Автор: v***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:16, доклад
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Но если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов младших школьников, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства.
Введение…………………………………………………………………….………
1.Сущность явления творчества ………………………………………………….
1.1 Научное творчество………………………………………..……………..
2.Возможности исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………………………………………
2.1 Проектная деятельность …………………………………………….……
2.1.1 Понятие проектной деятельности … ………………………………
2.1.2 Виды проектной деятельности ……………………………………
2.1.3 Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе ………
2.1.4 Трудности и недостатки……………………………………….……
Заключение ………………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………………....
Российский государственный педагогический университет
имени
А.И. Герцена
Институт
детства
Кафедра
педагогики и психологии начального
обучения
РАБОТА
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-
ДОКЛАД ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА
В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ: НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Санкт – Петербург
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Сущность
явления творчества ……………………………
1.1
Научное творчество………………………………
2.Возможности
исследовательской
2.1
Проектная деятельность …………………
2.1.1
Понятие проектной
2.1.2 Виды проектной деятельности ……………………………………
2.1.3
Зачем нужна проектная
2.1.4
Трудности и недостатки……………………
Заключение ………………………………………………………………………...
Библиография
……………………………………………………………………....
Проблема приобщения к
В
последнее время рамка учения
(деятельности учащихся) становится шире
рамки обучения (деятельности преподавателя).
В качестве одной из важнейших
задач общего образования рассматривается
достижение такого уровня образованности
учащихся, который был бы достаточен
для самостоятельного творческого
решения мировоззренческих и
исследовательских проблем
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Но если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов младших школьников, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства.
В связи с вышесказанным.
1.
Сущность явления творчества
Существуют различные
Творчество – это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний, поскольку открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области. (15)
Если творчество рассматривать как процесс, то можно увидеть, что оно складывается из осознанных и неосознанных компонентов:
Исследования творчества
В качестве основных этапов творчества, взятых в общем виде, могут выступать следующие: (15)
1-ый этап. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.
2-ой этап. Концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.
3-ий этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов (работа с гипотезами), озарение.
4-ый этап. Проверка и доработка.
Конечно, содержание и форма
этапов творческого процесса
варьируется в зависимости от
того, о каком виде творчества
мы говорим: научном,
1.1 Научное творчество
Отметим, что в последнее время все чаще встает вопрос об активном использовании в школьной практике научного творчества.
Известно, что научное творчество направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей, отношений, на познание ещё неведомых процессов в природе и обществе.
Научное творчество предполагает установление факта существования явлений, процессов, вскрытие причин, их порождающих. Оно направлено на установление логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Поэтому важнейшую роль в научном творческом процессе играет мышление. Опираясь на воспринимаемые или представляемые факты, оно анализирует, соединяет, сравнивает, обобщает и т.д. и таким образом устанавливает закономерную связь.
Что
касается внедрения
в школьный процесс элементов научного
творчества, то речь в данном случае
ведётся о том, что процесс включения элементов
научного творчества в систему обучения
в начальной школе будет связан с созданием
какого-либо продукта. Этот продукт характеризуется
оригинальностью, существенно отличается
чем-то по форме и содержанию от других
продуктов той же функциональной нагрузки.
Здесь мы имеем дело именно с творчеством,
которое отражает процесс создания новых
для данного субъекта ценностей – в виде
понятия, знания, умения и т.д.
2. Возможности исследовательской деятельности
младших школьников
Глобальные изменения в
В связи с этим, А.И. Савенков (18) акцентирует внимание на том, что дети младшего школьного возраста, по природе своей, - исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности. Однако А.И.Савенков вполне справедливо отмечает, что утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно противоречит этому.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в
До настоящего времени не дано
строгого понятия «учебно-
В
то же время, анализ состояния приобщения
учащихся к учебно-исследовательской
деятельности свидетельствует о
том, что это явление приобретает
в школах массовый характер: возрастает
интерес к личности ученого, отмечается,
что именно личность, владеющая основами
и навыками исследовательского характера
способна к самореализации, к созданию
новых технологий, к преобразованию
социальной действительности. Ученые-педагоги
акцентируют внимание на необходимости
разработки проблемы подготовки школьников
к учебно-исследовательской
Таким
образом, с одной стороны, в науке
созданы предпосылки
•
потребностью педагогики в теоретическом
осмыслении процесса приобщения учащихся
к учебно-исследовательской
• интенсивным развитием творческой сферы,
наличием субъективных ресурсов в младшем
школьном возрасте и невостребованностью
этих новообразований возраста;
• осознанием учителем важности выполнения
своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской
деятельностью и недостаточным уровнем
педагогического обеспечения организации
данного процесса.
С учетом вышеизложенного нами сформулирована
проблема исследования: теоретическое
и практическое обоснование эффективности
процесса приобщения к учебно-исследовательской
деятельности учащихся младших классов
гимназии. Решение данной проблемы составляет
цель нашего исследования.
Объект исследования — исследовательская
деятельность младших школьников.
Предмет исследования - процесс приобщения
младших школьников и исследовательской
деятельности.
Анализ литературы, имеющегося практического,
в том числе и опыта соискателя по данной
проблеме позволили сформулировать гипотезу,
согласно которой процесс приобщения
младших школьников к учебно-исследовательской
деятельности станет эффективным, если:
• технология формирования учебно-исследовательской
деятельности будет представлена системой
взаимосвязанных действий на основе инструментально
- дидактических средств;
• совокупность педагогических условий
будет включать: организацию субъект-субъектного
взаимодействия в системе «ученик - учитель»
в процессе учебно-исследовательской
деятельности учащихся;