Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа
Насилие в семье в его различных формах приобрело во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………….
Сущность и содержание понятий насилие и семья…………………………….
Определение термина «насилие», его формы………………………….
Определение понятия «семья»………………………………………….
Проблемы жестокого обращения внутри семьи……………………………..
Домашнее насилие – проблема общества………………………………
Истоки и причины насилия над детьми…………………………………
Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия……………………………………………………………………
Ответственность за совершение насилия в отношении
несовершеннолетнего………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ………………….………………………….
2.1. Описание методики исследования…...……………………..………………….
2.2. Ход исследования …………………...………………………………………….
2.3 Полученные результаты и их анализ…………………………………………..
2.3.1 Анализ и описание результатов исследования………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….........................
Любой вид жестокого
обращения с детьми ведет к
самым разнообразным
Отрицательными последствиями являются:
- задержка в физическом, речевом
развитии, задержка роста (у
- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
- попытки совершения
- уступчивость, податливость;
- ночные кошмары, нарушения сна,
- депрессии, печаль, беспомощность,
безнадежность,
- «сексуализация поведения» – постоянная готовность быть сексуальным объектом, формирование сексуально окрашенного поведения, которое воспринимается как необходимое, что является последствием рано начавшегося и продолжающегося длительное время сексуального насилия;
- формирование модели «любовь
всегда связана с жертвой,
- выработка защитной «стратегии
выживания» в виде диссоциации
личности, расщеплении образа Я:
отчуждения от собственного
- амбивалентность переживаний:
наличие одновременно и любви
и ненависти к тому человеку,
который подвергал ребёнка
- ощущение беспомощности;
-нарушения Я–концепции: восприятие себя как плохого (стигматизация), чувство вины, депрессия
Почему порка и даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
что он не заслуживает уважения;
что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
что насилие - это проявление любви;
что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
что от взрослых нет защиты[29]
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод, что дети
самая незащищенная, уязвимая и полностью
зависящая от взрослых часть общества.
Именно по вине взрослых они становятся
жертвами физического, сексуального и
эмоционального насилия. Выделение
проблемы насилия в семье в
самостоятельную социальную проблему
свидетельствует об ее актуальности,
необходимости разработки системы
профилактических и коррекционных
мер, направленных на ее разрешение. Семейное
насилие над детьми и жестокое
обращение не только создает угрозу
здоровью, интеллектуальному и
В белорусском законодательстве
насилие рассматривается как
весьма сложное явление, хотя в уголовном
праве республики выделяется только
два вида насилия: физическое и психическое.
Но далее психическое насилие
дифференцируется на угрозу: убийством,
причинением телесного
За нарушение прав
детей, в том числе в виде
насилия, родители, лица их заменяющие,
или другие взрослые несут
ответственность не только
Конкретно право детей
на защиту своих законных
Закон РБ "О правах ребенка"
также утверждает, что "каждый ребенок
имеет право на защиту своей личности
от любых видов эксплуатации и
насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике
дети, страдающие от злоупотреблений
особенно со стороны родителей, очень
редко обращаются за защитой своих
прав. По данным социологических опросов,
почти половина (40 %) жертв насилия,
в том числе
Эта же мера закреплена
в Кодексе РБ о браке и
семье, где детализируется, что
защита прав и законных
Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:
В нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление[16].
Если же последствия
оказались более тяжелыми, в действие
вступает УК, в котором устанавливает
наказание за нанесение
умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК);
менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК).
легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей[17].
Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под истязанием понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий. Как считают некоторые юристы, истязанием является также лишение ребенка сна, пищи, длительное оставление его в темном, холодном помещении и т.д. Истязания осуществляются только умышленно, т.е. лицо старше 16 лет должно осознавать, что причиняет боль и страдания[2]
Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей можно говорить о таком нарушении их прав, как оставление в опасности. Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств, поэтому определяется применительно к конкретной ситуации. Так, маленький и беспомощный ребенок может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один хоть на короткий срок, например, зимой в лесу. Для детей старше 2 лет представляет опасность размещение в доступных местах моющих и чистящих средств, соды, уксуса, лекарств, спичек, емкостей с горячими жидкостями и др. Уточним, что в уголовном праве выделяют умышленное и не умышленное (по неосторожности) оставление в опасности. Если родители или лица, их заменяющие, сознательно поместили ребенка в опасные для жизни условия, допуская возможность его гибели, и такое случилось, то виновные будут нести ответственность как за убийство (например, если мать оставила голого младенца зимой на улице). Но если родители, подсознательно желая смерти ребенку, не оказали ему помощи, когда он находился в опасности (например, в горящей квартире), то в случае его гибели они не будут отвечать как за убийство, поскольку опасность возникла не вследствие их действий, а по иным обстоятельствам, например, из-за собственной неосторожности ребенка[15].
Отдельного упоминания
заслуживают суицидальные попытки.
Дело в том, что в нашей стране
не считается преступником человек,
покушавшийся на самоубийство и оставшийся
жить. Однако в уголовном кодексе
закреплена ответственность за доведение
лица до суицида путем жестокого
обращения, систематического унижения
личного достоинства (оскорбление,
принуждение к унизительным действиям,
негуманное отношение и т.д.). Более
того, предусматривается усиление наказания
за те же действия, совершенные в
отношении лица, находящегося в зависимости
от виновного (ч. 2 ст. 145 УК). Именно под
эту норму подпадают
Информация о работе Насилие в семье как социально-педагогическая проблема