Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
1.1. Возрастной портрет дошкольника…..................................................
1.2. Понятие специальных творческих способностей, специфика их
проявления в изобразительном творчестве……………………………
Глава 2. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами………………………………….……………………
2.1. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию
творческих способностей……………………………………………….
2.2. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей………………………….
2.3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными
материалами……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     - занятия по сообщению детям  новых знаний и ознакомлению  их с новыми способами изображения;

     - занятия по упражнению детей  в применении знаний и способов  действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

     - занятия творческие, на которых  дети включаются в поисковую  деятельность, свободны и самостоятельны  в разработке и реализации  замыслов.

     В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе  все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения.

     Занятия по изобразительной деятельности с  дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам, в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают рисование по представлению, по памяти, с натуры, а так же предметное, сюжетное и декоративное [10, С. 20].

     Изобразительная деятельность по представлению строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой  происходит переработка опыта, впечатлений  и создается относительно новый  образ. Изображение по памяти  строится на основе представления конкретного предмета, которые дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить.

     Есть  занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными. В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

     Вступительная беседа на занятии занимает не слишком  много времени. Важно только вызвать  у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости  создания разнообразных, относительно неповторимых образов.

     В процессе исполнительной части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя»  образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.

     Разнообразие, выразительность, оригинальность образов  – предмет разговора при просмотре  результатов таких занятий.

     В младшей группе в ходе предварительной  подготовки к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторяют известные  им изображеня. Воспитателю важно  побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.

     Дети  средней группы более свободны и  вариативны в поиске новых тем. Предварительные  беседы с ними можно проводить  накануне дня рисования, утром и  на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Примерно половину занятия с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

     В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один - два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.

     Рисование по памяти чаще всего проводят в  подготовительной группе или в старшей в конце года.

     Для рисования по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными  частями, относительно простой формы, малодетальные, возможно изображение  простых пейзажей. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, отличался  от других, запоминался (формой, цветом, величиной).

     Изображение с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. В исследовании Т.Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.

     Виды  занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке), по музыкальным произведениям.

     Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под  одним тематическим содержанием  объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальное (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

     Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник. Очень важно, чтобы  у детей рождались этические  чувства, радость от того, что они  делают. Однако достижение этой цели может быть затруднено некоторыми объективными обстоятельствами. Ведь переход ребенка от одного вида деятельности требует переключения внимания. Дети выполняют при этом все, что от них требуется, но нарастания чувства не происходит. Только ребенок увлекается рисунком, как ему надо переключаться на другой вид деятельности. Происходит разрушение образа, возникающего настроения. Ребенок не успевает «входить» в другой образ.

     Это возможно, если интегрированные занятия  разных видов художественной деятельности будут строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода.

     Итак, в основе интеграции разных видов  искусств на занятии должно быть системообразующее  начало. Таковым может быть тема. Но этого недостаточно. Не менее, а может, и более важным является нравственно-этическое чувство.

     Другим  интегрирующим моментом, сочетающимся с остальными, может быть задача развития творчества в восприятии и  создании художественных образов. Велика роль педагога на таких занятиях. Личностное влияние на детей он оказывает не только примером искреннего чувства, отношения к искусству, но и способностью построить и вести такое занятие, проявив творчество, вкус, чувство меры, способность к импровизации, так необходимой в живом общении с детьми. Чем больше увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют [10, С. 48].

     Наиболее  интересными занятиями, которые  стимулируют творческий потенциал  детей, а значит развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.  

     Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных  занятий - создать устойчивую мотивацию  к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен.

     Занимательные занятия делятся на два типа: с  традиционными изобразительными материалами  и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.

     Среди первых наиболее выигрышными с точки  зрения занимательности являются занятия  интегрированного характера. Раньше они носили название комплексных. В таких занятиях объединялись элементы нескольких направлений образовательной работы, что не могло не вызвать детский интерес. Хотя, по сути, каждое занятие по изодеятельности является комплексным, ведь постоянно используются и литературные фрагменты, и музыкальный фон, и т.д. На занятиях с различными изобразительными материалами широко используется художественное слово.

     Также к интегрированным занятиям относят  те, где используется сразу несколько  видов изобразительной деятельности - и рисование, и лепка, и аппликация.

     Однако  проведение комплексных (интегрированных) занятий по изобразительной деятельности (ИЗО + математика; ИЗО + экология; ИЗО + музыка + физкультура) требует особой подготовки как воспитателя, так  и детей, и обычно такие занятия проводятся в конкретной группе ДОУ не чаще двух раз в квартал.

     Поэтому в другое время сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей помогают занятия  второго типа - с нетрадиционными  материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.

     Существует  даже такой необычный приём, как  рисование апельсинами - когда в  лоток или коробку небольшого объёма наливается краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин выполняет роль «кисти».

     Так или иначе, но создание творческой атмосферы  зависит от желания и умения взрослого  создавать условия для развития детского творчества Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.

     Таким образом, занятия занимательного характера  являются решающим фактором художественного  развития детей дошкольного возраста.

2.2 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как

средство  развития творческих способностей

 

     Опыт  показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

     Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать [5, С. 18].

       Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как метод обучения дошкольников творчеству