Научное творчество

Автор: v***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:16, доклад

Описание работы

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Но если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов младших школьников, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………
1.Сущность явления творчества ………………………………………………….
1.1 Научное творчество………………………………………..……………..
2.Возможности исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………………………………………
2.1 Проектная деятельность …………………………………………….……
2.1.1 Понятие проектной деятельности … ………………………………
2.1.2 Виды проектной деятельности ……………………………………
2.1.3 Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе ………
2.1.4 Трудности и недостатки……………………………………….……
Заключение ………………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 56.89 Кб (Скачать)
  • • развитие творческой активности учащегося направлено на обучение научным методам познаниям и технологиям решения исследовательских задач и проблем.
 
 
 

      Всякая деятельность включает  в себя цель, средства, результат  и сам процесс. может быть  отнесено к творчеству. Р.Муни  выделяет четыре подхода к  понятию «творчество» в зависимости  от того, какие из данных четырех  направлений выходят на первый  план: среда, в которой осуществляется  творчество, творческий процесс,  творческий продукт, творческая  личность.

    Данные  направления принимаются нами в  качестве основы в характеристике процесса познания исследовательской деятельности.  
Исследование - один из четырех универсальных типов мыследеятельности, адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.  
    «Исследование - способ производства нового знания, характерный для науки как специализированная форма познавательной деятельности. В отличие от непосредственного восприятия, осознания, размышления и т.п., исследование предполагает явную фиксацию цели и средства познания, ориентируется методологическими формами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» (Леонтович А.В.).  
Различаются два взаимосвязанных уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Оба этих вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического, ставит перед ним новые задачи. Теоретическое исследование, развивая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое.  
   Заметим, что исследование, в отличие от проектирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель - установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

      Исследование как вид деятельности  появляется еще, видимо, у животных  в неотрефлексированном виде. Так,  П. Тейяр де Шарден утверждает, что многие животные проявляют  «...любопытство к окружающему  с его удовольствием исследования...».  
Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, институты. С появлением науки выделяется отдельная социальная группа людей - ученые, главным видом деятельности которых является исследование.  
    Ведущей ценностью исследования является ценность процесса движения к истине. Именно поэтому исследование — главное средство развития науки, которая стремится к построению предельно объективной картины мира. Классик русской и мировой науки В.И. Вернадский писал: «Наука есть сложное социальное создание человечества, единственное, и ни с чем не сравнимое, ибо больше, чем литература и искусство, она носит всемирный характер, слабо связана с формами государственной и общественной жизни. Это социальное всечеловеческое образование, ибо в основе ее лежит для всех равно обязательная сила научных фактов и обобщений».  
Современная эпоха все в большей мере требует от учащегося не только знаний, как таковых, по отдельным предметам, приобретенным в ходе учебного процесса, но, прежде всего, целостного мироощущения и миропонимания, сформулированного на основе единства целостного знания
 

 Отметим, что под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

 Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

 Главным результатом исследовательской  деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

 Отметим также, что в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности. При этом из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

    Исследование можно рассматривать  как интегративное дидактическое  средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

     Отметим, что при организации  данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой.   Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами  исследования как общеучебными умениями. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

  Таким  образом, исследовательская деятельность  является одним из важных аспектов  развития личности. Решения, найденные  школьником в процессе собственной  исследовательской деятельности, формируют  у него совокупность взглядов  на все механизмы учебной деятельности  в целом. А сама работа над  учебным исследованием позволяет  выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

2. 1 Проектная деятельность

2.1.1 Понятие проектной  деятельности 

    Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж.Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и другие выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет  учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов  своего труда.

    В советской педагогике метод получил  распространение в 20-е годы XX века. Была создана система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов, что привело к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В  результате до 90-х г.г. XX века в практике советской школы проективная  методика не использовалась. (24)

    В современном образовании различают  широкое толкование проекта как  понятия и образовательную технологию - “метод проектов”. Рассмотрим некоторые  определения понятий «проект» и  «проектная деятельность» в частности.

    Термин  «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».

    Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. (11)

    Также под проектом понимают совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. (25)

    Метод проектов (проектная методика) обозначает систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

    Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. (24)

    Таким образом, те, кто рассматривает это  понятие, подразумевают под проектом - объект (идеальный или материальный), некий результат деятельности. Кто-то включают в определение замысел  и план действий по осуществлению  этого проекта. Некоторые, помимо объекта  и плана -  совокупность действий (деятельность), систему способов и  приёмов по разработке этого плана. По моему мнению, последние ближе  всего к истине. Если не включать в понятие «проект», например, план его реализации, то будет подразумеваться  только результат проекта, а не он сам. Если же исключить из определения  деятельность (саму реализацию проекта), то получится – отстранённый образ  некого объекта и идеи по воплощению его в жизнь. Следовательно, в  понятие «проект» следует включать: образ предполагаемого объекта, план действий, деятельность по реализации плана и сам объект – результат  всего проекта.

    До  сих пор в большинстве случаев  понятие «проект» рассматривался как  вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства. Проектность  — определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. (9)

Информация о работе Научное творчество