Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является: выявить роль игры в формировании нравственности дошкольников.
Для достижения поставленной цели перед автором курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
2) выявить роль и особенности организации игры как средства развития нравственности дошкольника.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания дошкольника 5
1.2 Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 9
2 Роль и особенности организации игры как средства воспитания нравственности дошкольников 13
1.2 Значение игры в формировании нравственности детей дошкольного возраста 13
2.2 Особенности организации игры как средства воспитания нравственности в детском саду 17
2.3 Занятия и игры, направленные на развитие нравственности детей дошкольного возраста 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Нравственное воспитание и игра.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Карагандинский университет «Болашак»

 

Гуманитарно-педагогический факультет

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Дошкольная педагогика»

 

на тему «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре»

 

 

 

 

 

 

     Выполнила: ст-ка группы ___________

_____________________________

Проверила: к.п.н., доцент каф. ПиП

_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганды 2011 
Содержание

 

 
Введение

 

 

Актуальность  выбранной темы курсовой работы состоит  в том, что дошкольный возраст - это период становления личности и социально-нравственного развития ребенка, следовательно, воспитание нравственности в ДОУ – предмет особого внимания педагогики.

В ежегодном Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011 года особое внимание уделяется программе развития образования: «Я утвердил три важнейшие государственные программы: развития образования, здравоохранения и языков. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана…» [1,с.3].

Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного  возраста «Біз мектепке барамыз» указывает, что «при организации жизнедеятельности  детей старшего дошкольного возраста необходимо способствовать воспитанию самостоятельности во время игр и занятий. В процессе режимных моментов, организованных видов учебной деятельности продолжать формировать привычки культурного поведения, общения со сверстниками и взрослыми» [2,с.5].

«Игра становится ведущей деятельностью, создающей  наиболее благоприятные условия  для общего психического, интеллектуального  и личностного развития ребенка.» - отмечено в Программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала», утвержденной Министерством Образования и науки Республики Казахстан в 2009 году [3,с.6].

Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования: игры как средство нравственного воспитания дошкольников.

Целью исследования курсовой работы является: выявить роль игры в формировании нравственности дошкольников.

Для достижения поставленной цели перед автором  курсовой работы поставлены следующие  задачи:

1) рассмотреть теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

2) выявить роль и особенности организации игры как средства развития нравственности дошкольника.

Теоретической базой исследования являются труды  таких зарубежных и отечественных  авторов в области дошкольной педагогики и детской психологии, как .

Основным методом  исследования темы курсовой работы является описательный или дескриптивный  метод, который используется при  анализе и описании нового материала.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит  в том, чтобы разносторонне исследовать понятие и содержание нравственного воспитания детей и раскрыть значение игры в этом процессе.

Практическая  ценность определяется тем, что автор  выявляет особенности игр, направленных на развитие нравственности, а также приводит пример игры-занятия для формирования нравственного воспитания и морально-этических чувств детей, что можно использовать в работе педагога с детьми дошкольного возраста.

Структура курсовой работы содержит введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

В первой главе  уделено внимание рассмотрению термина  «нравственное воспитание», изучены различные методы нравственного воспитания дошкольников.

Вторая глава  содержит описание обоснование роли игры как средства воспитания нравственности ребенка, приведены особенности организации игры в детском саду, а также рассмотрен пример комплексного занятия-игры, направленного на развитие нравственности и доброжелательности.

В заключении подводятся итоги исследования выбранной темы курсовой работы, определяются выводы исследования.

В списке использованных источников приводятся работы отечественных  и зарубежных авторов, которые использовались при написании данной курсовой работы.

 

1 Теоретические основы  проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Сущность и содержание нравственного  воспитания дошкольника

 

 

Дошкольный  возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни  детей. Однако предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими.

Нравственность - такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности.

Сущность данного  термина дает основание для дифференцирования понятий «нравственное воспитание» и «моральное воспитание». Моральное воспитание представляет собой процесс односторонней регуляции поведения ребенка взрослыми на основе норм и правил того общества, к которому они принадлежат.

Содержание  понятия «нравственное воспитание»  несколько шире. Оно включает в  себя не только знание индивидом определенного  набора норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие  осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии.

В кратком словаре  по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное  ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [4,с. 345].

С годами понимание  нравственности изменилось. У Ожегова  С.И. мы видим: «Нравственность —  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [5, с. 414].

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в  какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [6, с.102].

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием  ребенка, учить умению чувствовать  человека.

«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать...незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [7, с. 170].

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к  эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1) Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2) Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3) Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4) Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5) Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой  дети постигают сущность добра и  зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости [8, с.161].

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. [9, с.386].

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Условно можно  выделить и описать возрастную периодизацию начал нравственного сознания дошкольников:

1) 3-4 года – нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной  мотивации - «диффузное» нравственное сознание;

2) 4-5 лет – недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений - «общая нравственная недифференцированность»;

3) 5-7 лет – способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал нравственного сознания».

Развитие морального сознания ребенка происходит через  восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают  и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решений и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Старшие дошкольники  способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство  самоуважения и его растущую самостоятельность.

Характерной особенностью дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки  детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стан.

Обсуждая с  детьми эти проблемы, взрослый стремится  воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и  красивей.

Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре