Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
1.1. Возрастной портрет дошкольника…..................................................
1.2. Понятие специальных творческих способностей, специфика их
проявления в изобразительном творчестве……………………………
Глава 2. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами………………………………….……………………
2.1. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию
творческих способностей……………………………………………….
2.2. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей………………………….
2.3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными
материалами……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Второй  компонент – специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции  с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

     Кроме этого выделяется фон способности  – эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.

     Исходя  из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной и в исполнительской деятельности.

     Очень важно выделение специальной  умелости руки как одного из компонентов  способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А.Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способностей.

     Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии  узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом.

     В 1959 году вышла одна из интереснейших  работ Н.П. Саккулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного  возраста в занятиях рисованием».

     Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

     Способность к изображению состоит из трех компонентов:

     1. Восприятие и связанное с ним  представление. Чтобы научиться  изображать, надо овладеть особым  способом восприятия: видеть предмет  в целом (воспринимать содержание  и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

     2. Овладение средствами графического  воплощения образа (овладение комплексом  умений и навыков изображения,  формы, строения, пропорциональных  отношений, положения в пространстве).

     Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению  нельзя сформировать.

     3. Овладение техникой рисунка. Технические  умения и навыки тесно слиты  с графическими, являются их составной  частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.

     Из  трех компонентов развития способности  к изображению необходимо иметь  задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

     В этой же работе Н.П. Саккулина выделяет показатель уровня развития способности  к изображению – степень реальности изображения и делает выводы о  возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать  к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма.

     Н.П. Сакулина отмечает, что способность  к изображению обуславливает  создание любого рисунка с различными целевыми установками.

     Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей.

     Однако, четкого выделения компонентов  этой способности Н.П. Саккулина  не дает. Из рассуждений автора о  возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые  качества (свойства), составляющие способность  к образному выражению:

     1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

     А это, как отмечает Н.П. Саккулина, ступень  более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности) [17, С. 45].

     2. Интеллектуальная активность. Проявляется  это качество в переработке  впечатлений, отборе того, что  поразило сознание, чувство, в  направленности ребенка на создание  нового, оригинального художественно-выразительного образа.

     Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие  свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и  овладеть системой изобразительных умений и навыков.

     В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется  в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых  действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта[17, С. 49].

     Таким образом, способность к образному  выражению предполагает наличие  способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности  ребенка на создание нового, оригинального образа.

     В дальнейших исследованиях Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

     1. Способность целенаправленного  аналитико-синтетического восприятия  изображаемого предмета.

     2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

     3. Способность создания изображения  предмета на основе имеющегося  представления согласно материалу,  технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

     4. Способность совершать комплекс  движений под контролем зрения.

     5. Способность восприятия создаваемого  и законченного изображения и  сенсорной оценки его согласно  имеющемуся представлению.

     6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.

     Хотя  эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения.

     Следовательно, в реальной деятельности все способности  находятся в сложном системном  сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности [17, С. 58].

     Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную  способность, которую можно и  нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности  выделяются три компонента: техника  рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине [17, С. 61].

     Разработав  детальную методику, формирования у  детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает ее как  средство, овладев которым ребенок  сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

     Действительно, ручная умелость в данном понимании  и вышеназванные сенсорные способности (восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению; оперирование представлениями и преобразование их при помощи воображения) по существу, составляют основы исполнительской части изобразительной деятельности. Эта способность – пример сложного диалектического единства взаимосвязи, взаимопереходов разных способностей. Относительно изобразительной деятельности в целом, ручная умелость выступает как способность и специальная и общая. Относительно способности творческого самовыражения она выступает как средство – комплекс знаний, умений и навыков.

     В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой  целенаправленного и активного  воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под  руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.

     1. Способность образного видения  окружающего (умение наблюдать,  замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет  наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.).

     2. Способность создавать разнообразные,  относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

     3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в  поиске содержания и наиболее  выразительных средств создания  образа.

     4. Способность «вхождения» в изображаемые  обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно  переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.

     Выделенные  выше художественно-творческие способности  представляют собой или своеобразие  психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.

     Таким образом, при всех различиях в  подходе определения содержания, структуры способностей к изобразительной  деятельности среди них отчетливо  можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Развитие творческих способностей в рисовании

нетрадиционными техниками и материалами

2.1 Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию

творческих  способностей

 

     При рассмотрении понятия «занятие по рисованию  как основная форма работы», следует  различать типы и виды занятий  по изобразительной деятельности.

     Типы  занятий дифференцируются по характеру  вещей, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству