Автор: v***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:16, доклад
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Но если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов младших школьников, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства.
Введение…………………………………………………………………….………
1.Сущность явления творчества ………………………………………………….
1.1 Научное творчество………………………………………..……………..
2.Возможности исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………………………………………
2.1 Проектная деятельность …………………………………………….……
2.1.1 Понятие проектной деятельности … ………………………………
2.1.2 Виды проектной деятельности ……………………………………
2.1.3 Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе ………
2.1.4 Трудности и недостатки……………………………………….……
Заключение ………………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………………....
Проектностью пронизаны наука, искусство, психология человека. В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерной направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время, как отмечают известные ученые, обучение проектированию есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.
Проектная деятельность школьников и профессиональная проектная деятельность специалистов существенно отличаются друг от друга.
Основной целью профессиональной, трудовой проектной деятельности является производство общественно ценного продукта в виде какого-либо технического проекта, представленного чаще всего в графической форме — чертежи, схемы, иногда в виде макета будущего изделия, объекта проектирования. К целям проектировщика как субъекта трудовой деятельности не относится производство самого реального объекта. Воплощение созданного проекта в жизнь относится к целям деятельности представителей других профессий. (11)
В отличие от этого, проектная деятельность школьников служит для развития разных сторон личности ребенка: рефлексии, произвольности, коммуникативных навыков, обобщённых способов учебной деятельности. Поэтому основным продуктом профессиональной проектной деятельности является технический проект, а для проектной деятельности школьников конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная законченная вещь, имеющая субъективную ценность. В качестве средства обучения проектная деятельность школьников позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика. В проектной же деятельности профессионала извне задается в общем случае лишь тема проекта, а его содержание и уровень сложности определяются самим субъектом труда и зависят от многих внешних факторов.
Различие в целях проектной деятельности профессионала и школьника определяет и различие в мотивации самой проектной деятельности. Профессионалом руководит совокупность мотивов социального и личностного характера: профессиональный долг и ответственность за свой труд; получение вознаграждения за результаты труда, поддержание и достижение определенного социального статуса в своей профессиональной группе.
В проектной деятельности школьников социальные мотивы также играют важную роль и, в сущности, схожи — желание получить положительные отметки за свои знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно-познавательные мотивы: стремление к познанию нового, разрешения возникающих по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствования.
Проектная деятельность школьников состоит из нескольких фаз (11):
Эти же этапы включает и профессиональная проектная деятельность. Но профессиональная проектная деятельность этим ограничивается. Что же касается проектной деятельности школьников, в ней представлен еще один этап — заключительный, выполняющий функцию развертывания знаковой структуры проекта:
3. Материальное
воплощение замысла (
Таким
образом, проектную
деятельность школьников
можно определить как форму их учебно-познавательной
активности, заключающуюся в достижении
сознательно поставленной цели по созданию
творческого проекта, обеспечивающую
единство и преемственность различных
сторон процесса обучения и являющуюся
средством развития личности ребенка.
(11)
2.1. 2
Виды проектной деятельности
Учитывая разнообразие классификаций, можно выделить большое количество видов проектов.
Прикладные, которые отличают следующие черты:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность
учащихся по решению творческих задач
с заранее неизвестным
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Поскольку структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, это часто служит основанием для их интеграции.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определённый социальный опыт. Для них характерно:
В соответствии со структурой содержания проекта выделяют монопроекты и межпредметные (интегрированные) проекты.
По содержанию проекты могут быть:
Языковые (лингвистические). Они чрезвычайно популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах.
Культурологические проекты связаны с историей и традициями стран.
Естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой).
Экологические проекты так же, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные).
Спортивные проекты. Часто в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных), методики тренировок, делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр, обсуждают итоги крупных международных соревнований.
Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события.
Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой.
По характеру контактов проекты бывают: локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными.
По количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными.
По продолжительности выполнения – краткосрочными (тема 2-4 часа), средней продолжительности (блок 8-10 часов) и долгосрочными (от 20 до 60 часа). (25)
По преобладающим технологическим процессам различают проекты: архаичные (ручные технологии преобразования материалов), традиционные (машинные технологии преобразования сырья, энергии, информации), инновационные (технологии преобразования на основе радиоэлектроники и телемеханики). (11)
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В первом классе учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Основными задачами проектного образования младших школьников являются (11):
По содержанию: формирование наглядно-образного представления о мире и развитие манипулятивных навыков: прикладная художественная обработка разных материалов; выращивание растений; уход за домашними животными.
По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.
Включение школьников в проектную деятельность явление новое, а внедрение нового всегда сопровождается трудностями.
Многим школьникам придется
Обсуждение
предстоящей проектной
Именно в младших классах актуальность проектной деятельности очень велика. Проектная деятельность помогает овладению основ проектной деятельности, трудовыми операциями и способствует развитию возрастных особенностей личности.
Содержание проектной деятельности выступает как средство формирования новообразований личности младшего школьника (произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности).
В то время как в традиционном обучении учитель использует специальные приемы внешнего контроля для поддержания произвольности познавательных процессов (призывы-указания типа «не отвлекайтесь», «внимание», «тишина»), сама сущность проектной деятельности побуждает познавательные процессы актуализировать и развивать элементы произвольности. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к появлению произвольности высших психических функций, таких, как произвольность внимания, произвольность памяти, произвольное целенаправленное восприятие.
Как отмечает А.В. Петровский, важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на умение контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. Безусловно, проектная деятельность включает в себя такие этапы, что позволяет младшему школьнику проявлять рефлексивность.
Технология выполнения