Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является: выявить роль игры в формировании нравственности дошкольников.
Для достижения поставленной цели перед автором курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
2) выявить роль и особенности организации игры как средства развития нравственности дошкольника.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания дошкольника 5
1.2 Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 9
2 Роль и особенности организации игры как средства воспитания нравственности дошкольников 13
1.2 Значение игры в формировании нравственности детей дошкольного возраста 13
2.2 Особенности организации игры как средства воспитания нравственности в детском саду 17
2.3 Занятия и игры, направленные на развитие нравственности детей дошкольного возраста 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Нравственное воспитание и игра.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

- подготовка необходимого материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в ней, методы руководства ею;

- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение  игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок), установление знаний и представлений детей о них в ходе краткой беседы;

- объяснение хода и правил игры (воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое их выполнение - что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий (воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату - например, кто-то из ребят подсматривает, когда нужно закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, воспитатель направляет действия играющих - советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры (это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых добиваются дети в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят). При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность [24,с.25].

Анализ проведенной  игры направлен на выявление эффективности  ее подготовки и проведения: какие  из них оказались результативными  в достижении поставленной цели, а  что не сработало и почему. Это  поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ результатов проведенной игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать ее, обогащать новым материалом в последующей работе.

Задача воспитателя  состоит в развитии темпа игры, сохранении эмоционального настроя  ребят, поддержании их интереса к  поставленной задаче. При этом не стоит спешить с подсказкой, достаточно вовремя предложить интригующий вопрос, высказать удивление, пошутить. Это очень важно в активизации умственного развития дошкольников.

Всякая игра должна быть доведена до конца, до получения результата. Для воспитателя - это показатель уровня развития детей, а для дошколят - это их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, уверенности в своих силах.

Таким образом, руководство играми включает:

а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

б) создание (вернее сказать, проектирование) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные  средства воздействия на детей и  сам выполняет разнообразные  роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость игры, «верит в правду игры». Иногда он, как очевидец, рассказывает о каком-либо событии и создает лишь соответствующий игровой настрой и поддерживает его по ходу игры. А то вспоминает занимательную историю из своего детства и возбуждает у детей желание играть.

К практическим методам организации и руководства  играми относится показ воспитателем игры, участие его в игре частичное или полное и др.

Практические  методы обучения: имитация, разговор (беседа), пересказ, рассказывание (сочинение) —  и приемы работы этими методами: опора на реальные объекты, опора  на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую), опора на иллюстрации (картинки, диапозитивы или кодопозитивы), опора на словесные образцы речи воспитателя, магнитозаписи, грампластинки или киноленты и т. д. — эффективны при обучении детей речи потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи, не нарушают этого процесса, а только делают его более интенсивным, насыщенным речевой работой — физической, мускульной, и внутренней, интеллектуальной и эмоциональной. 

 

2.3 Занятия и игры, направленные на развитие нравственности детей дошкольного возраста

 

 

Одним из важных аспектов в личности дошкольника  является развитие нравственности, самосознания, в частности, самооценки. У дошкольника возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. В условиях изменяющейся ситуации дошкольник стоит перед необходимостью изменения отношения к себе и окружающим. При несоответствии собственной самооценки и внешней оценки, особенно, оценки сверстников, может возникнуть состояние острого переживания, то есть, конфликт [25].

На данном этапе  исследования целесообразно привести примеры сюжетно-ролевых игр, которые  рекомендуется использовать в процессе воспитания нравственности у дошкольников.

Данную методику можно охарактеризовать как «Понимание ситуации дошкольниками».

Материал для  проведения игры: пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием  детей в детском саду (по количеству детей). На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут  себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его (рис. 1, 2); карандаши.

Инструкция  к проведению:

Педагог: Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все дети ведут  себя правильно.

Аналогичное задание  дети выполняют со следующей парой картинок.

Данное упражнение помогает детям научиться хорошо распознавать различные ситуации, вычленить  правила поведения в них, представлять, какое поведение связано с  соблюдением правила, а какое – с его нарушением.

Для следующего комплекса игр под названием «Цветные карандаши» требуется следующее пособие: цветные карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.

  

Рис.1        Рис.2

 

Ход занятия

  1. «Вхождение» (Дети входят в зал под музыку)

Педагог: «Ребята, сегодня нам предстоит необычное  путешествие: мы отправимся в Школу  цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!»

(Дети друг  за другом идут по цветным  дорожкам (звучит спокойная музыка)

Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно  идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки  на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

Наконец, вышли  на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: «Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!

  1. Упражнение «Волшебный сон» (Звучит релаксационная музыка)

Педагог тихим  голосом читает, подходя и ласково  дотрагиваясь до каждого ребёнка:

«Реснички опускаются, глазки закрываются Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…. Дышится  легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают…  Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают Шея не напряжена и расслаблена… Дышится легко, ровно, глубоко…. Пауза... Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!»

Детей встречает  Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)

Карандаш: «Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому  из вас, а вы сами выберете способ, как  вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т.д.

Ребята, в Школе  Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого  ребёнка, способствуя его чудесному  «превращению» – помогает надеть шапочки и накидки.

Карандаш: «Ребята, а как вы думаете, что можно  нарисовать красным карандашом?» (дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим  гостям, как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте  себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А  теперь, прислушиваясь к тому, что  я буду говорить, покажите, как растёт и как медленно распускается ваш цветок.

  1. Этюд «Цветы на поляне»

Карандаш: «Тёплый  луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький  росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет  теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка)».

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: «Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный».

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?

Карандаш: «Ребята, а что можно нарисовать оранжевым  карандашом?» (ответы детей)

Угадайте, а  что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте  сказку о приключениях лисички в  лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.

Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она  решила устроить себе праздник и прогуляться  по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь  каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.

Села лисичка  под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как  можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти  к ней и со словами «уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!», своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т.д. )

Карандаш: «А что  можно нарисовать жёлтым карандашом?» (ответы детей).

Я слышал, как  Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру «Я - солнышко, ты – солнышко», для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:

Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)

У меня – нос, у тебя – нос!

У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)

У меня – сладкий, у тебя – сладкий! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом  обнимают друг друга)

Карандаш: А  что можно нарисовать зелёным  карандашом? (ответы детей) Отгадайте  загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.

Загадка: «Ни  окон, ни дверей, полна горница людей» (огурец)

  1. Коммуникативная игра «Клубочек».

Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре