Научное творчество

Автор: v***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:16, доклад

Описание работы

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Но если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов младших школьников, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………
1.Сущность явления творчества ………………………………………………….
1.1 Научное творчество………………………………………..……………..
2.Возможности исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………………………………………
2.1 Проектная деятельность …………………………………………….……
2.1.1 Понятие проектной деятельности … ………………………………
2.1.2 Виды проектной деятельности ……………………………………
2.1.3 Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе ………
2.1.4 Трудности и недостатки……………………………………….……
Заключение ………………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

Российский  государственный педагогический университет

имени  А.И. Герцена 

Институт  детства 

Кафедра педагогики и психологии начального обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАБОТА  ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» 

ДОКЛАД  ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА

В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ: НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт –  Петербург

2007 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………….………

1.Сущность  явления творчества ………………………………………………….

    1.1 Научное творчество………………………………………..……………..

2.Возможности  исследовательской деятельности  младших школьников…………………………………………………………………………

    2.1 Проектная деятельность …………………………………………….……

       2.1.1 Понятие проектной деятельности  … ………………………………

       2.1.2 Виды проектной деятельности   ……………………………………

       2.1.3 Зачем нужна проектная деятельность  в начальной школе ………

       2.1.4 Трудности и недостатки……………………………………….……

Заключение  ………………………………………………………………………...

Библиография  …………………………………………………………………….... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 

      Проблема приобщения к научному  творчеству, к учебно-исследовательской  деятельности учащихся вообще, в  частности начальных классов,  остается актуальной в педагогике по сей день. Долгое время, до 60-70гг., эта проблема была закрытой. Однако позднее начинает разрабатываться подход к ее пониманию. Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка.

    В последнее время рамка учения (деятельности учащихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя). В качестве одной из важнейших  задач общего образования рассматривается  достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого  решения мировоззренческих и  исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При  этом овладение методами учебно-исследовательской  деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

    Неутомимая  жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание  экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских  возрастов. Однако в настоящее время  весьма распространено мнение, что  официальное обучение учебно-исследовательским  навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Но если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов младших школьников, то нам останется  только удивляться той легкости, с  которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес  детства.

      В связи с вышесказанным. Отметим,  что в нашей работе мы постарались  рассмотреть, как и в каких  формах возможно воплощение научного  творчества  уже в начальной  школе. Для этого в нашей  работе раскрыты характеристики  научного творчества как процесса, выявлены возможности исследовательской  деятельности в начальной школе  и определены подходы к проектной  деятельности.

     
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность явления творчества 

      Существуют различные интерпретации  понятия «творчества» (Юрчук В.В.; Гамезо М.В., Домашенко И.А.; А.В.  Петровский, М.Г. Ярошевский; В.В.Давыдов,  А.В. Запорожец, Б.Ф.Ломова).    Однако, проанализировав некоторые  из них, можно обнаружить то  общее, что раскрывает глубинную  сущность данного явления. Творчество является деятельностью субъекта (субъектов) по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей (материально-интеллектуально-духовных), продуктивной формой активности и самостоятельности человека.

      Творчество – это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний, поскольку открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области. (15)

      Если творчество рассматривать как процесс, то можно увидеть, что оно складывается из осознанных и неосознанных компонентов:

    • постановки вопроса,
    • мобилизации необходимых знаний, личного опыта,
    • выдвижения гипотез,
    • определения путей и способов решения задачи,
    • специальных наблюдений,
    • экспериментов,
    • обобщения полученных фактов,
    • оформления их в виде  различных структур (образных, математических, графических, предметных).

      Исследования творчества свидетельствуют  о том, что оно имеет общие  принципы и этапы, реализующие  указанные выше компоненты, вне  зависимости от вида деятельности. Вместе с этим не исключаются  закономерности и этапы, характерные  для творчества в пределах  конкретного содержания.

      В качестве основных этапов творчества, взятых в общем виде, могут выступать следующие: (15)

    1-ый  этап. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

    2-ой  этап. Концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

    3-ий  этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов (работа с гипотезами), озарение.

    4-ый  этап. Проверка и доработка.

      Конечно, содержание и форма  этапов творческого процесса  варьируется в зависимости от  того, о каком виде творчества  мы говорим: научном, литературном, художественном или музыкальном  творчестве. 

    1.1 Научное творчество

    Отметим, что в последнее время все  чаще встает вопрос об активном использовании  в школьной практике научного творчества.

    Известно, что научное творчество направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей, отношений, на познание ещё неведомых процессов в природе и обществе.

    Научное творчество предполагает установление факта существования явлений, процессов, вскрытие причин, их порождающих. Оно  направлено на установление логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Поэтому важнейшую роль в научном творческом процессе играет мышление. Опираясь на воспринимаемые или представляемые факты, оно анализирует, соединяет, сравнивает, обобщает  и т.д. и таким образом устанавливает закономерную связь.

    Что касается внедрения в школьный процесс элементов научного творчества, то  речь в данном случае ведётся о том, что процесс включения элементов научного творчества в систему обучения в начальной школе будет связан с созданием какого-либо продукта. Этот продукт характеризуется оригинальностью, существенно отличается чем-то  по форме и содержанию от других продуктов той же функциональной нагрузки. Здесь мы имеем дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей – в виде понятия, знания, умения и т.д. 
 
 

2. Возможности исследовательской  деятельности 

младших школьников

       Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

       В связи с этим, А.И. Савенков  (18) акцентирует внимание на том, что дети младшего школьного возраста, по природе своей, - исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности. Однако А.И.Савенков вполне справедливо отмечает, что утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно противоречит этому.

    Происходящие  в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования,  имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формирования у  обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.         Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

         Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

        До настоящего времени не дано  строгого понятия «учебно-исследовательская  деятельность учащихся», не разработана  технология формирования исследовательской  деятельности учащихся, в высших  и средних учебных педагогических  заведениях страны не занимаются  подготовкой студентов к работе  по этой проблеме в школе,  не разработаны критерии, уровни  оценки сформированности учебно-исследовательской  деятельности школьников.

    В то же время, анализ состояния приобщения учащихся к учебно-исследовательской  деятельности свидетельствует о  том, что это явление приобретает  в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера  способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости  разработки проблемы подготовки школьников к учебно-исследовательской деятельности.

    Таким образом, с одной стороны, в науке  созданы предпосылки обоснования  возможности успешного становления  личности в процессе  исследовательской  деятельности, с другой - анализ научной  литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует  о наличии противоречий между: социальным заказом, предъявляемым образовательным  учреждениям на подготовку личности, способной к учебно-исследовательской  деятельности и сложившимися способами  организации данного процесса;

    • потребностью педагогики в теоретическом  осмыслении процесса приобщения учащихся к учебно-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы;  
• интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста;  
• осознанием учителем важности выполнения своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельностью и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.  
С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования: теоретическое и практическое обоснование эффективности процесса приобщения к учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов гимназии. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.  
Объект исследования — исследовательская деятельность младших школьников.  
Предмет исследования - процесс приобщения младших школьников и исследовательской деятельности.  
Анализ литературы, имеющегося практического, в том числе и опыта соискателя по данной проблеме позволили сформулировать гипотезу, согласно которой процесс приобщения младших школьников к учебно-исследовательской деятельности станет эффективным, если:  
• технология формирования учебно-исследовательской деятельности будет представлена системой взаимосвязанных действий на основе инструментально - дидактических средств;  
• совокупность педагогических условий будет включать: организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик - учитель» в процессе учебно-исследовательской деятельности учащихся;

Информация о работе Научное творчество