Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
1.1. Возрастной портрет дошкольника…..................................................
1.2. Понятие специальных творческих способностей, специфика их
проявления в изобразительном творчестве……………………………
Глава 2. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами………………………………….……………………
2.1. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию
творческих способностей……………………………………………….
2.2. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей………………………….
2.3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными
материалами……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Набрызг.

     Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

     Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек  плотного картона либо пластика (5x5 см).

     Способ  получения изображения: ребенок  набирает краску на кисть и ударяет  кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается  на бумагу.

     Отпечатки листьев.

     Возраст: от пяти лет.

     Средства  выразительности: фактура, цвет.

     Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

     Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

     Акварельные мелки.

     Возраст: от пяти лет.

     Средства  выразительности: пятно, цвет, линия.

     Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

     Способ  получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

     Тычкование.

     Возраст: от пяти лет.

     Средства  выразительности: фактура, объем.

     Материалы: квадраты из цветной двухсторонней  бумаги размером (2x2 см), журнальная и  газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

     Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

     Монотипия пейзажная.

     Возраст: от шести лет.

     Средства   выразительности:    пятно,   тон,   вертикальная   симметрия, изображение пространства в композиции.

     Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

     Способ  получения изображения: ребенок  складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Способность к творчеству является специфической  особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

     Проблема  развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

     Изобразительная деятельность – это отражение  окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный  образ (в частности, рисунок) может  выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

     Очень важны условия, при которых ребенок  эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

     Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные  занятия. Цель занимательных занятий  – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

     Таким образом, занятия занимательного характера  являются решающим фактором художественного  развития детей дошкольного возраста.

     Все вышесказанное подтвердилось в  курсовой работе, в которой рассматривались нетрадиционные техники рисования как метод обучения творчеству дошкольников.

 

Список  используемой литературы:

 

1. Гаврина  С. и др. Развиваем руки, чтоб  учиться и писать и красиво  рисовать. – Ярославль, 1997.

2. Григорьева  Г.Г. Развитие дошкольника в  изобразительной деятельности. –  М., 2000.

3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.

4. Казакова  Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.  и др. Рисование с детьми дошкольного  возраста: нетрадиционные техники,  планирование, конспекты занятий.  – М.: Сфера, 2005.

5. Квач  Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Комарова  С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

7. Комарова  Т., Савенко А. Коллективное творчество  детей. – М., 1998.

8. Комарова  Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

9. Комарова  Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

10. Костерин  Н. учебное рисование. – М., 1980.

11. Котляр  В. Изобразительная деятельность  дошкольников.- Киев, 1986.

12. Мелик  – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

13. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

14. Пластические  искусства: краткий терминологический  словарь. – М., 1995.

15. Программа  воспитания и обучения в детском  саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.

16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского  А.В. – М., 1990.

17. Саккулина  Н., Комарова Т. Изобразительная  деятельность в детском саду. – М., 1982.

18. Система  эстетического воспитания в детском  саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.

19. Сокольникова  Н.М. Изобразительное искусство:  Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.

20. Сокольникова  Н.М. Изобразительное искусство:  Коаткий словарь художественных  терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.

21. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.

23. Столяр  А. Происхождение изобразительного  искусства. – М., 1985.

24. Субботина  Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.

25. Теплов  Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.

26. Теория  и методика изодеятельности в  детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

27. Швайко  Г.С. Занятие по изобразительной  деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

28. Шоргина.  Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству