,1985

25. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76.

26. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.

 


Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре