Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа
При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
1.1. Возрастной портрет дошкольника…..................................................
1.2. Понятие специальных творческих способностей, специфика их
проявления в изобразительном творчестве……………………………
Глава 2. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами………………………………….……………………
2.1. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию
творческих способностей……………………………………………….
2.2. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей………………………….
2.3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными
материалами……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
Второй
компонент – специальная
Кроме этого выделяется фон способности – эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.
Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной и в исполнительской деятельности.
Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А.Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способностей.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом.
В
1959 году вышла одна из интереснейших
работ Н.П. Саккулиной по проблеме способностей
к изобразительной деятельности
«Развитие художественно-
Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1.
Восприятие и связанное с ним
представление. Чтобы
2.
Овладение средствами
Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3.
Овладение техникой рисунка.
Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.
В
этой же работе Н.П. Саккулина выделяет
показатель уровня развития способности
к изображению – степень
Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками.
Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей.
Однако,
четкого выделения компонентов
этой способности Н.П. Саккулина
не дает. Из рассуждений автора о
возможной выразительности
1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.
А это, как отмечает Н.П. Саккулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности) [17, С. 45].
2.
Интеллектуальная активность. Проявляется
это качество в переработке
впечатлений, отборе того, что
поразило сознание, чувство, в
направленности ребенка на
Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.
В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта[17, С. 49].
Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.
В дальнейших исследованиях Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:
1.
Способность целенаправленного
аналитико-синтетического
2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.
3.
Способность создания
4.
Способность совершать
5.
Способность восприятия
6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.
Хотя
эти способности названы
Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности [17, С. 58].
Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине [17, С. 61].
Разработав детальную методику, формирования у детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.
Действительно,
ручная умелость в данном понимании
и вышеназванные сенсорные
В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.
1.
Способность образного видения
окружающего (умение наблюдать,
2.
Способность создавать
3.
Способность проявлять
4.
Способность «вхождения» в
Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.
Таким
образом, при всех различиях в
подходе определения
При рассмотрении понятия «занятие по рисованию как основная форма работы», следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.
Типы занятий дифференцируются по характеру вещей, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:
Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству