Насилие в семье как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Насилие в семье в его различных формах приобрело во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………….

Сущность и содержание понятий насилие и семья…………………………….

Определение термина «насилие», его формы………………………….

Определение понятия «семья»………………………………………….

Проблемы жестокого обращения внутри семьи……………………………..

Домашнее насилие – проблема общества………………………………

Истоки и причины насилия над детьми…………………………………

Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия……………………………………………………………………

Ответственность за совершение насилия в отношении
несовершеннолетнего………………………………………………………….

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ………………….………………………….
2.1. Описание методики исследования…...……………………..………………….
2.2. Ход исследования …………………...………………………………………….
2.3 Полученные результаты и их анализ…………………………………………..
2.3.1 Анализ и описание результатов исследования………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….........................

Работа содержит 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_Respubliki_Belarus.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

Любой вид жестокого  обращения с детьми ведет к  самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно — ущерб  для здоровья ребенка или опасность для его жизни[28].

Отрицательными последствиями  являются:

- задержка в физическом, речевом  развитии, задержка роста (у дошкольников  и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные  привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в  жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, нарушения сна,  страхи темноты, людей, боязнь  гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность,  безнадежность, заторможенность;

- «сексуализация поведения» – постоянная готовность быть сексуальным объектом, формирование сексуально окрашенного поведения, которое воспринимается как необходимое, что является последствием рано начавшегося и продолжающегося длительное время сексуального насилия;

- формирование модели «любовь  всегда связана с жертвой, болью», нарушение способности строить  долгосрочные партнерские отношения;

- выработка защитной «стратегии  выживания» в виде диссоциации  личности, расщеплении образа Я:  отчуждения от собственного тела, тело воспринимается как не  свое («то, что происходит с  телом, – это происходит не  со мной»), ощущение нереальности  происходящего и частичная амнезия;

- амбивалентность переживаний:  наличие одновременно и любви  и ненависти к тому человеку, который подвергал ребёнка насилию;

- ощущение беспомощности;

-нарушения Я–концепции: восприятие себя как плохого (стигматизация), чувство вины, депрессия

Почему порка и даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

  • Они преподают ребенку урок насилия
  • Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим
  • Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара
  • В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве
  • Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже
  • Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию
  • Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир

Какой урок, и с какими последствиями  сможет вынести ребенок из порки  и битья?

Ребенок узнает:

что он не заслуживает уважения;

что хорошему можно научиться посредством  наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию  наказывать других);

что страдание не нужно принимать  близко к сердцу, его следует игнорировать;

что насилие - это проявление любви;

что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

что от взрослых нет защиты[29]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дети самая незащищенная, уязвимая и полностью  зависящая от взрослых часть общества. Именно по вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального и  эмоционального насилия. Выделение  проблемы насилия в семье в  самостоятельную социальную проблему свидетельствует об ее актуальности, необходимости разработки системы  профилактических и коррекционных  мер, направленных на ее разрешение. Семейное насилие над детьми и жестокое обращение не только создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию отдельного ребенка и даже целых групп детей, но и безопасности общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетнего

 

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как  весьма сложное явление, хотя в уголовном  праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие  дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности  подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее, в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов[19].

 За нарушение прав  детей, в том числе в виде  насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут  ответственность не только нравственного,  но и юридического порядка,  на основании административного,  уголовного, семейного и/или гражданского  права. Одним из обязательных  условий юридической ответственности  выступает вина, наличие или отсутствие  которой является определяющим  при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если  законные представители ребенка  виновны в неисполнении своих  обязанностей, к ним может быть  применена мера ответственности  в виде лишения родительских  прав. Если те же действия они  совершили из-за душевного заболевания,  то к ним применяется мера  защиты, т.е. отобрание детей без  лишения родительских прав. Кроме  того, при назначении наказания  учитывается характер и последствия  нарушений прав детей, наличие  или отсутствие специальных обязанностей  в отношении несовершеннолетнего,  причины и мотивы действий  взрослых, системность и пр.[7]

 Конкретно право детей  на защиту своих законных интересов  и личности от любых видов  эксплуатации и насилия закреплено  в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ "О правах ребенка", Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом. Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

 

  • обеспечение в максимально  возможной степени здорового  развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)[8]

Закон РБ "О правах ребенка" также утверждает, что "каждый ребенок  имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и  насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений  особенно со стороны родителей, очень  редко обращаются за защитой своих  прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность  наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно  сообщать о ребенке, попавшем в кризисную  ситуацию, в компетентный государственный орган[3].

 Эта же мера закреплена  в Кодексе РБ о браке и  семье, где детализируется, что  защита прав и законных интересов  ребенка осуществляется родителями  или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами  опеки и попечительства, прокурором  и судом. Дети имеют право  на защиту от злоупотреблений  со стороны родителей или иных  лиц, при этом ребенок до 14 лет  вправе самостоятельно обращаться  за защитой своих прав и  законных интересов в Комиссию  по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати  лет – в суд. Должностные  лица организаций и иные граждане, которым станет известно об  угрозе жизни или здоровью  ребенка, о нарушении его прав  и законных интересов, обязаны  сообщить об этом в орган  опеки и попечительства по  месту фактического нахождения  ребенка. При получении таких  сведений орган опеки и попечительства  должен принять соответствующие  меры.[6]

Защита ребенка от различных  форм насилия предусмотрена также  нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

  • против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);
  • опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);
  • нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);
  • нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.)[5].

В нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается  совершение любого преступления или  правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление[16].

 Если же последствия  оказались более тяжелыми, в действие  вступает УК, в котором устанавливает  наказание за нанесение ребенку:

умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные  для жизни и здоровья, и вызвавшие  расстройство здоровья на срок свыше 4-х  месяцев (ст. 147 УК);

менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК).

легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей[17].

Более серьезная ответственность  установлена за истязание, совершенное  в отношении заведомо для виновного  несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под  истязанием понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений  способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое  нанесение побоев, но без тяжких последствий. Как считают некоторые юристы,  истязанием является также лишение ребенка сна, пищи, длительное оставление его в темном, холодном помещении и т.д. Истязания осуществляются только умышленно, т.е. лицо старше 16 лет должно осознавать, что причиняет боль и страдания[2]

Кроме того, в связи с  физической и психологической незрелостью  детей можно говорить о таком  нарушении их прав, как оставление в опасности. Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего  зависят от его возраста и других обстоятельств, поэтому определяется применительно к конкретной ситуации. Так, маленький и беспомощный  ребенок может тяжело заболеть и  даже погибнуть, если останется один хоть на короткий срок, например, зимой  в лесу. Для детей старше 2 лет  представляет опасность размещение в доступных местах моющих и чистящих средств, соды, уксуса, лекарств, спичек, емкостей с горячими жидкостями и  др. Уточним, что в уголовном праве  выделяют умышленное и не умышленное (по неосторожности) оставление в опасности. Если родители или лица, их заменяющие, сознательно поместили ребенка  в опасные для жизни условия, допуская возможность его гибели, и такое случилось, то виновные будут  нести ответственность как за убийство (например, если мать оставила голого младенца зимой на улице). Но если родители, подсознательно желая  смерти ребенку, не оказали ему помощи, когда он находился в опасности (например, в горящей квартире), то в случае его гибели они не будут  отвечать как за убийство, поскольку  опасность возникла не вследствие их действий, а по иным обстоятельствам, например, из-за собственной неосторожности ребенка[15].

Отдельного упоминания заслуживают суицидальные попытки. Дело в том, что в нашей стране не считается преступником человек, покушавшийся на самоубийство и оставшийся жить. Однако в уголовном кодексе  закреплена ответственность за доведение  лица до суицида путем жестокого  обращения, систематического унижения личного достоинства (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.). Более  того, предусматривается усиление наказания  за те же действия, совершенные в  отношении лица, находящегося в зависимости  от виновного (ч. 2 ст. 145 УК). Именно под  эту норму подпадают взаимоотношения  родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников[20]. Считается, что взрослые должны предвидеть последствия жестокого обращения с детьми с учетом неустойчивости их психики, возможной неадекватной оценки сложившейся ситуации. И если ребенок подталкивается к самоубийству, то за подобные действия ответственность наступает как за умышленное убийство. Однако в законодательстве разграничивают доведение до самоубийства и склонение к нему. В первом случае обвиняемый осознает, что жестоко обращается или унижает ребенка, но может не предвидеть возможности совершения им суицида. Во втором случае желание совершить самоубийство вызывается сознательно, и под склонением к суициду понимается умышленное возбуждение решимости уйти из жизни, в результате чего потерпевший предпринимается такую попытку, которая может закончиться его гибелью[18].

Информация о работе Насилие в семье как социально-педагогическая проблема