Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
1.1. Возрастной портрет дошкольника…..................................................
1.2. Понятие специальных творческих способностей, специфика их
проявления в изобразительном творчестве……………………………
Глава 2. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами………………………………….……………………
2.1. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию
творческих способностей……………………………………………….
2.2. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей………………………….
2.3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными
материалами……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного  возраста....

           1.1. Возрастной портрет дошкольника…..................................................

           1.2. Понятие специальных творческих способностей, специфика их

            проявления в изобразительном  творчестве……………………………

Глава 2. Развитие творческих способностей в рисовании  нетрадиционными техниками и  материалами………………………………….……………………

            2.1. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию

            творческих способностей……………………………………………….

            2.2. Занятия по рисованию нетрадиционными  техниками, как 

            средство развития творческих  способностей………………………….

            2.3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными

            материалами……………………………………………………………..  

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………   
Введение 

     Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

     Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

     Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

     Проблема  развития способностей дошкольников находится  сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как  по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

     При всем многообразии тематик можно  выделить две основные тенденции, характеризующие  теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход  в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

     Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

     Однако  практический аспект реализации развития художественных способностей детей  дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

     В современных педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость  занятий изобразительным творчеством  для умственного, эстетического  развития детей дошкольного возраста.

     В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями  и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

     Объектом  исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования живописными материалами.

     Предмет исследования: рисование живописными материалами как фактор развития художественно - творческих способностей.

 

1. Развитие творческих способностей детей дошкольного

     возраста  в процессе изотворчества 

1.1 Возрастной портрет дошкольника

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у  детей дошкольного возраста. В  дошкольном возрасте внимание детей  прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание  и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности поэтапного развития различных видов  деятельности детей старшего дошкольного  возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически  все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В среднем  и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые  игры развиваются, однако в это время  они отличаются уже гораздо большим  разнообразием тематики, ролей, игровых  действий, вводимых и реализуемых  в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

В старшем  дошкольном возрасте конструкторская  игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок  конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании  данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление  схематичного портрета обуславливается  индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии. Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их

проявления в изобразительном творчестве

 

     Изобразительная деятельность – это отражение  окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

     Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение  – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности.

     Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина).

     Первую  часть деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они  требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.

     Рассмотрим, как исследователи учитывают  особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры  этого вида способностей.

     В.И. Киреенко рассматривает способности  к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

     - способность воспринимать объект  в сочетании всех его свойств  как устойчивое системное целое,  даже если некоторые части  этого целого в данный момент  не могут наблюдаться;

     - способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

     - способность оценивать пропорции;

     - способность оценивать степень  приближения  данного цвета  к белому;

     - способность оценивать перспективные  сокращения [2, С. 38].

     Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).

Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству