Научное творчество

Автор: v***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:16, доклад

Описание работы

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Но если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов младших школьников, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………
1.Сущность явления творчества ………………………………………………….
1.1 Научное творчество………………………………………..……………..
2.Возможности исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………………………………………
2.1 Проектная деятельность …………………………………………….……
2.1.1 Понятие проектной деятельности … ………………………………
2.1.2 Виды проектной деятельности ……………………………………
2.1.3 Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе ………
2.1.4 Трудности и недостатки……………………………………….……
Заключение ………………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

    Проектная деятельность также участвует в  формировании учебной мотивации младших школьников. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. В противном случае многих из них перестает интересовать учебная деятельность, страдает мотивация учения. А проектная деятельность позволяет увидеть результат своей работы сравнительно быстро, да и цели деятельности важны и значимы для ребёнка, что, несомненно, влияет на мотивацию. Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна, отличается новизной, и именно она обеспечивает насыщение познавательных мотивов, характерных для ведущей деятельности младшего школьного возраста.

    Проектирование  способствует и развитию личностных качеств. В младшем школьном возрасте к особенностям личности относятся такие качества как трудолюбие и добросовестность. Трудолюбие воспитывается, когда ребенок получает удовлетворение от труда, как это происходит в проектной деятельности. Включение в неё младших школьников меняет их отношение к трудовой деятельности, формирует ценностное отношение к ней и адекватное представление о труде, способствует развитию трудолюбия как черты характера.

  Развивающий характер проектной деятельности, несомненно, отражается и на познавательной сфере школьников.  Формируются мыслительные операции. Усваивается структура учебной деятельности. Развиваются гибкость, быстрота мышления, творческое воображение.

    Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций. Впервые в проектной деятельности школьники сталкиваются с задачами, у которых нет единственно правильного решения (20)

    Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность (8). Сущность овладения которой состоит в усвоении ее структуры: учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки. (4) В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. Все внимание и учителя, и учащихся направлено на усвоение знаний, умений, навыков. В проектной деятельности структурные компоненты формируются открыто, в процессе выполнения заданий проекта.

    Проектная деятельность — деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности: гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому пониманию причинно-следственных связей.

    Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, красиво и правильно выражать свои мысли, следовательно, идёт работа по развитию речи.

    Успешное  выполнение, защита своего изделия  формируют самоуважение, учат видеть себя человеком, обладающим положительными качествами, что очень значимо для, младших школьников, которые стремятся к освоению взрослых социальных ролей.

    Таким образом, проектная деятельность в  младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Овладение опытом проектной деятельности оказывает влияние на познавательную сферу. Проектирование способствует формированию учебной мотивации. Нигде больше, как в младшей школе, проектная деятельность не интегрирует в себе возможности совершенствования знаний  по другим учебным предметам и развивает  личностные качества на данном возрастном этапе. Она способствует формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности. Проектирование  активизирует развитие основных личностных новообразований возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности и рефлексии. 
 

      1. Трудности и недостатки

проектной деятельности 

    Система обучения, которая уже успела стать  привычной как для учащихся, так  и для учителя, когда последний  объясняет, даёт инструкции, предъявляет  учащимся образец действий, а затем  школьники просто воспроизводят  всё услышанное и увиденное, уже  не подходит. При работе с проектами  необходимо быть готовому к принятию неалгоритмизированных решений.

    Привычка  к репродуктивной деятельности вызывает затруднения у учащихся и в  обсуждении предстоящего проекта,  так как это требует умения высказывать своё мнение по той или  иной проблеме и обосновывать его. Этот барьер снимается включением методов  свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных игр.

    В схеме технологии работы над проектом, представленной Н.В. Матяшом (10)  выполняя действия (анализ, сравнение, выбор, исследование, изучение, формулировка, контроль, защита проекта и другие), необходимые при разработке, воплощении и представлении проекта учащиеся могут столкнуться с некоторыми трудностями. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Конечно, учитель должен постоянно контролировать работу проекта, советовать, помогать, дополнять и проверять  действия учеников. Но если учитывать, что дети в младшем школьном возрасте только начинают овладевать подобными умениями (анализировать, сравнивать и тому подобное), то на учителя ложится гораздо большая работа. 

    Трудности могут возникнуть и из-за недостатка ресурсов учебного времени, вследствие чего проектную деятельность не всегда можно организовывать в урочное время.

    Может возникнуть трудность также и  в формировании идеи продукта (проекта), в котором есть потребность. Неэффективно изготавливать изделия, которые никому не нужны. Право выбора объекта от идеи до ее воплощения необходимо дать учащимся, но следует объяснить, что мы живем в условиях ограниченности ресурсов и надо учитывать возможности школы, собственные и родителей.

    Трудно  найти что-либо, что на ряду с положительными качествами не имело бы отрицательных. Проектная деятельность не исключение и, не взирая на актуальность, она также  имеет свои недостатки. Так в одном из источников изученной литературы (24) указываются такие недостатки проектной деятельности как: неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности; повышение нагрузки на учителя и учеников (эмоциональной и не только). 

    Обратимся к истории. В советской педагогике метод проектов получил широкое распространение. Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена. (24) 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, на основе изученной литературы по проблеме научного творчества (исследовательской  деятельности и проектной деятельности) мы рассмотрели сущность понятий  «научное творчество проектной деятельности, представили некоторые виды проектов в соответствии с разными классификациями, а также попытались ответить на вопрос – зачем нужна проектная деятельность в начальной школе.

    Таким образом, проектное образование  очень важно и необходимо особенно для младших школьников. Оно оказывает влияние на познавательную сферу, способствует формированию учебной мотивации, даёт возможности совершенствования знаний  по другим учебным предметам, активизирует развитие основных личностных новообразований возраста. Кроме того, проектная деятельность развивает личностные качества учащихся, при том, что данный возрастной период является благоприятным, основным для становления младшего школьника как человека. 

  .

БИБЛИОГРАФИЯ
 
  1. Васильев  В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
 
  1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. — М., 1985.
 
  1.   Гамезо М.В., Домашенко  И.А. Атлас по спихологии. – М.: Просвещение, 1986. С.176; 
 
  1. Давыдов В.В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности. — В кн.: Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990.
 
  1. Джонс Дж. К. Методы проектирования. — М., 1986.
 
  1. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. — Казань, 1995.
 
  1.   Краткий  психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.  Петровского, М.Г. Ярошевского.  –М.: Политиздат, 1985. С.351.
 
  1. Леонтьев  А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
 
  1. Ляхов И.И. Проектная деятельность. — М., 1996.
 
  1. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. - М., 2000.
 
  1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников / Кн. для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Графф, 2002.
 
  1. Маляко  В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев, 1983.
 
  1. Маляко  В.А. Психология творческой деятельности. — Киев, 1978.
 
  1. Новикова  Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
 
  1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова и др.;  Под ред. В.В.Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.С.281.
 
  1.   Психологический  словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф.Ломова и  др. – М.: Педагогика, 1983
 
  1. Пушкин  В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967.
 
  1. Савенкова А.И. Учебное исследование в начальной школе // «Начальная школа». 2000. №12. С.101-108.
 
  1. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.
 
  1. Симоненко В.Д. Технологическая культура. — Брянск, 1999.
 
  1. Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии, 1992, №1-2.
 
  1. Юров  А.К. Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1987.
 
  1. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – М.: «Современное Слово», 1998. С.690.
 
  1. Festival.1september.ru
 
  1. School263u.narod.ru

Информация о работе Научное творчество