Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является: выявить роль игры в формировании нравственности дошкольников.
Для достижения поставленной цели перед автором курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
2) выявить роль и особенности организации игры как средства развития нравственности дошкольника.
Введение 3
1 Теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания дошкольника 5
1.2 Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 9
2 Роль и особенности организации игры как средства воспитания нравственности дошкольников 13
1.2 Значение игры в формировании нравственности детей дошкольного возраста 13
2.2 Особенности организации игры как средства воспитания нравственности в детском саду 17
2.3 Занятия и игры, направленные на развитие нравственности детей дошкольного возраста 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание. Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.
Карандаш: «Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом?» (ответы детей)
На первую часть
музыки танцует ребенок с
Карандаш: «Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).
Карандаш: «Ребята, мне пора возвращаться в школу, где меня ждут мои ученики. Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад».
Занятие-игра заканчивается.
Как можно отметить, данный комплекс игр нацелен в первую очередь на развитие коммуникативных качеств, чувства толерантности, взаимовыручки, а также на снятие агрессивности, тревожности. Данная игра учит детей нормам поведению людей, саморегуляции отношений с другими детьми.
Таким образом,
возникновение ролевой игры в
жизнедеятельности детей
В ролевой игре дошкольник копирует способы обращения с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях, тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение.
Игра самым различным образом влияет на нравственное воспитание ребенка в зависимости от того, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.
В процессе исследования
темы курсовой работы автор изучал
теоретические вопросы
Дошкольное
детство – небольшой отрезок
в жизни человека, но за это время
ребенок приобретает
Нравственность подразумевает нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Существует
несколько методов
игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Дети на протяжении дошкольного периода могут играть одни и те же сюжеты, однако содержание игр и то, что ребёнок акцентирует в своих действиях, постепенно меняется. Так, дошкольник переходит от освоения социально направленных предметных действий к освоению социальных отношений между людьми, смыслов их деятельности, реальным взаимоотношением между ними (забота, уход, помощь, сочувствие и т.д.).
Сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство воспитания и развития личности и нравственности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники, играя, - в значительной степени зависит от педагогов дошкольного учреждения.
Важно через
игру формировать у детей не только
представления о должном
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.
Таким образом,
возникновение ролевой игры в
жизнедеятельности детей
В ролевой игре дошкольник копирует способы обращения с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях, тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение.
Игра самым различным образом влияет на нравственное воспитание ребенка в зависимости от того, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011, akorda.kz
2. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). – Астана, 2009. – 133 с.
3. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 147 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.
5. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
8. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
9. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
10. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
11. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.
12. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
13. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.- 1988.
14. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.
15. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 1997.
16. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
17. .Девина И.А., Маштакова И.В. Учимся понимать людей.- М.: Изд-во «Ось -89», 2002.- 360с.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры .- М.: Педагогика, 1978.- 410с.
19. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60с.
20. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.14-23.
21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1986. – 320с.
22. Волошкина М.И.Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов. - 2-е изд., исправ и доп - М . «Начальная школа», - 2002. -160 с.
23. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1982.—96 с.
24. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,1985
25. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76.
26. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.
Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре